Заряд и напряжение автомобильного аккумулятора: какими они должны быть?

Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита

Если вы обслуживаете источник питания согласно рекомендациям производителя, то скорее всего он беспроблемно отслужит свой срок эксплуатации и не потребует дополнительных действий. Если источник питания вздулся или разрушились пластины, то мы рекомендуем не заниматься его восстановлением, а приобрести новый. В каких случаях можно попытаться оживить гелевый АКБ?

Если вы заметили потерю ёмкости у вашего аккумулятора, то, возможно, произошло высыхание гелевого компонента. В таком случае необходимо восстановить водный баланс элемента с помощью дистиллированной воды. Далее мы поэтапно расскажем, как это сделать.

Снимите пластиковую крышку.

Удалите резиновые заглушки на банках.

  • Возьмите шприц и наберите 1–2 кубика дистиллированной воды.
  • Влейте воду в каждую банку.

  • Оставьте батарею на несколько часов, чтобы гель пропитался водой.
  • Если воды недостаточно — долейте; если есть излишки — удалите их шприцем.
  • Проверьте уровень напряжения на клеммах.
  • Верните заглушки на место и закройте аккумулятор крышкой.
  • Поставьте батарею на зарядку.

Также оживление аккумулятора может понадобиться при сильной сульфации пластин, которая образовывается во время эксплуатации батареи. Есть два способа десульфации:

С помощью химического состава Трилон В. Его необходимо приобрести, развести в указанной пропорции и залить в предварительно осушенный аккумулятор

Обращаем ваше внимание, в гелевых аккумуляторах не всегда есть возможность удалить электролит в виде геля полностью. После десульфации с помощью Трилона В понадобится промыть внутренности дистиллированной водой, снова залить гелевый электролит в аккумулятор, предварительно приготовив раствор. Как видите, способ довольно хлопотный и требует знаний и навыков.
С помощью импульсных токов различной амплитуды

Во время данной операции импульсные токи разрушают сульфат свинца. Стоит отметить, что гелевые аккумуляторы, как говорилось выше, крайне отрицательно воспринимают резкие перепады напряжения и повышенные токи. Пользователи, опробовавшие этот метод, говорят о том, что не всегда получается достичь поставленной цели. Объясняется это тем, что кроме сульфата свинца разрушаются и сами пластины, а это влечёт потерю ёмкости.

Как видите, способ довольно хлопотный и требует знаний и навыков.
С помощью импульсных токов различной амплитуды. Во время данной операции импульсные токи разрушают сульфат свинца. Стоит отметить, что гелевые аккумуляторы, как говорилось выше, крайне отрицательно воспринимают резкие перепады напряжения и повышенные токи. Пользователи, опробовавшие этот метод, говорят о том, что не всегда получается достичь поставленной цели. Объясняется это тем, что кроме сульфата свинца разрушаются и сами пластины, а это влечёт потерю ёмкости.

Как видите, способы восстановления аккумуляторов существуют, однако, они не очень подходят для гелевых источников питания. Мы рекомендуем не пытаться реанимировать гелевый АКБ, а приобрести новый.

Можно ли в гелевый аккумулятор залить электролит или воду?

В рамках обслуживания гелевых аккумуляторов в них можно доливать дистиллированную воду тем способом, который мы описали выше. Обычную воду из-под крана в источники питания наливать не рекомендовано – в ней слишком много примесей, которые будут мешать протеканию правильно реакции.

Электролит в чистом виде в гелевые АКБ не заливают. Можно попробовать сделать абсорбированный электролит, однако, за результаты такого эксперимента мы не ручаемся.

Гелевые аккумуляторы для автомобилей довольно популярны благодаря отсутствию необходимости их обслуживания. Как видите, эксплуатация этих источников питания крайне проста. Однако многих отпугивает их высокая стоимость. При должном обслуживании — своевременном подзаряде, соблюдении условий хранения — эта батарея прослужит долго, а восстановление ёмкости не займёт много времени и сил. Как вы ухаживаете за гелевым АКБ? Приходилось ли сталкиваться с проблемами во время зарядки или восстановления? Поделитесь своим опытом с нашими читателями.

Как долго заряжать кислотный аккумулятор

Аккумулятор воспринимается заряженным до конца, когда начинает кипеть электролит. Средний показатель времени зарядки обычно составляет для стандартных аккумуляторов 9 часов. Но этот показатель разнится в зависимости от типа аккумулятора и от его уровня заряженности на момент начала процесса подзарядки.

Не рекомендуют производить перезаряд АКБ, так как вследствие этого образуется накипь на свинцовой пластинке. После чего батарея может испортиться без возможности восстановления. Для того, чтобы этого избежать, нужно перед началом процесса тестировать высоту электролита и его плотность, особенно в прохладное время года.

При высоких показателях температуры воздуха заряд АКБ производится при показаниях ёмкости от 50%, при более холодном температурном режиме этот показатель обычно равняется 25%.

АКБ стоит очистить от грязи, пыли и накипи не только перед началом зарядки, но и после, так как в процессе подзарядки на поверхности могут остаться следы кислоты.

Очистить аккумулятор можно мыльным или содовым раствором. Эту процедуру нужно проводить в перчатках из соображений безопасности. При этом старайтесь, чтобы раствор не протёк в банки АКБ.

Весь процесс довольно простой, и, если работать, соблюдая все инструкции, работа аккумулятора будет долгой и хорошо налаженной.

Проверка генератора

Основной признак неисправности источника энергии — перебои в U (напряжении). В таком случае проверьте функционал системы и разберитесь, сколько передает генератор автомобиля для зарядки аккумулятора.

При тестировании соблюдайте советы опытных автовладельцев:

проверьте, корректно ли подсоединены крепления;

проверьте качество натяжения ремня;

вентили должны показывать ток 12 Вольт (В) и ниже;

меняя проводку, соблюдайте диаметр сечения (изначальный и новый в идеале совпадают).

Если обсуждаемый элемент получил существенные механические повреждения, рекомендуем доверить его анализ опытным сотрудникам автомастерской.

Сколько должна выдавать зарядка генератора? Алгоритм работы с мультиметром выглядит так: меряете U на клеммах АКБ при неработающем двигателе (норма 12,5-12,7 В). Запустите только мотор и повторите измерение без нагрузки “на холостых”. Сколько вольт приходит на возбуждение генератора? “Здоровые” показатели — от 13,8 В до 14,5 В (при силе тока от 80 до 140 Ампер).

Следующим шагом даете максимальную нагрузку, подключая дополнительное оборудование (фары, магнитолу, обогрев стекол и прочее). При исправном агрегате значения под нагрузкой будут от 13,7 В до 14 В. Значение ниже 13 В считают критическим.

Если у вас нет мультиметра, есть еще способ диагностики на холостых оборотах: включаете мотор, немного его нагружаете (например, включенными фарами), снимаете клемму “-” с АКБ (нужен 10 ключ). Авто, как и фары, стабильно работает — ВСЕ в порядке. Если машина глохнет или фары потускли, требуется дополнительно разобраться в вопросе.

Сколько генератор выдает на аккумулятор? Если АКБ заряжается с избытком, вы заметите характерные признаки: сверху батареи видны белые подтеки (выкипел электролит, возможная причина — неисправность реле регулятора). Проверка выполняется при помощи мультиметра. Смотрите заряд при работающем ДВС:

14,5 В — 14,8 В — норма, реле в порядке;

15 В — 15,2 В — перезаряд, требуется срочно заменить реле.

Пренебрегать этой поломкой не стоит, ведь система может выйти из строя в самый неудачный момент.

Для профилактики электрогенератора проверяйте:

отсоединен ли провод перед сваркой;

индикатор на приборной панели (когда загорается, реагировать следует оперативно);

Выпрямитель (при подозрении проблемы с ним отключите АКБ);

работоспособность источника электричества (замыканием “массы” на вывод);

защиту электричества от любых жидкостей.

АКБ и генератор работают параллельно, выдерживая высокие нагрузки разных типов: кратковременные, длительные и постоянные

Если важно узнать мощность всех потребителей, прибавьте к необходимому для подзарядки аккумуляторной батареи значению сумму пиковых показателей мощности всех систем. Для удобства расчетов ниже приведена таблица с примерными нагрузками всех типов. Источник

Источник

Общие моменты

Электродвижущая сила отвечает за нормальное прохождение тока по цепочке, дает запрограммированную разность выводных частей источника питания – то есть АКБ. Искомая величина рассчитываться будет как разница потенциалов.

Электродвижущая сила равна расходуемой на перенос заряда между выводами энергии. Значения токовых сил, напряжений связаны друг с другом неразрывным образом. Когда внутри батареи данная сила не возникает, отсутствует ток и на выводящих частях.

Также важно понимать, что при ЭДС вольты есть и без прохождений тока по цепи.

Когда цепные связи размыкаются, ток отсутствует, но в аккумуляторе начинает возбуждаться электродвижущая сила, в зоне выводов появляется движение.

Для измерения обеих величин используются вольты. Электродвижущая общая сила в автоаккумуляторе развивается в результате электрических и химических процессов, протекающих внутри него. ЭДС всегда больше напряжения в аккумуляторе на величину, равную падению внутреннего напряжения.

Для замеров применяются вольтметры с мультиметрами. В аккумуляторе для авто размеры ЭДС будут зависеть от плотности, температурных значений электролита.

В случае роста плотности электролитного вещества растет и показатель тока, ЭДС.

Точных сведений по вопросу того, какое значение для батареи питания идеальное, нет

Специалисты во внимание принимают оптимальные показатели пуска для старта моторного механизма. Если АКБ новый, заряженный, данное значение должно быть 12,6–12,7 вольта. Если напряжение заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки выше, это еще не указывает на наличие проблемы

Если напряжение заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки выше, это еще не указывает на наличие проблемы.

Например, сразу после зарядки АКБ ее ток при замерах будет выше на 0,5 вольта реального, и при итоговых подсчетах это нужно учитывать. 13,0–13,2 вольта – цифра, которая превышает допустимые значения напряжения, но для некоторых моделей батарей она является нормальной.

Близкие к рекомендованным значениям данные батарея показывает спустя пару часов после зарядки.

Критическим для АКБ считается 12 вольт и менее. Если значение меньше этой цифры, нужна срочная зарядка. Использовать элемент питания на ресурсном пределе нельзя, поскольку в данном случае запустится процесс сульфатации пластин. В будущем от последствий сульфатации избавиться проблематично, и придется покупать новую батарею.

При этом 12,1 вольта достаточно для старта мотора, проблемы возникают на 11,6 вольта и ниже. Это все цифры, о которых нужно знать и учитывать их во время работы. В большинстве случаев значение напряжения заряженного аккумулятора автомобиля находится на отметке в 12,2–12,5 вольта.

Таблица заряда

Чтобы не упустить момент, когда заряд батареи упадет до предельно критического уровня, используйте таблицу заряда АКБ. Если измерить U на клеммах, можно рассчитать общий заряд.

Также в таблице вы найдете значения плотности электролита, температурных значений, при которых он может замерзать зимой. Ознакомиться с основными значениями можно в таблице заряда аккумулятора автомобиля по напряжению.

Проверка напряжения при помощи мультиметра

Чтобы проверить заряд накопителя, потребуется мультиметр. Так, можно получить фактическое напряжение батареи, находящейся в состоянии покоя. Помимо этого, есть номинальное значение, представленное показателем 12В, который используется в литературе. Однако на практике такое напряжение указывает лишь на 45% заряда.

Как проверить напряжение мультиметром:

  1. Нужно выключить зажигание авто.
  2. Выставить устройство в режим замера напряжения, установив значение в 20В.
  3. Затем металлические щупы прикладываются к клеммам. Красный провод идет к плюсу, а черный к минусу.
  4. Можно оценивать результат.

Проверяя напряжение заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки, в спокойном состоянии, водитель должен получить результат 12,6В–12,7В. Но это не установленная норма, некоторые фирмы производители допускают повышение показателей до 13В–13,2В. Более низкие значения также возможны, они могут меняться. На большинстве авто, которые постоянно эксплуатируются, получают результат в 12,2В–12,49В, что указывает на достаточный уровень.

Внимание:

Если напряжение падает до 12 Вольт, скорее всего, устройство разряжено наполовину, требуется зарядка. Дальнейшая эксплуатация сопровождается быстрой сульфатацией пластин свинца, автомобильный аккумулятор теряет характеристики, срок службы сильно сокращается.

Рекомендации по зарядке

Если при измерении уровня заряда был получен низкий показатель, то следует провести зарядку при использовании специального прибора. Стоит учитывать, что своевременная зарядка существенно продлевает срок службы устройства. Рекомендации по зарядке следующие:

Для начала следует снять батарею и очистить ее от пыли. Если корпус сильно загрязнен, можно использовать мягкую ветошь и раствор воды с содой

Зарядка должна проходить при температуре выше 0 градусов Цельсия.
Откручиваются все заливные пробки и остаются в посадочных отверстиях.
Уделяется внимание состоянию клемм. Их поверхность не должна быть окислена или иметь дефекты.
При подключении зарядного устройства соблюдается полярность

Если перепутать провода, то вместо зарядки будет происходит разрядка источника энергии.
После подключения проводов проводится включение зарядного устройства.
На приборе устанавливается постоянное напряжение в районе 14−16 В. Значение силы тока варьирует в промежутке от 25 до 30 А. По мере восполнения заряда показатель будет падать.
На зарядку исправного устройства уходит около 10 часов. После отключения зарядного устройства пробки не вкручиваются в течение еще двадцати минут. Эта рекомендация связана с тем, что на момент зарядки электролит может закипать или образуются различные газы. Помещение, в котором проводится процедура, должно иметь приточно-вытяжную вентиляцию.

Стоит учитывать, что сразу после зарядки аккумулятор будет быстро его терять в течение нескольких часов. Именно поэтому рекомендуется проводить тест после прохождения восьми часов с момент использования ЗУ.

При работающем двигателе

При функционирующем двигателе авто более 10минут, вольтаж будет составлять от 13,5В до 14,5В. В этом случае, параметр будет несколько больше обычного, поскольку работает генератор авто. Начать проверять значение вольтажа необходимо после работы двигателя более 20 минут. Затем нужно включить элементы, которые расходуют автомобильную энергию:

  • очистители стекла;
  • обогреватель лобового стекла;
  • печку;
  • дальний свет;
  • автомагнитолу.

После этого значение должен немного измениться (примерно на 0,2В). Если значение сильно уменьшилось, то, скорее всего, у вас генератор находится в неисправном состоянии или бывает другая ситуация, например, если вы используете сабвуфер или другой мощный прибор, и генератор не может справиться с такой нагрузкой, по этой причине вольтаж начинает проседать. В таком случае имеется только одно решение – купить более мощный генератор.

Причины низкого напряжения в аккумуляторе автомобиля

Причин резкого падения напряжения в полностью заряженном аккумуляторе автомобиля может быть несколько:

  • Аккумуляторная батарея выработала свой ресурс и ее нужно заменить.
  • Из-за неисправного генератора АКБ не получает нужной зарядки.
  • Случается, что и новый аккумулятор резко теряет напряжение даже при полностью исправном генераторе. Это происходит из-за утечки тока бортовой электроцепи автомобиля. Причиной такой ситуации может быть любое электрооборудование машины.

Все существующие причины падения напряжения автомобильного аккумулятора могут быть устранены без особых сложностей, за исключением случая, когда АКБ выработала свой ресурс. В этом случае необходимо купить и установить новую батарею.

Неправильная эксплуатация автомобиля также может привести к снижению нормального напряжения аккумулятора автомобиля. Если машина постоянно используется для поездок на короткие расстояния, то генератор не успевает полностью восстановить АКБ после запуска двигателя. Кроме того, снижение напряжения батареи может произойти из-за не выключенного освещения в салоне, света фар, работающего во время стоянки магнитофона и т. д. Даже один электроприбор, включенный во время стоянки автомобиля, всего за несколько часов может полностью «посадить» аккумулятор.

Не менее опасной является и перезарядка АКБ (напряжение батареи превышает 13 В). Чаще всего это происходит из-за неправильной работы генератора. В некоторых случаях автовладельцы умышленно перезаряжают аккумулятор, чтобы повысить его плотность. Когда напряжение батареи превышает нормальные значения, то начинает выкипать электролит и сокращается ресурс АКБ. Рассмотрим основные причины, которые приводят к перезарядке АКБ автомобиля:

  • Неправильно работает реле, которое отключает генератор после того, как аккумулятор заряжается до нормального напряжения. Неисправность такого устройства приводит к тому, что ток зарядки продолжает поступать после того, как АКБ полностью зарядился. Данная поломка устраняется легко, да и реле стоит не очень дорого.
  • Поломка генератора. В этом случае ремонт будет более дорогостоящим.
  • Неправильно подобрано оборудование для зарядки автомобильного аккумулятора.

После того как причина повышенного напряжения АКБ устранена, необходимо выполнить повторные замеры этого параметра на клеммах батареи, чтобы убедиться в нормальной работе оборудования.

На что влияют обороты двигателя

Разобравшись какое напряжение выдает автомобильный генератор, остается определиться с током, который напрямую зависит от оборотов якоря. При этом следует учитывать, что любой генератор имеет ограничение по току и не может выдать больше как бы не наращивались обороты ротора. Таким образом, по токовым показателям можно выделить 3 режима – это минимальный, номинальный и максимальный ток.

За минимальный показатель принимается ток при холостых оборотах двигателя (обычно 1500—1800 об/мин) и он (минимальный ток) должен составлять 40-50% от номинального показателя. Номинальный ток – это показатель, при котором узлы генератора нагреваются в пределах допустимых норм. При этом номинальный ток близок к максимальному. Именно этот показатель указывается в паспортных данных устройства и на корпусе самого генератора. Для отечественных моделей генераторов номинальный ток достигается при 500 об/мин.

При выборе генератора не следует руководствоваться какое напряжение должен выдавать генератор автомобиля, так как оно одинаково для всех моделей. За главный показатель принимается номинальный ток генератора, который должен соответствовать 200% от емкости аккумулятора с небольшим допустимым отклонением 10-15%. Не рекомендуется также устанавливать на автомобиль аккумулятор большей емкости, так как он не будет достаточно восстанавливать заряд от уже используемого генератора.

Что делать, если на аккумуляторе низкое напряжение

Если на одной из банок напряжение ниже, чем требуется, то это можно исправить, зарядив ее:

  1. Определить полярность аккумулятора и проводов зарядного устройства, выдающего 5 В и не более 1 А. В качестве последнего можно использовать ЗУ от мобильного телефона. Для этого нужно переключить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения и приложить к полюсам/проводам. Если значение положительное, то к красному проводу подключен “+” полюс/провод. Если отрицательное, то наоборот.
  2. Закрепить на соответствующих полюсах аккумулятора провода зарядного устройства и включить его в сеть.
  3. Дождаться окончания зарядки, контролируя напряжение вольтметром.

Так как напряжение батареи зависит от напряжения на отдельных аккумуляторов, то после зарядки оно повысится.

Подводя итог, можно сказать, что процедура проверки напряжения батареи и его восстановления достаточно трудоемкая для рядового пользователя. Поэтому при подозрении на ее неисправность проще всего отдать ее специалистам на восстановление или заказать новую на “Алиэкспресс”.

Понятие о нормальном напряжении

Вы теперь знаете, какое напряжение обычно считается нормальным на аккумуляторе легкового автомобиля. Это диапазон от 12,5 до 13,2 В. До 13,2 В заряд обычно может доходить по окончанию процесса зарядки.

Если АКБ исправна, тогда после 12 часов простоя напряжение не должно падать ниже отметки 12,6-12,8 В. Именно этих значений ожидает водитель, когда оставляет машину на всю ночь в гараже или на стоянке. При этом с запуском двигателя утром не возникнет никаких проблем. Напряжения в батарее хватит, чтобы мотор завёлся.

Если ёмкость АКБ составляет условные 50 Ач, в течение 140 дней она сможет сохранять свой заряд и не опускаться до критических значений. Этого можно добиться, если хранить батарею при плюсовой температуре, а также снять клеммы.

Далее рассмотрим, сколько вольт обычно выдаёт заряженный аккумулятор от автомобиля в тех или иных условиях.

Опираясь на нормы, то есть на нормальное напряжение стандартного аккумулятора от автомобиля без воздействующей на него нагрузки, можно узнать, в каком состоянии находится АКБ и как долго она ещё сможет примерно прослужить.

Значения минимального напряжения

Есть определённый порог для заряда АКБ, ниже которого опускаться не рекомендуется. Общепринятое минимальное напряжение составляет 10,5 В. При достижении таких значений рекомендуется отыскать ЗУ и подключить к нему АКБ для восстановления рабочих характеристик.

Когда заряд упадёт ниже 9 В, возобновить работоспособность будет сложно. Это связано с тем, что начинают активно протекать процессы сульфатации, которые проявляются в виде скопления белого твёрдого налёта на пластинах. Методы десульфатации применять потенциально опасно, но порой это единственный способ реанимировать АКБ.

Значения под нагрузкой

Также интересно будет узнать про напряжение в аккумуляторе легкового автомобиля не при работающем двигателе, а под какой-нибудь нагрузкой.

Замеры напряжения под нагрузкой осуществляются с использованием специального приспособления. Оно называется нагрузочной вилкой.

Нагрузочные вилки используются для проверки АКБ при температуре не ниже 1-5 градусов тепла. Оптимально это делать при 18-25 градусах.

Что же касается того, сколько вольт должно быть при полностью заряженном автомобильном аккумуляторе при проверке нагрузочной вилкой, то тут речь идёт о значениях в пределах 12,6-12,7 В.

Параметры при работающем ДВС

Отдельно следует поговорить про напряжение аккумулятора при работающем двигателе автомобиля. Здесь у АКБ параметры меняются.

Чтобы выполнить корректную проверку напряжения при работающем двигателе, следует дождаться, пока он поработает около 15 минут и больше. После этого нужно включить разные потребители. Среди них:

  • стеклоомыватель;
  • дворники;
  • обогрев стекла;
  • подогрев кресел;
  • печка;
  • дальний свет фар;
  • аудиосистема и пр.

Если с АКБ всё хорошо, тогда параметры напряжения после включения потребителей должны лишь немного снизиться. Нормой принято считать падение на 0,2-0,3 В.

Если параметры падают значительно сильнее, наверняка присутствуют проблемы со стороны генератора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector