Всё про газовое оборудование на авто (гбо)
Содержание:
- О современных тенденциях развития ГБО и газодизеле
- Виды ГБО на автомобиль
- Принцип работы ГБО 4 поколения
- ГАЗель NEXT
- Стоит ли устанавливать ГБО самому или довериться профессионалам?
- Плюсы и минусы установки ГБО
- Поколения ГБО, выбор оборудования для своего автомобиля
- Выгода ГБО
- На какие машины нельзя ставить ГБО
- Причины неисправности ГБО 4 поколения
- Лада Веста на газу
- Принцип работы ГБО
- Lada Vesta CNG
- ГБО
- Подведем итоги
О современных тенденциях развития ГБО и газодизеле
Что такое ГБО? Это современные технологии, которые идут вперед каждый день!
Кроме традиционного оборудования, и газобаллонных систем инжекторного типа, еще советскими инженерами был создан газодизель. ГБО, которое устанавливалась на дизельные силовые агрегаты.
Первым представителем газодизеля были грузовики «Камаз». В силовую установку автомобиля подавалось 80% газовой смеси и 20% солярки. Такое топливо заставляло «Камаз» работать в полную силу. Но СССР был богатой страной, в которой солярка стоила дешево, поэтому проект признали нерентабельным, и закрыли.
Принцип газодизеля заключается в том, что газ поступает в мотор не вместо, а одновременно с основным горючим – дизтопливом. Использование такой технологии показало себя эффективным в отношении снижения материальных затрат на горючее, особенно – при работе магистральных тягачей.
Сейчас тренд установки ГБО на дизель вновь набирает обороты. Газовые установки успешно работают как на грузовых автомобилях, так и на комфортных седанах или внедорожниках.
Разработкой последнего времени является применение газа на бензиновых двигателях, чья конструкция предусматривает прямой впрыск бензина. В этом случае через бензиновые форсунки осуществляется подача газа в жидкой форме. В ГБО 6 поколения отсутствует такой элемент как редуктор-испаритель. Это передовое решение компании Vialle, за которым дальнейшее будущее систем ГБО.
Виды ГБО на автомобиль
В зависимости от системы питания, на автомобиль могут устанавливаться разные поколения газобаллонного оборудования. Между 2-м и 6-м поколением ГБО конструктивно лежит такая же пропасть, как между карбюратором и инжектором мотором с непосредственным впрыском топлива.
2-го поколения
Самый простой вариант. Используется в автомобилях с карбюраторной и моноинжекторной системой питания. Хотя встречается и на инжекторных автомобилях, но это не самый лучший вариант.
Принцип работы газового оборудования второго поколения максимально прост. Газ, прошедший через редуктор-испаритель, подаётся в специальный смеситель, установленный до дроссельной заслонки. Двигатель всасывает газ вместе с воздухом: чем больше открывается дроссельная заслонка, тем больше смеси попадает в цилиндры.
Преимущества и недостатки
дешевизна;
простота настройки и обслуживания.
неточность регулировок;
хлопки и небольшие взрывы газа, скопившегося во впускном коллекторе (в основном на инжекторных автомобилях);
долгий процесс переключения с бензина на газ.
Регулировки постоянно нужно корректировать, а мощность двигателя заметно ниже.
3-го поколения
Переходной вариант, редко встречается на автомобилях. Основное отличие — наличие форсунок для впрыска газа непосредственно во впускной коллектор и шагового электромотора, который регулирует количество подаваемого газа.
Управление системой происходит на основании показаний кислородного датчика и датчика положения дроссельной заслонки. Поэтому на карбюраторных автомобилях 3 поколение ГБО не используется.
Схема устройства ГБО 3-го поколения
Недостатки этого типа оборудования:
- сложность регулировки;
- медленная реакция на изменение режимов работы двигателя.
Машина становится более вялой, мощность и приёмистость падают.
4-го поколения
Самое распространённый тип газового оборудования, который идеально подходит для автомобилей с инжектором. Газ под давлением впрыскивается непосредственно во впускной коллектор с помощью отдельных форсунок.
Управляет процессом отдельный блок. Он подсоединяется к штатной проводке ЭБУ. При переходе с бензина на газ бензиновые форсунки отключаются, вместо них начинают работать газовые. Переход с одного топлива на другое происходит мгновенно, практически не заметно для водителя.
Блок управления газовым оборудованием полностью опирается на показания тех же датчиков, что и штатный, бензиновый ЭБУ. Поэтому коррекция подачи газа происходит максимально точно и быстро, значит, расход газа и потери динамики минимальны.
Конструкция ГБО 4-го поколения
Из-за сложной конструкции 4 поколение ГБО дороже в покупке и установке. Но для инжекторных автомобилей с распределённым впрыском — это самый подходящий вариант.
5-го поколения
Используется только на автомобилях с современными системами непосредственного впрыска топлива в камеру сгорания. Технология относительно новая, поэтому таких автомобилей с ГБО довольно мало. Форсунки устанавливаются, как и бензиновые, не во впускной коллектор, а в головку блока цилиндров.
Газовый редуктор применяется. Для впрыска газа нужно большее давление, порядка 15-16 атмосфер. Чтобы обеспечивать постоянную величину давления, внутри баллона устанавливается электрический насос, подобный бензиновому. Газ не испаряется, а впрыскивается в жидкой фазе.
Устройство ГБО 5-го поколения
На автомобили с непосредственным впрыском топлива невозможно установить ГБО предыдущих поколений. Пятое поколение — дорогостоящее и требовательное к качеству топлива. Особенной чувствительностью отличается бензонасос, устанавливаемый в газовом баллоне.
6-го поколения
Шестое поколение — это эволюция пятого. Здесь из системы исключены отдельные газовые форсунки. Вместо них подача газа происходит сразу через бензиновые. Для этого под капотом устанавливается специальный согласующий модуль. Его задача — перекрывать подачу бензина, открывая газ, и наоборот. Он словно сводит две топливные магистрали в одну, попеременно их переключая.
Схема ГБО 6-го поколения
Принцип работы ГБО 4 поколения
Газобаллонное автомобильное оборудование стало популярным благодаря тому, что оно способно нагнетать топливо комбинировано, то есть газ+бензин. Также, по желанию водителя, он может переключить с комбинированного способа только на газовую подачу или же, только на бензиновую подачу в систему ДВС. Также, переключение режимов может происходить автоматически. Панель управления четвертого ГБО маленькая. Она подсвечивается светодиодным индикатором показатель количества газа в баллоне и, на котором есть переключатель режимов подачи топлива.
В основном, панель управления газового оборудования устанавливают с левой стороны под рулевой колонкой, рядом с кнопками регулировки фарами.
Индикаторы топлива
На панели управления ГБО 4 есть 5 светодиодных информационных индикаторов: 4 зеленых и 1 красный. Они расположены в один ряд.
- Если горит 1 зеленый сигнал светодиода — это значит, что осталось в баллоне 10 литров газообразного топлива. 10 литров газа достаточно для прохождения пути на расстоянии до 200 км.
- Если включилась красная светодиодная лампочка, значит, что осталось минимального количество топлива. Аварийного количества газа хватает, чтобы проехать от 50 до 80 км. При включении красного индикатора, требуется заехать на заправку.
Панель управления газобаллонного оборудования Есть еще красный индикатор на пульте, сверху в углу. Он работает в мигающем режиме. Когда замигал, значит, что двигатель пока работает на бензине, но вскоре произойдет переключение на газ. Красная лампочка на пульте управления мигает всякий раз, когда автомобиль только что завелся. После того, как мотор наберет рабочую температуру, система ГБО переведет на газ.
Способность ГБО системы работать в комбинированном режиме повышает надежность стабильной работы ДВС машины. Также, одна заправка позволяет проехать большее расстояние. Особенно, это удобно в малонаселенных местностях, где расстояния до заправок большие или, если топливо не качественное. Кроме вышеперечисленных плюсов, можно легко сделать автомобиль не угоняемым. Чтобы включить противоугонку авто, достаточно снять коммутатор, без которого ни бензиновое, ни газовое топливо поступать в инжекторную систему ДВС не будет.
Если в автомобиле установлен двигатель с дорогой системой впрыска топлива с катализатором, который очищает выхлопные газы, то установленная система ГБО 4 поколения понизит расход топлива и продлит ресурс самого катализатора.
Такое оборудование назначается для двигателей, которые соответствуют требованиям экологических норм по вредным веществам ЕВРО 3 и выше. В этом оборудовании есть импульсный впрыск топливо-воздушной смеси, который выполняет команды контроллера отдельного блока управления с микропроцессором. Блок управления (БУ) считывает и генерирует данные микропроцессора и дает сигналы управления, которые открывают электромагнитные форсунки впрыска газового топлива и, которые блокируют форсунки подачи бензина.
Данные, по которым система создает нужную концентрацию для подачи в систему двигателя:
- Давление газа.
- Температура редуктора.
- Температура газа.
При возникновении случая, когда давление поступающего газа уменьшается и становится ниже предельно допустимого, система ГБО 4 выключает газовые форсунки и включает бензиновые форсунки. Таким образом, осуществляется перевод работы ДВС с газа на бензин.
ГАЗель NEXT
Модель отличается возможностью установки двух вариантов газового оборудования: LPG (пропан) и CNG (природный газ – метан).
Вариант LPG: битопливный четырехцилиндровый четырехтактный двигатель Evotech (модернизированный мотор УМЗ-4216) объемом 2.7 литра, мощностью 104 л. с. при работе на газе и 106 л. с. при сжигании традиционного бензинового топлива. Максимальный крутящий момент при работе на бензине – 220,5 Нм, при работе на газе – 219 Нм.
Емкость баллона 100 литров (заправочный объем составляет 80 литров).
Расход топлива составляет: при движении с постоянной скоростью 60 км/ч – 9,8 л/100 км на бензине и 11,8 л/100 км на газе; при движении с постоянной скоростью 80 км/ч – 12,1 л/100 км на бензине и 14,5 л/100 км на газе.
Стоимость
Бортовой автомобиль: от 1 165 000 рублей
Автобусы: от 1 635 000 рублей
Стоит ли устанавливать ГБО самому или довериться профессионалам?
Предварительно каждый водитель задумывается о возможной самостоятельной установке оборудования – возможно ли и как это сделать? Далее вопрос рассматривается подробно с приведением обоснованных доводов.
Почему стоит доверять профессионалам?
В первую очередь, установка ГБО является вынужденной мерой для того, чтобы сэкономить личные деньги на топливо. Но и установка самого оборудования требует лишних трат. Поэтому будет стоять выбор: произвести установку своими руками или довериться профессионалам?
Если водитель является неопытным автослесарем, а также только начинает познавать дело автолюбителя, то ни в коем случае нельзя устанавливать ГБО своими руками. Поскольку установка любого пожароопасного оборудования без соблюдения любых правил техники безопасности и установки будет нести за собой серьезные последствия, рекомендуется обратиться к специалистам.
В качестве уверенности в будущей проделанной работе можно потребовать наличие соответствующего сертификата.
Особенности самостоятельной установки ГБО
Если водитель имеет ГБО второго поколения, то установить его можно и своими руками при наличии достаточного опыта. Подробная установка требует тщательного рассмотрения вопроса, поэтому для общей информации представляются только основные ступени работ:
- В первую очередь будет проходить установка самого баллона подачи газа.
- Далее будет необходимо произвести установку оборудования проводки газопровода.
- Третьим шагом выступает установка клапанов и смесителей.
- Затем необходимо провести монтаж редуктора, а за ним пульта управления и дозатора.
- В конце проделанной работы необходимо провести детальный осмотр всего оборудования на наличие неисправностей, работоспособности и его герметичности.
Это основная последовательность, которую соблюдают в полном соответствии всех особенностей и рекомендаций.
Плюсы и минусы установки ГБО
Переход машины на газовое топливо является довольно серьезным и ответственным шагом, к которому необходимо подойти с полной ответственностью. Следует рассмотреть плюсы и минусы установки и использования газового оборудования.
К плюсам относят:
-
В первую очередь, это экономия ваших личных средств. Именно эта причина является основной для перехода машины с бензинового (дизельного) на газовое топливо. В среднем годовые цены на покупку газа для машины дешевле на 35-40%, чем на бензин.
-
Особенностью газа от бензина является его высокое октановое число от 100 и более. В итоге вы будете наблюдать более «стабильную» работу силового узла вашего автомобиля. Газ не дает столь высокую нагрузку на цилиндропоршневую группу как бензин, и как итог — равномерное сгорание топлива.
-
Продление срока службы свечей зажигания авто-. Это достигается за счет того, что газ при сгорании не оставляет остатков, тем самым не «засоряя» электроды свечей зажигания. Как итог — продление срока службы свечей увеличивается вдвое.
-
Также немаловажным плюсом работы газобаллонного оборудования является увеличение в два раза срока службы моторного масла. Газ равномерно смешивается с воздушным потоком и тем самым не смывает масляную защиту с поверхности. Как следствие, масло намного дольше будет сохранять свои рабочие качества и сократятся личные затраты на его покупку.
-
Экологичность ГБО. Как уже упоминалось выше, газ является природным продуктом, который сгорает без остатков. Поэтому выхлопные газы автомобиля больше не будут содержать вредных элементов, таких как сера или различные присадки.
-
Удобство и практичность применения ГБО на авто. Современное газовое оборудование способно переключаться на необходимый вид топлива с помощью тумблера.
-
И последним важным плюсом является низкие пожаро- и взрывобезопасность. Не стоит верить слухам и различным стереотипам. При механическом повреждении или различных трещинах топливо начнет быстро охлаждаться, перейдет в газообразное состояние и будет улетучиваться. А в зимнее время года шансы на воспламенение газа почти сводятся к нулю.
Но не стоит также забывать и о минусах использования ГБО:
- Первым минусом является сама габаритность ГБО. Размер газового баллона будет занимать в среднем половину багажного отделения автомобиля. Это, в свою очередь, не понравится тем автолюбителям, которые любят путешествовать или занимаются грузоперевозками на легковых автомобилях. Тут же следует выбрать между комфортом или экономией личных средств.
- Поскольку газ сгорает медленно, отсюда заметен и следующий недостаток использования газового оборудования, а именно потеря мощности. В среднем автомобиль теряет около 10 %. Зато на замену мощности приходит плавное управление движением без нежелательных рывков автомобиля.
- Следующим недостатком является большая нагрузка на клапаны. Тем самым увеличивается их риск нагрева, что приводит к перегрузке. Поэтому при использовании ГБО на автомобиле не стоит злоупотреблять работой машины на высоких оборотах.
- Затраты на установку и регистрацию ГБО. Регистрация газового оборудования должна пройти много бумажных волокит и быть вписана в техпаспорт транспортного средства.
- Относительная дороговизна ремонта газобаллонного оборудования.
Взвесив все преимущества и недостатки представленной системы и особенностей ее использования, рекомендуется сделать верный выбор.
Поколения ГБО, выбор оборудования для своего автомобиля
Теперь стоит подойти к немаловажному вопросу выбора поколений ГБО. Рассмотреть рекомендуется все существующие поколения
Всего существует пять поколений ГБО: от относительно старых до самых современных систем, которые рассматриваются в подробностях:
1. Отличительными особенностями первого поколения является наличие испарителя газа (редукторная система разделительного типа). Её использование началось еще с 90-х годов прошлого века. В настоящее же время эти системы являются старыми, и на их смену пришло второе поколение ГБО. Но большинство автолюбителей и специалистов по установке ГБО считают их весьма надежными.
2. Особенностью второго поколения ГБО является ручная подача топлива с помощью определенной трубки с отверстием внутри. Диаметр отверстия в дозаторе напрямую зависит от поперечно вкрученного в него болта. Чем больше вкручен, тем меньше происходит подача газового топлива. Минусом данного поколения ГБО является необходимость регулировки сечения в случае загрязнения воздушного фильтра.
3. В третьем поколении ГБО используется система подачи газа через специальный дозатор. Другими словами, подача топлива напрямую производится от специального моторчика, который питается от бортовой системы автомобиля. Соответственно, главным плюсом третьего поколения ГБО является его настройка через ПК.
4. Четвертое поколение ГБО своим производством совершило прорыв в машиностроении
Её главной и немаловажной особенностью от прошлых поколений является подача топлива из редуктора к форсункам силового узла. За счет этого происходит идеальная подача газа, что по своим характеристикам не уступает своим «бензиновым» конкурентам
Настройка «мозга» этой системы проводится исключительно через компьютер или ноутбук.
5. Пятое поколение ГБО не нашло высокой популярности у автолюбителей стран СНГ. Поскольку его работа возможна только через установку определенного насоса высокого давления, который устанавливается во внутренней части баллона. А также вследствие низкого качества сжиженного газа, необходимого для её работы. Плюсом же данного поколения ГБО является впрыск газа прямо в камеру сгорания транспортного средства.
К выбору системы подходят не только с учетом удобства, но и с предварительным осмотром технических характеристик автомобиля. Выбирать следует наиболее предпочтительный вариант в соответствии с возможностями транспортного средства.
Выгода ГБО
Автовладельцы знают, что, если установлено ГБО, это помогает сэкономить на горючем и уменьшить расходы семейного бюджета на заправку. Но здесь нужно учесть активность использования автомобиля. Если машина выезжает несколько раз в неделю, новая аппаратура вряд ли окупится. По-иному обстоит ситуация, если в год автомобиль проходит 20 000 км и более. В таком случае потребуется около 10-12 месяцев, чтобы окупить расходы. Здесь многое зависит от расхода двигателя, типа газобаллонной аппаратуры, затрат на обслуживание и т. д.
Также автовладельцы должны знать особенности ГБО для двигателя, что это значит в машине с позиции ресурса некоторых узлов. В частности, продлевается срок службы катализатора и системы впрыска на 30-40 %. При длительной эксплуатации такая особенность позволяет снизить расходы.
На какие машины нельзя ставить ГБО
Важно понимать, что не на каждый автомобиль можно установить ГБО. Так, в 90-х годах прошлого века компания Митсубиси создала бензиновый мотор с прямым впрыском топлива
В отличие от обычных двигателей, форсунка находится прямо в камере сгорания. Такие силовые узлы не получили большого распространения из-за высокой цены и низкой экономичности. На них ставить газобаллонную аппаратуру зачастую нельзя.
В 2000-х годах эксперты Фольксваген исправили ошибки японских специалистов и создали для машины усовершенствованную систему прямого впрыска. Такие моторы требуют особого подхода к сервисному обслуживанию и качеству горючего.
Рассматривая авто, на которые лучше не ставить ГБО, стоит выделить модели с турбированным мотором. При монтаже газобаллонного оборудования на такой двигатель высок риск ошибок при подготовке топливной смеси. В частности, пропан-бутан не детонирует, а главным признаком неправильного образования горючей смеси как раз и считается детонация. Для снижения таких рисков рекомендуется заправлять авто бензином с высоким октановым числом.
Следующий вид машин, на которые нельзя ставить ГБО — авто с двигателями, имеющими двойной инжектор. Здесь подразумеваются шестицилиндровые моторы Тойота, имеющие по две форсунки на каждый цилиндр: непосредственную и распределенную. Они отличаются дозировкой подачи горючей смеси и временем работы.
На такие авто нельзя ставить газобаллонное оборудование из-за хитрого включения форсунок. Здесь применяются сложные программы впрыска, с которыми трудно совместить газовое оборудование. Индивидуальное ПО для подобных машин не выпускается. Если попытаться взломать ЭБУ, он не даст нормально эксплуатировать транспортное средство.
Плюс в том, что такие моторы установлены лишь на некоторых вариантах Lexus типа GS, сделанных в середине 2000 годов, а также на машинах Toyota, выпущенных для Японии. Но нельзя сказать, что таких двигателей почти нет. Они попадаются на европейском рынке, но такое происходит редко. В будущем производители могут подхватить технологию, ведь она очень продвинутая. При небольших нагрузках работает только одна форсунка, а при повышении оборотов включается обе. Такая особенность дает преимущества при активной езде.
Несмотря на ряд ограничений, многие СТО не боятся трудностей. При вопросе, на какие машины можно ставить ГБО, они указывают турбированные моторы
При монтаже внимание уделяется функционалу и качеству программы газового впрыска, а также подбору редуктора и газовых форсунок. Если последние работают медленно, установленное время впрыска не соблюдается, а шток инжектора подвисает в открытом состоянии
Для турбинованных моторов и двигателей с прямым впрыском больше подходят ГБО новых поколений. Что касается газобаллонной аппаратуры третьего поколения и ниже, ее ставить нельзя. Во избежание проблем необходимо выбирать следующие варианты:
- Аппаратура пятого поколения. В этом случае в коллекторе впуска остаются прежние бензиновые форсунки. Допускается монтаж отдельных форсунок по газу, которые будут подавать жидкий пропан-бутан прямо в цилиндры. Редуктор в этом случае не используется, ведь в его функции входит перевод топлива из жидкого в газообразное состояние.
- Аппаратура шестого поколения. Здесь действует тот же принцип, что и в машинах шестого поколения. Отличие в том, что в системе применяется три типа насосов, один из которых находится в газовом баллоне, второй в подкапотном пространстве, а третий персонально идет на каждую из форсунок.
Так что выбирайте, какое ГБО лучше поставить на Ваш автомобиль, и вперед к мечте. Ну а что касается газобаллонной системы третьего поколения и ниже, ее ставить нельзя из-за устаревшей конструкции.
Причины неисправности ГБО 4 поколения
Во время эксплуатации автомобиля с установленным таким оборудованием, могут уменьшиться эксплуатационные показатели ДВС. Такие неполадки происходят по следующим причинам:
- Вышел из строя редуктор.
- Неправильно настроен редуктор или дозатор.
- Забит фильтр из-за чего не обеспечивается подача газа в нужном объеме.
- Температура газовоздушной смеси низкая. Это часто бывает зимой.
- По причине низкой температуры редуктора, смесь получается через чур обогащенная.
Если автомобиль с ГБО 4 плохо заводится:
- Вышла из строя диафрагма редуктора. Это бывает, если часто запускать двигатель сразу на газу.
- Не правильно настроен редуктор.
- Не правильно работает расходный электромагнитный клапан. Клапан может «глючить» из-за механического заедания якоря или, если произошло короткое замыкание (КЗ) витков.
- Электронный блок управления отказывается давать сигнал на запуск подачи газа или подает неверный сигнал, который не соответствует необходимому количеству топлива.
- Низкий заряд аккумулятора авто, из-за чего электромагнитные клапаны не срабатывают при запуске. Заряд АКБ может уменьшаться из-за неисправности стартера, генератора. Следует также проверять работу обгонной муфты генератора.
- Уменьшена компрессия в цилиндрах двигателя. Это может быть по причине износа гладких поверхностей деталей цилиндро-поршневой группы или повреждения колец и клапанов двигателя.
- В случае использования вакуумного редуктора бывает не заводится двигатель из-за того, что во впускном коллекторе создается малое разряжение, недостаточное для всасывания газа. В этом случае выручает отдельный электромагнитный насос, который принудительно подает топливо.
Лада Веста на газу
Lada Vesta
на метане – один из последних автомобилей, ездящих на сжатом под большим
давлением метане. Опыт эксплуатации машины “УАЗ Патриот” показал, что денежная
экономия на топливе может быть не менее 42% на практике – испытания проводило
Министерство энергетики РФ.
По
сравнению со своим чисто бензиновым собратом – Lada Vesta в стандартном исполнении
– её “газовая” версия в 2017 г. обходилась дороже менее, чем на 20%.
Несмотря
на снижение тяги машины по сравнению с работой на бензине менее, чем на 10%,
выработка двигателя существенно возрастает – газ, в отличие от бензина, не
удаляет масло с внутренней поверхности цилиндра, а осадок от топлива
отсутствует. Крутящий момент также пострадает – вместо 148 Нм всего лишь 35, но
и это не станет причиной отказа от езде на метане.
Разумеется,
изменения претерпел и ЭБУ – он теперь универсален: рассчитан на управление
расходом и газа, и бензина. Вся основная электроника заключена в одном корпусе.
Lada
Vesta, в какой бы она комплектации ни была, сохраняет возможность ездить и на
бензине – проблема всё в тех же компрессорных АГЗС, без которых заправка
баллона метаном невозможна. Пока “бензокороли” не поступятся, более серьёзного
предложения метана — хотя бы равного 40, а не всего лишь 20 процентам от
общерыночного оборота газозаправки машин – не ожидается.
Lada
Vesta с
“газоходом” в первую очередь реализуется для таксистов и работников
госспецслужб. Рядовые автовладельцы тоже, в принципе, готовы были стоять в
очереди, ожидая вожделенного авто, однако темпы поставки этой модели невысоки –
от сотен до пары тысяч машин в год. Многие всерьёз пытаются продать чисто бензиновую
“Весту”, чтобы обзавестись универсальной её модификацией, либо ставят ГБО по
собственной инициативе.
Принцип работы ГБО
Газовое оборудование на авто работает на различных формах газа: сжиженной и газообразной. Чаще для работы используют сжиженный газ — пропано-бутановую смесь. Реже — сжатый природный газ (метан). Метановых заправок мало, поэтому баллоны со сжатым газом не пользуются популярностью.
Как работает система ГБО? Газ поступает из баллона через фильтр к редуктору. Поскольку в баллоне он находится под давлением (около 16 атм), то по трубе он движется самотёком. Попадая в редуктор, сжиженный газ преобразовывается в пар — испаряется. Для этого редуктор снижает его давление и подогревает. Во время работы двигателя, для подогрева жидкого газа используется тепло от работы мотора.
После редуктора пары газа проходят ещё через один фильтр и поступают в смеситель. Во многих системах ГБО поступление в смеситель происходит через форсунки. Их количество соответствует количеству цилиндров — поршней. А их открытием руководит электронный блок управления. Подавая команды на форсунки, блок управления регулирует количество впрыскиваний и количество газа, которое поступает в камеру сгорания.
Запуск двигателя и первые 20 — 30 секунд работы происходят на бензине. Как только редуктор прогреется, система управления газовым оборудованием автоматически включает подачу газа и его впрыскивание в систему сгорания. При этом подача бензина автоматически выключается.
Обратный переход на бензин происходит при снижении давления в трубах газа, то есть, когда газ в баллоне заканчивается.
Кроме того, в системе управления есть возможность ручного переключения режимов «бензин — газ».
Описанный принцип работы является схемой для сжиженного пропано-бутанового топлива. Для природного газа (метана) используется другая схема. Поскольку он является газом, то поступает сразу к газовым инжекторам и далее — в камеру сгорания без фильтра и редуктора.
Lada Vesta CNG
Волжская компания уже с 90-х годов начала проводить эксперименты в отношении разного типа топлива. Примерно 10 лет назад производитель выпустил модель Lada Priora CNG, у которой двигатель способен работать и на метане. Но в силу отсутствия интереса со стороны автолюбителей, транспорт не вошел в категорию лучших автомобилей, и серийное производство не было начато.
Двигатели новых моделей Lada Vesta CNG способны работать как на газе, так и бензине. Объем силового агрегата составляет 1,6 л, а мощность – 106 л. с. В дополнении к нему предусмотрена пятиступенчатая МКПП. При этом производитель предусмотрел 4 модификации с резервуаром для метана на 90 литров. Последний ставится в багажное отделение рядом с бензобаком. При этом место для запасного колеса сохранено. Но и стандартный бак для бензина никуда не делся, правда, его объем чуть меньше – 55 литров.
Что касается трансмиссии, то легковые автомобили будут оборудоваться только механической коробкой. Даже, несмотря на активное продвижение вариатора, а также уход от роботизированных систем. Оснащение транспортных средств автоматической трансмиссией грозит сильным увеличением их конечной стоимости, что будет не по карману многим автолюбителям.
Стоимость машин варьируется в пределах 814 900-934 000 рублей, а это примерно на 170 тысяч дороже моделей с бензиновым двигателем под капотом. Такое приобретение будет рационально для государственных служащих, а также таксистов. Однако численность данного транспорта пока невелика – порядка 2000 единиц. Возможно в будущем ситуация исправится и станет выпускаться еще больше машин с альтернативным топливом.
ГБО
Практически ежемесячно автомобилисты приходят в шок от новых цен на бензин. Возникает естественное желание уменьшить расходы на заправку. Наиболее доступный способ — это установка ГБО.
Что такое ГБО в автомобиле? Этой теме будет посвящена наша статья на сайте Vodi.su.
Данная аббревиатура расшифровывается, как газобаллонное оборудование, благодаря установке которого наряду с бензином в качестве топлива можно использовать газ: пропан, бутан или метан. Наиболее часто у нас используют именно пропан-бутан. Эти газы являются побочным продуктом при перегонке нефти для получения бензина. Метан — это тот продукт, которым торгует Газпром, но он не так сильно распространен по целому ряду причин:
- намного разреженнее пропана, поэтому его закачивают в более тяжелые баллоны, выдерживающие давление до 270 атмосфер;
- в России пока что нет разветвленной сети метановых заправок;
- очень дорогая установка оборудования;
- высокий расход — примерно 10-11 литров в смешанном цикле.
Одним словом, около 70 процентов всех автомобилей с ГБО ездят на пропане. Литр пропана на заправках Москвы на начало лета 2021 года стоит 20 рублей, метана — 17 р. (если, конечно, найдете такую АЗС). Литр же А-95-го обойдется в 45 рублей. Если двигатель объемом 1,6-2 литра потребляет примерно 7-9 литров бензина в смешанном цикле, то пропана он «скушает» 10-11 литров. Экономия, как говорится, на лицо.
Устройство и принцип работы
На сегодняшний день насчитывается целых шесть поколений ГБО, основные компоненты которых примерно одинаковые:
- баллон;
- мультиклапан, регулирующий поступление газа в систему;
- заправочное устройство выносного типа;
- магистраль для подачи голубого топлива к цилиндрам;
- газовые клапаны и редуктор-испаритель;
- смеситель для воздуха и газа.
При установке ГБО на щиток приборов выносят переключатель видов топлива, чтобы водитель мог, к примеру, завести машину на бензине, а затем по мере прогрева двигателя перейти на газ. Стоит также отметить, что ГБО бывает двух видов — карбюраторного типа или инжекторного с распределенным впрыском.
Принцип работы достаточно простой:
- при переключении на газ открывается мультиклапан в баллоне;
- газ в сжиженном состоянии движется по магистрали, по ходу которой установлен газовый фильтр для очистки голубого топлива от различных взвесей и смолистых накоплений;
- в редукторе давление сжиженного газа понижается и он переходит в свое естественное агрегатное состояние — газообразное;
- оттуда газ поступает в смеситель, где смешивается с атмосферным воздухом и через форсунки впрыскивается в блок цилиндров.
Чтобы вся эта система работала безотказно и безопасно, ее установку доверять нужно лишь профессионалам, ведь работа не заключается лишь в установке баллона в багажник. Нужно еще установить массу различного оборудования, например рампу на 4 цилиндра, датчики разряжения и замера давления. Кроме того, при переходе газа из жидкого состояния в газообразное он очень сильно охлаждает редуктор. Чтобы редуктор полностью не замерз, эту энергию используют для системы охлаждения двигателя.
Выбор ГБО для автомобиля
Если посмотреть на характеристики газобаллонного оборудования разных поколений, можно заметить эволюцию от простого к сложному:
- 1 поколение — обычная вакуумная система с редуктором для карбюраторных или инжекторных двигателей с моновпрыском;
- 2 — редуктор электрический, электронный дозатор, лямбда-зонд;
- 3 — распределенный синхронный впрыск обеспечивает электронный блок управления;
- 4 — более точная дозировка впрыска за счет установки дополнительных датчиков;
- 5 — установлен газовый насос, за счет чего газ до редуктора передается в сжиженном состоянии;
- 6 — распределенный впрыск + насос высокого давления, благодаря чему газ впрыскивается непосредственно в камеры сгорания.
В более высоких поколениях, начиная с 4 и 4+ электронный блок ГБО может управлять и подачей бензина через форсунки. Таким образом двигатель сам выбирает, когда ему лучше ехать на газу, а когда на бензине.
Выбор же оборудования того или иного поколения — задача сложная, ведь 5 и 6 поколения не пойдут на любую машину. Если у вас обыкновенная малолитражка, то вполне будет достаточно 4 или 4+, которое считается универсальным вариантом.
Его преимущества:
- срок службы в среднем составляет 7-8 лет при условии регулярного техобслуживания;
- соответствует экологическим стандартам Евро-5 и Евро-6, то есть можно спокойно ехать в Европу;
- автоматическое переключение на бензин и обратно, без ощутимых провалов в мощности;
- стоит дешевле, а падение мощности по сравнению с бензином не превышает 3-5 процентов.
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Подведем итоги
Если Вы приняли ответственное решение о переходе на газовое топливо одновременно с бензином, тогда обязательно учитывайте все плюсы и минусы использования ГБО, перечисленные в этой статье. Бывает так, что для одного автовладельца очевидные преимущества газа на авто заметно перевешивают, для другого же водителя использование сжиженного газа становится абсолютно ненужным или даже неприемлемым с учетом конкретных особенностей и условий эксплуатации автомобиля.
Помните и то, что автомобиль с ГБО потребует повышенного внимания. Только правильная установка, отсутствие текущих проблем с газовой системой, регулярное обслуживание и заправка качественным топливом позволит говорить об итоговой экономии. Мы не утверждаем, что газ в автомобиле представляет собой оптимальное решение, без которого невозможно представить современную машину. Так или иначе, но «правильное» ГБО имеет целый список преимуществ, благодаря чему подобные системы неизменно пользуются высокой популярностью не только в странах СНГ, но и в развитых государствах Европы.