Как заправить автомобильный кондиционер
Содержание:
- Заправка/дозаправка
- Главные причины для заправки
- Дозаправка по давлению и температуре перегрева
- Причины, по которым может потребоваться дозаправка
- Как определить, нужна ли дозаправка кондиционера?
- Что потребуется для замены
- Видео описание
- Пошаговая инструкция закачки кондиционера
- Видео описание
- Диагностика после заправки
- Проще вызвать мастера
- Коротко о главном
- 2 способа определения количества фреона для заправки
- 3 Причины утечек фреона
- Методы дозаправки
- Количество фреона в кондиционере автомобиля
- Какие признаки указывают на то, что пришло время заправить или дозаправить кондиционер фреоном?
- 4 Подготовка сплит-системы к заправке
- Экономия средств по сравнению с вызовом мастера
- Пошаговый процесс заправки автокондиционера
- Когда и как часто нужно заправлять кондиционер в машине?
- Методы поиска утечки
- Профилактические работы. Что необходимо знать?
Заправка/дозаправка
По массе
Этот метод состоит в закачке в контур хладагента, масса которого соответствует указанной в техдокументации производителя. Подходит только для полной заправки, поскольку измерить массу оставшегося в контуре фреона в домашних условиях невозможно.
Последовательность действий:
- Удаляют из системы остатки хладагента, для чего открывают замки сервисных штуцеров в контуре и оставляют до полного истечения фреона. Замки закрывают. Если на подготовительном этапе проводились опрессовка и вакуумирование, шаг нужно пропустить.
- Подключают баллон с фреоном в систему через коллектор.
- Размещают баллон на весах, фиксируют показания (лучше использовать электронные весы, на которых проще контролировать изменение массы).
- Открывают газовый вентиль для заполнения контура, постоянно контролируют показания весов.
- Когда изменение веса баллона достигнет заданной (указанной в техдокументации) величины, вентиль закрывают, отсоединяют баллон, закрывают штуцер в контуре и снимают коллектор.
Фреон расходуется на заполнение всех частей контура, в том числе, трубопроводов. Соответственно, если длина магистралей превышает указанную в инструкциях производителя, массу фреона нужно увеличить из расчета 15-30 г (определяется типом хладагента) на 1 метр трубопровода.
По давлению
Метод заправки по давлению подходит как для полной заливки системы, так и для дозаправки. Суть метода в том, что хладагент подают в контур до тех пор, пока не установится оптимальное (указанное производителем оборудования) давление.
Последовательность действий повторяет приведенную для заправки по массе. Отличие состоит только в методике контроля количества поступившего в систему хладагента. Измерения проводят не по массе баллона, а по показателям манометра на коллекторе.
Чтобы обеспечить необходимую точность подачу ведут порциями, дожидаясь после каждого установления показаний прибора.
Оптимальную величину давления производитель указывает для определенной температуры (диапазона температур). Данные приводятся на шильдике агрегата, в инструкции по эксплуатации или справочной литературе. Если для конкретного случая уровень давления не указан, его можно рассчитать по соседним значениям в таблице и поправочным коэффициентам.
По стеклу (смотровому окну)
Этот метод также подходит для заправки и дозаправки фреона. После подключения баллона в контур через коллектор, подачу хладагента ведут до тех пор, пока он не вытеснит из всех магистралей системы воздух (газ).
О завершении процесса судят по прекращению выделения газовых пузырьков при наблюдении через мерное стекло. После этого отсоединяют баллон и через газовый вентиль стравливают излишек хладагента, контролируя давление в системе по манометру.
Мнение эксперта
Торсунов Павел Максимович
Излишек фреона – ситуация еще более опасная, чем недостаток, поскольку однозначно приводит к выходу агрегатов из строя. По этой причине использовать самостоятельно данный метод не рекомендуется.
По перегреву
Способ основан на использовании свойств охлаждающего замкнутого контура. Разница между температурой в нем и температурой кипения фреона при достаточном количестве последнего составляет фиксированную величину. Соответственно, необходимо только получить показания двух термометров.
Принцип заправки:
- Включить кондиционер (измерения проводят на работающем устройстве).
- Измерить температуру в контуре термометром, предварительно установленным на газовую трубу.
- Посмотреть давление на манометре коллектора, по таблицам определить температуру кипения хладагента.
- Рассчитать разницу температур, она не должна превышать 5-8оС. Большее отклонение свидетельствует о необходимости дозаправки.
- Подключают баллон коллектору, открывают вентиль.
- Стравливают воздух через жидкостный вентиль коллектора (открывают его на время до 1 с).
- Подают порциями хладагент в систему, открывая на коллекторе газовый вентиль.
- После каждой порции повторяют контрольные операции с измерением температур и расчетом их разницы.
- Завершают заправку, если после очередной порции хладагента разность температур оказалась в допустимом диапазоне 5-8оС.
- Снимают баллон, закрывают штуцер в контуре, отсоединяют коллектор.
Главные причины для заправки
Многие автолюбители не знают, когда заправлять автокондиционер и вспоминают об этом уже при отказе устройства
Но здесь важно учитывать несколько вариантов
Естественная утечка.
Фреон находится в замкнутом контуре, но даже это не спасает его от небольшой утечки. Считается, что в течение года из системы уходит до 10-15% хладагента.
Следовательно, большинство современных авто требуют заправки уже через три года, а старые модели и того раньше – через 1-2 года.
Неисправность системы.
Если утечка хладагента превышает показатель в 15-20% в год, то можно смело утверждать о неисправности системы.
Причины могут быть следующие:
- нарушение герметичности в системах трубопровода из-за повышенной вибрации (к примеру, снижение эффективности прокладок);
- наличие механических повреждений (дыр, трещин) на трубках или основных узлах системы;
- появление коррозии непосредственно в самом конденсаторе (это явление встречается весьма часто).
Дозаправка по давлению и температуре перегрева
Сразу хотим предупредить, что данный способ добавления хладона считается ненадежным, хотя многие холодильщики заправляют фреон «на глазок», ориентируясь только по давлению. Лучшая и самая правильная методика заправки – полная замена хладагента с опорожнением системы и заливкой по весам, как это описывается в нашем руководстве.
Помимо термометра и манометрического коллектора, вам понадобится:
- шестигранные и рожковые ключи;
- весы электронные (сгодятся кухонные);
- фреон требуемой марки (указывается на табличке внешнего блока).
Первым делом убедитесь в отсутствии утечек, иначе рискуете потратить время и силы впустую. Выполняя дозаправку, придерживайтесь инструкции:
- Присоедините шланг от манометра НД к сервисному порту, а среднюю трубку желтого цвета – к газовому баллону в соответствии с представленной ниже схемой.
- Откройте вентиль баллона и продуйте шланги от воздуха, на секунду приоткрыв кран высокого давления (справа на коллекторе).
- Поставьте емкость с хладоном на весы, обнулите показания. При заливке фреона R410a баллон ставится кверху дном.
- Включите кондиционер на охлаждение и откройте сервисный вентиль, предварительно открутив защитную крышку.
- Открывая кран НД (слева на манометрической станции), запускайте хладон в контур малыми порциями, буквально по 30 грамм. Ориентируйтесь по электронным весам.
- После заливки каждой порции перекрывайте кран и замеряйте температуру газового патрубка в течение 1—2 минут. При необходимости подавайте следующую порцию. Задача – снизить перегрев до нормы 5—8 °С.
- По окончании дозаправки закройте поочередно вентили коллектора, сервисного патрубка и баллона.
Пример. Если раньше температура газовой магистрали при давлении 5.4 Бар составляла +17 °С, перегрев достигал 17 — 8 = 9 градусов (фреон R22). Значит, нужно добиться охлаждения трубки до + 14 °С, чтобы уложиться в норму.
Подробно технология дозаправки сплит-системы по перегреву и давлению описана в видеосюжете:
Причины, по которым может потребоваться дозаправка
Первичная заправка кондиционера выполняется на заводе производителя. Там фреон закачивают в устройство под давлением. Если в ходе монтажных работ длину хладопровода потребовалось увеличить, то нужно будет залить в прибор дополнительное количество фреона. Если длина провода стандартная – дозаправка не нужна.
Некоторые части охлаждающей жидкости могут быть потеряны во время установки и по другой причине – если при завальцевании медных труб была допущена ошибка. О том, что хладагента в блоке недостаточно, становится понятно где-то через 20-30 дней, когда воздух, подаваемый прибором, не будет соответствовать ожидаемой температуре.
Если хладопровод или весь агрегат чинился, то в большинстве случаев прибору так же потребуется заправить кондиционер.
Даже в самом качественном устройстве та или иная утечка все равно присутствует. В среднем от общего количества жидкости она составляет порядка 8% в год. Подобный процесс наблюдается даже у элитных моделей, не говоря о кондиционерах из средней ценовой категории. Вот почему производители рекомендуют заправлять прибор, хотя вы раз в 2 года. Если про данное мероприятие забыть, фреона станет критически мало. Со временем увеличатся нагрузки на компрессор, что приведет к его перегоранию. Решение сэкономить на дозаправках может привести к тому, что вы потратите значительно больше на ремонт или покупку нового кондиционера.
Как определить, нужна ли дозаправка кондиционера?
Миф о допустимой утечке фреона
Сейчас трудно сказать, кто изначально запустил в сознание потребителей миф о том, что в течение года работы из кондиционера допустима утечка хладагента (фреона) до 5%. Скажем откровенно, если ваша система выпускает в год такое количество фреона, даже не обращая внимания , это может означать только одно – в трассе имеется течь (то есть, отверстие, через которое он уходит), быть может, поначалу это отверстие небольшое, но в процессе эксплуатации непременно будет увеличиваться. Просто так, ни с того, ни с сего фреон вытекать не будет (вспомните старые советские холодильники, работавшие без ремонтов десять лет и более – также и кондиционер). Чтобы обнаружить причины утечки хладагента из системы, необходимо провести .
Действительные причины утечки хладагента из системы
Соответственно, будет увеличиваться и количество выходящего из системы хладагента за единицу времени. Давайте рассмотрим три основные причины возникновения подобных ситуаций.
- Первая причина, к сожалению, наиболее распространенная – брак допущенный при прокладке трассы (системы медных трубок с переходниками и штуцерами) между наружным и внутренним блоками сплит-системы. Если вы не смогли выявить это на первом году эксплуатации кондиционера (пока действует гарантия установщиков), в дальнейшем вам придется иметь дело с устранением проблемы за деньги.
- Вторая причина, которая бывает реже, но и ее не стоит сбрасывать со счетов – естественный износ соединительной вальцовки в стыках трубок или штуцеров (иногда выпускает сервисный клапан, если на нем нет предохраняющей заглушки). Эта проблема чаще возникает из-за некачественных комплектующих, устанавливаемых некоторыми производителями на выпускаемые кондиционеры. Этот случай легко отличим от брака установщиков – такие проблемы появляются обычно не раньше, чем через 3-5 лет эксплуатации сплит-системы.
- Третья причина – повреждения трассы, возникшие вследствие форсмажорного динамического воздействия. Примеров масса: упала крупная сосулька, кирпич с крыши, хулиганы кинули камень в ваш кондиционер. Этот случай также выявляется быстро, ибо от динамических воздействий остаются следы в местах, куда попал предмет.
Что потребуется для замены
Перед тем как самостоятельно заправить кондиционер дома вам потребуется подготовить следующие инструменты:
- несколько крестовых отверток;
- цифровые весы (обычно достаточно весов до 20 кг);
- заполненный баллон с фреоном необходимой марки;
- манометр (измерительный прибор, позволяющий узнать уровень давления в сплит системе).
Замена фреона в кондиционере самостоятельноИсточник ytimg.com
После того как стало понятно чем заправлять и когда это нужно делать можно рассмотреть как самому заправить кондиционер дома.
Видео описание
В данном видео можно посмотреть, как правильно проверить давление в кондиционере
Пошаговая инструкция закачки кондиционера
Данная инструкция самая простая и лучше всего походит для новичков. Чтобы залить фреон в кондиционер необходимо:
- Выпустить из системы остатки прошлого хладагента. Нужно найти на внешнем блоке небольшие медные трубки и открутить на них гайки (резьба против часовой стрелки).
- Когда газ выйдет трубки нужно установить на место.
- К штуцеру внешнего блока крепим левый шланг манометра (трубка с большим диаметром). Средний шланг крепим к насосу. На внешнем блоке при помощи шестигранника откручиваем два крана. Это необходимо чтобы весь воздух из системы был откачен.
- Включаем насос и откачиваем левый краник манометра (резьба против часовой стрелки).
- Ждем, пока воздух из системы будет окончательно откачен (у средних комнатных кондиционеров это занимает около десяти минут).
- После завершения откачки закручиваем краник манометра и выключаем сразу насос. Стрелка на манометре в этот момент должна показывать -1.
- Теперь откручиваем средний шланг и подсоединяем к баллону с фреоном.
- Откручиваем краник баллон, ставим его на весы в перевернутом виде. Так хладагент будет поступать в жидком виде.
Как заправить кондиционер самостоятельноИсточник splitcomfort.ru
- На три секунды откручиваем правый краник манометра, чтобы стравить воздух из трубок. Нежелательно чтобы он попал в кондиционер.
- Только теперь начинается правильная заправка кондиционера. Сбрасываем показания весов и по ним контролируем, сколько хладагента попало в систему. Когда нужно количество было залито, закручиваем левый краник. Нужное количество веса должно быть указанно в инструкции и на самом кондиционере. Оно зависит от размеров и модели устройства.
- Закручиваем краник на баллоне. Выпускаем фреон, оставшийся в манометре. Для этого следует открутить правый краник.
- Откручиваем левый штанг от кондиционера.
Замена фреона самостоятельноИсточник ytimg.com
Видео описание
В следующем видео вы можете посмотреть, как заправить кондиционер фреоном
Диагностика после заправки
После того как закачать фреон в кондиционер включите его и в течение пары часов внимательно наблюдайте за работой системы. Перезаливка могла привести к ненормальной работе устройства.
Если вы перезолили не более чем на 10%, то сильной проблемы в этом не будет. На работу это не повлияет. Перезаливка больше этого значения негативно повлияет на работу компрессора и может привести к поломке.
Если поменяли фреон, но устройство все равно работает слабо, то стоит проверить давление. Возможно, вы добавили ниже требуемого уровня. Если уровень фреона нормальный, а кондиционер нормально не охлаждает, то стоит проверить само устройство. Скорее всего, поломка в другом.
Проще вызвать мастера
Заменить фреон самостоятельно в домашних условиях несложно. Даже с учетом того что можно обжечься. Основная проблема в том, что это не очень выгодно. В среднем вызвать мастера обходится:
- 1500 рублей в случае дозаправки;
- 2500 при полной замене.
При этом стоимость одного самого дешевого манометра обычно в районе 3000 рублей. Другая проблема в том, что трудно найти в продаже маленькие баллоны фреона. Он продается большими баллонами. Это стоит примерно 5000 рублей. Если у вас один обычный кондиционер, то это невыгодно.
Проще вызвать мастераИсточник tildacdn.com
Коротко о главном
Годовая норма потери фреона составляет 08%. При нормальных условиях его нужно менять не чаще чем один раз в два года.
Чаще всего утечки фреона происходят при монтаже
Важно следить лично за процессом установки
Менять фреон обязательно нужно в перчатках. При замене фреоном можно обжечься. Травмы бывают даже среди специалистов с многолетним опытом.
2 способа определения количества фреона для заправки
Расчет количества можно выполнять по:
-
Давлению. Смотрят оптимальное давление хладагента (в характеристиках к вашей модели), затем меряют манометром текущее давление, и докачивают до нужного. Метод обычно применяют при утечке из-за длительной эксплуатации.
-
Массе. Применяется, если хладагент из системы надо полностью выкачать и заменить новым. Нужно подсчитать вес фреона (смотрим данные в характеристиках, и прибавляем длину трассы, если она больше оптимальной), и заправить нужное количество грамм. Для этого электронными весами сначала определяется масса полного баллона с фреоном.
3 Причины утечек фреона
В состав сплит-системы включена пара блоков, сопряженных фреоновой трассой из медных трубок. Для их соединения используются гайки и вальцовочные соединения, иногда они служат местом утечки фреона, при недостаточном уплотнении в процессе монтажа. В самом кондиционере могут возникать свищи и трещины в результате вибрации при функционировании вентилятора и компрессора, из-за чего трубки внутри прибора могут перетираться. Они тоже служат источником утечек. В местах пайки внутренних деталей тоже иногда появляются утечки. В некоторых ситуациях мастер не сразу может определить место утечки, поэтому использует опрессовку азотом, чтобы выявить проблему.
Методы дозаправки
Заправлять кондиционер можно рядом способов:
- Методом взвешивания;
- С помощью давления;
- При помощи смотрового стекла.
Заправка по массе
Самый легкий способ. Для дозаправки не надо много места, однако, потребуется эвакуация хладагента и вакуумирование контура. Емкость с охлаждающей жидкостью взвешивается на специальных весах, чтобы узнать количество фреона внутри. Затем необходимый объем заправляется газом. Если хладагента ровно столько, сколько требуется для дозаправки, можно воспользоваться специальным заправочным цилиндром. Он подсоединяется к емкости с фреоном и заполняется до нужной отметки. Далее выполняется заправка всей системы.
Заправка по давлению
Для начала потребуется найти инструкцию от прибора, где производителем указаны рекомендации по заправке модели. Так же нужно будет приготовить оборудование для заправки кондиционеров. Затем в систему подключается баллон с охлаждающей жидкостью. Чтобы произвести подключение, потребуется использовать манометрический коллектор. Заправка выполняется аккуратно, небольшими порциями. Между ними нужно проверять показатели на манометре, сверяя их с информацией, указанной производителем. Когда показатели на бумаге и на деле выровняются, заправку фреоном можно будет завершить.
Заправка при помощи смотрового стекла
Прозрачная поверхность необходима для того, чтобы весь процесс был визуализирован. Заправка кондиционера фреоном требуется, если в блоке с жидкостью видны пузырьки. Тогда агрегат заполняется хладагентом, пока пузырьки не пропадут и не образуется равномерное течение фреона. Рекомендуется выполнять процедуру порционно, чтобы каждый раз можно было возвращать давление на начальный уровень.
Когда задача выполнена, важно протестировать работоспособность системы. Для этого важно активировать прибор (включить оба крана, поставить режим прибора на минимальном охлаждении) и подождать 15 минут
Если будет заметно обмерзание кранов – значит, дозаправка выполнена не полностью и требуется выполнить процедуру еще раз. Если обмерзания нет – кондиционер заправлен правильно.
Все заправочные мероприятия очень важно выполнять внимательно и аккуратно, так как переизбыток охлаждающей жидкости в компрессоре может привести к выходу из строя последнего. Это произойдет, если трубки с газом вместо газа начнет затекать фреон, не успевший испариться
Если требуется выполнить полноценную заправку, то узнать количество хладагента можно в инструкции к прибору или на самом кондиционере (указывается на корпусе).
Количество фреона в кондиционере автомобиля
Перед тем как заправлять кондиционер своими руками, желательно точно определится, какое количество фреона в кондиционере автомобиля, чтобы рассчитать с покупкой требуемого количества баллончиков. Посмотреть норму заправки фреона в автокондиционере, как уже выяснили, можно на табличке под капотом, где указан как тип хладагента, так и его количество в системе.
Когда по каким-то причинам таблица отсутствует, то узнать, сколько нужно хладагента можно также и у автодилера или посмотреть в мануале. Для российских автомобилей норма заправки обычно составляет около 600-900g. Хотя, в принципе, точность по большому счету и не нужна, ведь, как правило, своими руками производится дозаправка системы, а не полное заполнение кондиционера. Заправка автокондиционера производится или еще на заводе, или же после ремонта, когда газ полностью вышел, а при плановом обслуживании, мы можем только дозаправить фреоном до нормы, когда он сможет работать на полную мощность. Но при такой частичной заправке автомобильного кондиционера мы не можем знать, сколько граммов фреона осталось. Поэтому заправка кондиционера в машине происходит по давлению, отображающемся на манометре. Поэтому, если вы не смогли узнать точных цифр и определить количество фреона в кондиционере автомобиля, то следите за стрелкой прибора.
Так как в гаражных условиях нет возможности узнать точное количество хладагента, то гораздо проще определить сколько нужно фреона для заправки машинного кондиционера по показаниям манометра.
Долив масла при заправке кондиционера
В таблице количества фреона в машинном кондиционере всегда есть цифры и заправочных норм масла, но мало кто знает, как его долить, да и зачем. Некоторые водители, при заправке автокондиционера, советуют всегда доливать масло. Но ведь избыток смазки часто приводит к поломке поршневого компрессора, поскольку масло, проходя через агрегат вместе с газообразным хладагентом, нагорает на узлах. Так как же быть в этой ситуации?
Ответ довольно прост — для заправки автомобильного кондиционера лучше использовать фреон с добавлением масла (такая информация указывается на баллончике с хладагентом), поскольку оно там уже дозировано. Но если, все же, предусмотрена отдельная заправка смазки, то следует использовать полиалкиленгликолевое масло – PAG (на фото по средине). Масло заливается в компрессор через картер (указано стрелкой на фото справа).
Какие признаки указывают на то, что пришло время заправить или дозаправить кондиционер фреоном?
Сказать точно, с какой периодичностью должна выполняться частичная дозаправка или полная заправка фреоном кондиционера, нельзя. Регулировать и проверять давление хладагента в системе необходимо постоянно, при каждом плановом и неплановом техническом обслуживании кондиционеров. Если климатическая техника установлена правильно, в ходе ее эксплуатации соблюдаются все необходимые требования, данные заводом-изготовителем, то в полной заправке фреоном она не нуждается даже спустя 10 лет после использования. Достаточно будет один раз в 4 – 5 лет осуществлять частичную дозаправку хладагентом кондиционера для его стабильной и эффективной работы.
Если кондиционер установлен некачественно, тогда в полной заправке фреоном он может нуждаться уже после первого запуска. Очень часто бывает, что фреон сразу же испаряется в атмосферу. Если такая проблема возникла, кондиционер сразу же перестанет охлаждать или нагревать воздух, не будет запускаться. Частичная заправка фреоном климатической техники может потребоваться и в том случае, если трубопровод негерметичный.
Признаки, указывающие на необходимость полной или частичной заправки кондиционеров:
- низкие показатели КПД,
- трудный запуск климатической техники;
- иней на фреонопроводе;
- обледенение внутреннего блока и фреонопровода;
- неэффективное охлаждение или нагрев воздуха;
- посторонний шум, потрескивание во внутреннем блоке;
- появление своеобразного запаха;
- высокая температура воздуха, выходящего из наружного блока.
Если хотя бы один из перечисленных признаков обнаружен, возникла срочная необходимость в заправке кондиционера.
Виды фреона для заправки кондиционеров
Какой вид фреона используют для заправки кондиционеров?
Цена на заправку кондиционеров колеблется в пределах от 2 до 10 тысяч рублей. Чтобы точно узнать, сколько будет стоить заправить хладагентом конкретную модель климатического оборудования, свяжитесь с консультантами компаний, которые предоставляют данную услугу.
4 Подготовка сплит-системы к заправке
Мастера проводят диагностику и определяют причину ухода рабочей жидкости. Если будут обнаружены неисправности, вам сразу же сообщат об этом.
Подготовительный этап включает в себя:
-
Подбор жидкости и оборудования. Для заправки кондиционера используется вакуумный насос с манометром. Он оснащен обратным клапаном, который не дает маслу попасть в систему. При техническом обслуживании промышленных моделей или нестандартной техники, могут понадобиться дополнительные приборы.
-
Проверка соединительных элементов. Мастера проверяют фреоновую трассу на целостность. Осматриваются испарительные и конденсаторные трубки, а также фильтры.
-
Тест на герметичность. Выполняется при помощи закачки азота в систему. По манометру можно отследить, падает ли давление. Если показатель не меняется, то герметичность не нарушена, для нормальной работы климатического оборудования следует провести заправку кондиционера фреоном.
-
Вакуумирование. При помощи вакуумного насоса из системы выводится воздух, влага и прочие примеси, попавшие в систему. Этот процесс называется вакуумной осушкой. Данные манипуляции чрезвычайно важны для работы вашей холодильной техники, т.к. оставшаяся в системе влага и воздух существенно ухудшают производительности климатического оборудования, из-за повышения давления и потребляемой мощности кондиционера. В результате чего, срок службы вашей сплит-системы значительно сокращается.
Завершается подготовка точным расчетом охлаждающей жидкости
Экономия средств по сравнению с вызовом мастера
Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:
- вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
- полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
- самый дорогой тип фреона — R410а — 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).
Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.
Учтите ряд противоречивых факторов:
- Чтобы арендовать оборудование и приспособления, нужно затратить личное время.
- Цены, указываемые в интернете, могут быть занижены ради привлечения клиентов либо попросту устареть.
- Нередко фирма начисляет дополнительные расходы за выезд либо выставляет счет за каждую работу отдельно – вакуумацию, диагностику и заправку.
- Существует вероятность, что «дешевые» мастера выполнят работу некачественно и спустя год хладон снова улетучится.
- Не учтена стоимость аренды электронных весов. Допускается применение настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.
Пошаговый процесс заправки автокондиционера
Нажмите на картинку, чтобы увеличить.
Итак, переходим к самому важному вопросу – как заправить кондиционер фреоном? Наша инструкция применима для любых моделей
- Ищем магистраль низкого давления и снимаем с нее колпачок. Не забываем очистить пространство вокруг этой области, ведь даже незначительные частички грязи при попадании в кондиционер могут вывести из строя компрессор.
- Надеваем на штуцер заправочный шланг и на этом система готова.
- Заводим мотор и поднимаем обороты до 1500.
- Включаем рециркуляцию воздуха на максимальное значение. Для этого открываем вентиль, отвечающий за низкое давление, переворачиваем баллон с фреоном в нижнее положение (краником вниз) и не торопясь открываем кран. При этом мотор должен оставаться включенным.
- Во время процесса заправки следим за счетчиком давления. Показатели давления в магистрали не должны превышать 285 кПа.
- Спустя некоторое время в салон начнет поступать прохладный воздух. Если температура воздуха из воздуходувок достигает отметки 5-8 градусов, то закрываем краник.
- В окошке фильтра-осушителя можно увидеть прозрачную жидкость. Отсутствие в ней пузырьков говорит о том, что все прошло успешно.
Когда и как часто нужно заправлять кондиционер в машине?
Фреон — это хладагент, который представляет собой основу системы кондиционирования. В течение года утечка данного газа может составить 15-18%, и это вполне соответствует норме. Следовательно, время от времени систему нужно заправлять, добавляя немного фреона. Как минимум, один раз в несколько лет при исправной системе кондиционирования необходимо обращаться на СТО, где смогут быстро пополнить запас газа в системе.
У некоторых автовладельцев фреон теряется в гораздо больших количествах, что может говорить о негерметичности системы трубопроводов. Следовательно, если вам нужно заправить кондиционер в машине из-за того, что фреона в системе не стало, то в первую очередь необходимо выявить и устранить причину утечки. В противном случае новый заправленный газ тоже испарится из системы, и все затраченные на заправку деньги уйдут в никуда.
Методы поиска утечки
Сегодня можно выделить несколько основных способов быстрого поиска утечки в автокондиционере.
Рассмотрим наиболее популярные из них.
Применение течеискателя.
Столь современное устройство оказывает реальную помощь в поиске утечки, когда визуально найти проблему не удается.
Преимущество изделия – высокая чувствительность и точность. Но есть у течеискателя недостаток. Если повреждение небольшое, то найти его таким способом не выйдет.
Заправка азотом.
Эта методика, стара, как мир, но активно применяется и сегодня для проверки автокондиционера. Ее суть сводится к заправке азота в систему под большим давлением.
При этом место утечки фреона определяется исключительно на слух. Преимущество такого способа – простота и доступность. Недостаток – низкая эффективность.
Мыльный раствор.
Чтобы упростить процесс поиска часто используется мыльный раствор. Но это опасно. В системе кондиционирования есть не только фреон, но и масло для смазывания компрессора.
Последнее способно хорошо впитывать влагу и может совмещаться только с конкретным видом фреона.
Применение же мыльного состава часто приводит к поломке компрессора и, как следствие, серьезным тратам.
Применение ультрафиолетовой добавки.
Современный и наиболее эффективный метод определения утечки. Его активно применяют работники практически всех современных СТО. Суть проста.
В процессе заправки автокондиционера фреоном в состав добавляется немного специальной добавки.
Последняя смешивается с содержимым системы (хладагентом, маслом) и при выходе наружу (в месте утечки) приобретает зеленый цвет.
Преимущество такого метода – наглядность (место повреждения в системе видно сразу) и абсолютная безопасность для системы. Минус – высокая стоимость.
Профилактические работы. Что необходимо знать?
Чтобы заправить сплит систему фреоном, нужно обладать определенным набором знаний.
Во-первых, хладагенты состоят из безопасных для здоровья человека веществ. При работе с ними не требуется соблюдения каких-то особых инструкций. Они имеются в свободной продаже в баллонах определенной емкости.
Во-вторых, необходимо знать, что заправку и дозаправку сегодня осуществляют обычно двумя видами хладагента – R407C или R410A. Первая разновидность представляет собой смесь трех видов фреона. При разгерметизации системы, заполненной таким хладагентом, дозаправка невозможна – потребуется полное избавление от остатков вещества и заправка новым. Второй вид хладагента относится к современным разработкам, он экологически чист, при необходимости возможна дозаправка системы кондиционирования.
На весь результат процедуры заправки сплит системы хладагентом, может повлиять выбор марки рабочего вещества. Отдавая предпочтение более дешевому хладагенту, обладатель сплит системы рискует привести к поломке компрессора. А это повлечет за собой куда более серьезные расходы.
В-третьих, существует несколько методов заправки системы хладагентом. Прежде чем приступить к практическим действиям, нужно хорошо изучить теорию вопроса о том, как заправить сплит систему самому, и выбрать наиболее приемлемый способ.
- Заправка с учетом давления. Для использования этого метода потребуются сведения о допустимом количестве содержания рабочего вещества в системе. Они предоставляются компанией-производителем в сопроводительных документах или на официальном сайте. Через манометр баллон с газом соединяют с коммуникационными трубками. Фреон подается маленькими порциями. Регулярно производится сравнение показателей прибора с рекомендованными данными завода-изготовителя кондиционера. Описанные действия выполняются до того момента, когда будет достигнуто соответствие числовых показателей. Методика требует умения владеть приборами, а сама процедура занимает довольно много времени.
- Заправка с учетом массы хладагента. При использовании метода необходим непрерывный контроль массы емкости с фреоном. Для процедуры подойдут любые удобные в использовании весы. Суть метода заключается в том, что фреон из баллона должен перетечь в агрегат. Отслеживая, насколько емкость с содержимым стала легче первоначального показателя, можно судить об уровне заполнения системы. Простота способа – основное его преимущество. Но существует один момент, который может вызвать затруднение. Дело в том, что перед заправкой систему нужно освободить от остатков хладагента и вакуумным насосом удалить все содержащиеся там примеси.
- Использование заправочного цилиндра. Этот метод применяется в том случае, когда известно точное содержание фреона в системе. Недостающее количество вещества помещается в цилиндр, из которого его необходимо поставить в агрегат. Преимущества метода в том, что не потребуется эвакуировать из системы кондиционирования остатки фреона и проводить вакуумирование.
- Заправка по перегреву или переохлаждению. Смысл действий во время проведения процедуры заключается в фиксировании разности показателей температур. Из всех предложенных методов, этот является наиболее сложным.
Каждая из существующих методик имеет свои положительные и отрицательные стороны, и ни один из способов универсальным назвать нельзя. Чтобы самостоятельно заправить сплит систему и выбрать нужный метод, необходимо учесть много факторов. Именно по этой причине заправка кондиционера хладагентом носит индивидуальный характер.