Что стоит на вооружении российской армии
Содержание:
Боевые возможности
От бронетранспортёров боевые машины пехоты отличаются большим количеством защитных систем и увеличенным огневым потенциалом. Причём БМП-3 при массе более чем 18 т может плавать — она оснащена специальными водомётными двигателями. Они, как и гусеничная ходовая часть, имеют механизм заднего хода, что позволяет машине быстро уходить из-под вражеского огня и на плаву, не тратя время на разворот. При этом она может преодолевать водные преграды с ходу, то есть без какой-либо специальной технической подготовки.
Также по теме
«Один из лучших в мире»: в России начали серийное производство и поставки в войска танков Т-90М «Прорыв»
«Уралвагонзавод» приступил к серийному изготовлению и поставкам в Вооружённые силы Российской Федерации основных боевых танков Т-90М….
Движение по суше обеспечивает индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами. В «Ростехе» RT рассказали, что двигатель УТД-32Т, который планируется устанавливать на БМП-3, является более мощной, надёжной и энергоэффективной модернизацией силовой установки УТД-29.
«Он оснащён турбонаддувом, что позволяет значительно увеличить динамические свойства машины», — отметили в госкорпорации.
Экипаж БМП-3 составляет три человека, при этом она может десантировать до семи человек. По оценкам аналитиков, в своём классе БМП-3 имеет один из самых мощных комплексов вооружения в мире. Её главное орудие — нарезная пушка 2А70 калибра 100 мм скорострельностью десять выстрелов в минуту и боекомплектом из 40 снарядов. Также она может использоваться как пусковая установка для управляемых ракет.
С ней спарена 30-мм автоматическая пушка 2А72 с боекомплектом 300 осколочно-фугасных и 200 бронебойных снарядов, а также пулемёт ПКТ калибра 7,62×54. Ещё два курсовых пулемёта ПКТ находятся в корпусе бронемашины.
У БМП-3 есть целый ряд модификаций. Так, упомянутая в сообщении «Ростеха» машина с литерой «Ф» является «морской» — у неё повышена плавучесть и есть дополнительные водоотражающие щитки. Также существует «командирская» БМП-3К, спроектированная для управления звеном БМП и оснащённая увеличенным комплектом устройств связи. «Витязь» оборудован одноимённой системой управления огнём, которая усилила поражающие возможности орудий БМП-3.
В «Драгуне» моторное отделение перенесено в переднюю часть машины, изменена компоновка отсека для десантников. У него нет курсовых пулемётов, однако благодаря новой конструкции ускорена высадка десантников. Специализированные издания отмечают, что такие технические решения были выработаны на основе опыта эксплуатации БМП-3 в ОАЭ.
- БМП-3М «Драгун» с модулем БМ 100+30
«Деривация» оборудована необитаемым артиллерийским боевым модулем АУ-220М «Байкал» с автоматической пушкой калибра 57 мм. При этом экипаж машины сократился до двух человек, а численность десанта была увеличена до десяти бойцов.
База у моря
Постоянное военное присутствие России в Абхазии началось в 2008 году, после краткосрочного военного конфликта с Грузией. До того там размещался только небольшой миротворческий контингент. После начала Тбилиси боевых действий против Южной Осетии в Абхазию спешно перебросили по морю, воздуху и железной дороге российские батальоны воздушно-десантных войск.
После войны для обороны границы Абхазии с Грузией по реке Ингури и в Кодорском ущелье на постоянной основе разместили 131-ю отдельную мотострелковую бригаду из города Майкоп. С 2009 года еще переформировали в военную базу и окончательно перевели из Адыгеи на постоянное место базирования под городом Гудаута.
Пляжный заслон
Военная техника на территории 7-й Краснодарской Краснознаменной военной базы в городе Гудаута
Фото: РИА Новости/Валерий Мельников
Подписанное в 2010 году соглашение России и Абхазии предусматривает размещение базы на 49 лет. Договор будет автоматически продлеваться на 15-летние периоды при отсутствии возражений сторон.
Новая военная часть разместилась на неиспользуемом военном аэродроме Бомбора на берегу Черного моря. Парламент Абхазии выделил для нее 150 га. Впоследствии с согласия местных властей территория базы была расширена, в пользование российской группировки отошли также несколько полигонов для боевой подготовки. Первые годы российские военные и офицеры проживали в палатках. Затем для них были построены быстросборные казармы и общежития, а затем и капитальные здания, включая жилые дома, школу и детский сад.
Чтобы предотвратить попытку реванша Грузии база с самого начала имела серьезное вооружение. Ее танковый батальон оснастили самыми современными на то время Т-90А, придали дополнительную артиллерию. Одной из первых в российской армии часть получила легкие разведывательные беспилотники.
Сейчас на вооружении 7-й ВБ прошедшие модернизацию танки Т-72Б3, колесные бронетранспортеры БТР-82А и 152-мм самоходные артиллерийские установки «Акация» и зенитные комплексы. Кроме того, база усилена дальнобойными системами ПВО С-300.
Land Rover Defender
Чистокровный британец появился на свет сразу после окончания Второй мировой. Его создание принадлежит братьям Уилкс, один из которых был управляющим директором, а второй — главным дизайнером автомобильной компании Rover. А созданный ими всего за полгода внедорожник пришёл на замену ленд-лизовскому Willys, став первым автомобилем подобного класса на Туманном Альбионе. Шасси (рама и ходовая) прототипа были использованы от Jeep. Rover предоставил свой двигатель, узел сцепления и коробку передач. Несущий каркас Jeep британцы обшили мягкими алюминиево-магниевыми листами из специального авиационного сплава, которого было в избытке после войны. Это смягчило угловатый экстерьер «американца». Успех и востребованность такого внедорожника помогли Rover совершенствовать его год от года. Тот образ, к которому мы привыкли, и отдельную приставку к имеми Defender внедорожник получил в 1990 году. Высокая надёжность и простота в обслуживании позволяют Land Rover получать многочисленные армейские и частные заказы. Из выпускаемых ежегодно 80–90 тысяч внедорожников Land Rover примерно 1/8 часть поступает на вооружение армий Великобритании и её союзников в 100 странах мира.
Land Rover Defender. Фото: Пресс-служба Jaguar Land Rover
Военные коляски Бориса Луцкого
Всю свою сознательную жизнь Борис Григорьевич Луцкой жил и работал в Германии, где его имя затерялось на фоне легендарных немецких изобретателей, но в России ему придавали ореол одного из самых талантливых отечественных конструкторов автомобилей и двигателей.
Свою деятельность Луцкой начал в 1899 году со сборки простейших моторных колясок. Когда же его фирма прогорела, изобретатель направил письмо российскому военному представителю в Берлине, где писал:
На самом деле Борис Григорьевич не придумал ничего иного, как использовать для этой цели свой четырехколесный «самокат» с моторчиком в полторы лошадиные силы, на который водрузил пулемет и ящик с патронами.
Схема одноместной пулеметной коляски с подписью изобретателя
Дорожная коляска Луцкого модели А, собранная в Берлине. 1899 год
Вряд ли он не знал, что в 1897-м русский изобретатель Двиницкий предлагал Артиллерийскому комитету построить подобную машину для несения малокалиберного вооружения, а год спустя такую «тачанку» построил англичанин Фредерик Симмс. В 1900 году русские военные чины осмотрели две боевые коляски Луцкого, но отказались от них, не выплатив изобретателю договорные 4000 рублей. С тех пор он стал играть роль коммивояжера и вольнонаемного самородка, работавшего с немецкими компаниями Daimler, Stoewer, Argus и другими.
Военные машины России и других стран
Военная автомобильная техника, или сокращенно ВАТ призвана обеспечивать тактическую и оперативную подвижность военных подразделений.
Военные машины делятся на:
— колесные автомобили боевого назначения
— колесные авто тылового, транспортного и специально-технического обеспечения
— колесные авто многоцелевого назначения
— прицепы и полуприцепы.
Современные российские военные автомобили
Тигр. Эта внедорожная модель изначально предназначалась для военных ОАЭ, которое инвестировало 60 млн долларов на разработку «Тигра». Первые экземпляры внедорожника заинтересованная публика увидела в 2001 году на выставке IDEX.
По неназванным причинам военное ведомство Эмиратов отказалось от покупки данного военного авто и Россия оставила разработку для себя. На сегодняшний день автомобиль Тигр выпускает Арзамасский автозавод мелким тиражом. Один «тигр на колесах» обходится государству в 100-120 тысяч долларов. В комплектацию авто входит 5,9-литровый турбодизель Cummens мощностью 180 л.с и подвеска от БТР.
Т-98 «Комбат». Предназначен для перевозки командующего состава в военных и боевых условиях и обладает степенью защиты от В2 до В7. Эта боевая машина России представлена двумя версиями кузова: седан и универсал. Автомобиль способен разогнаться до 180 км/ч несмотря на массу 4 250 кг и топливный бак на 125 литров.
На сегодняшний день броневик Т-98 «Комбат» доступен и гражданским лицам его стоимость варьируется в пределах 10 млн рублей.
ВАТ времен Великой Отечественной войны
Самым популярным авто на тот момент был ГАЗ-М1 или по народному «Эмка». Прототипом этого автомобиля стал американский Ford-А. За период его серийного выпуска с 1936 года по 43-й с конвейера сошло 62 тысячи экземпляров.
Среди основных модификаций ГАЗ-М1 можно отметить М1 Такси, ГАЗ-415, М11 и ГАЗ 61-37. Скорость «эмки» достигала 105 км/ч при массе авто в 1 370 кг и 60-литровом баке.
Военные иномарки
SWAT Pit-Bull VX вполне заслуженно носит звание бункера на колесах. Этот внедорожник был создан по аналогии с армейским броневиком и рассчитан на использование спецподразделениями США. Уникальная конструкция военного автомобиля включает особы «панцирь», рассеивающий взрывной удар.
Сердцем SWAT Pit-Bull VX является 6,7-литровый турбодизель и способен перевозить до 6 пассажиров. Цена бункера на колесах достигает 200 тысяч долларов.
Mercedes Gelandewagen носит в народе имя «Кубик» и знаком многим. При этом внедорожник Mercedes Gelandewagen был создан специально для НАТО, тогда как сейчас он активно используется и военными, и спецназовцами более двух десятков стран.
Mercedes Gelandewagen рассчитан на эксплуатацию в сложных дорожных условиях и имеет не менее 25 модификаций. Для покупки этого внедорожника требуется специальный сертификат, в котором указано целевое назначение.
Renault Sherpa создан французами как тактический военный внедорожник. Завоевал популярность в результате 30-тысячного пробега до Северного полюса. На данный момент имеет четыре модели и применяется рыболовами, спасателями, инкассаторами и в виде VIP-варианта.
Сердцем внедорожника стал 215-сильный турбодизель объемом 4,6 литров. Стоимость Renault Sherpa колеблется в пределах 120-450 тысяч долларов.
Также среди военных машин иностранного производства нужно выделить «броневики» Hummer H1, Toyota Mega Cruiser, FED Alphа и Dartz Kombat.
Что такое артиллерия
В Артиллерии заключена максимальная сила при наступлении или обороне на сухопутном театре военных действий (ТВД). Согласно российским стандартам, артиллерия начинается при калибре орудия от 20 мм и выше. Всё, что ниже, — стрелковое вооружение. Из этого вытекает известная шутка, что карабин КС-23, состоящий на вооружении у полиции, является артиллерийским орудием.
КС-23 (карабин специальный, кал. 23 мм). Согласно ГОСТу — пушка
В реальности же, при общевойсковом бое именно артиллерия наносит максимальный урон противнику. Более того, орудия калибром 6 дюймов (152 мм) и выше могут использовать тактические ядерные снаряды.
Артиллерия бывает буксируемая и самоходная, ствольная и реактивная, сухопутная, морская и т.д. Количество видов и подвидов артиллерии, как и номенклатура используемых боеприпасов, так велико, что никакой статьи не хватит, чтобы описать все многообразие типов и видов артиллерии.
Разновидность артиллерии
Начиная с артиллерии, используемой только в качестве осадной, к началу XXI века артиллерия приобрела столько разновидностей, используемых для присущих ей целей, что все перечислить просто невозможно. Однако мы попробуем.
Полевая артиллерия
Вид артиллерии, используемой для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. В настоящее время устарела и не применяется. Роль полевой артиллерии взяли на себя минометы и гранатометы.
Крепостная артиллерия
Как видно из названия, крепостная артиллерия применялась для защиты крепостей от нападения врага. В связи с тем, что необходимость в крепостях отпала после первой мировой войны, крепостная артиллерия в основном эксплуатировалась в качестве береговой. Например, во Владивостоке и Севастополе были построены береговые башенные батареи.
Тактико-технические характеристики батареи во Владивостоке:
- Количество башен — 2 шт.;
- Количество орудий — 6 шт.;
- Угол наклона стволов — от -5 до +25 градусов;
- Скорострельность орудия — 1,5 выстрела в минуту на ствол;
- Типы снарядов — дальнобойный, полубронебойный, бронебойный;
- Вес снаряда — 314-470 кг, в зависимости от типа;
- Прицельная дальность стрельбы — 35 километров;
- Толщина брони башни — 300 мм;
- Полный вес башни — 1200 тонн;
- Вес ствола орудия — 51 тонна;
- Вес вращающейся части башни— 900 тонн;
- Боевой расчет башни — 75 человек;
- Численность л/с батареи — 399 человек.
Береговая башенная батарея № 981 им. Клима Ворошилова калибром 305 мм. Батарея расположена на острове Русском во Владивостоке.
Реактивная артиллерия
Реактивная артиллерия использует снаряды (ракетные снаряды, реактивные снаряды), оснащенные обычно твердотопливным реактивным двигателем и соответствующей боевой частью.
Новый толчок разработка реактивных снарядов получила перед Великой Отечественной войной. Принятие на вооружение авиационных РС-82 и РС-132 (реактивных снарядов калибра 82 и 132мм), успешно применявшихся по воздушным и наземным целям во время конфликта на Халхин-Голе и Советско-финской войны, вызвало разработку и наземных реактивных систем. Система БМ-13 «Катюша» была бичом для немцев на всем протяжении войны.
В наше время системы залпового огня активно применялись во время чеченских войн, конфликта в Южной Осетии, в гражданской войне на Донбассе.
Зенитная артиллерия
Зенитная артиллерия предназначена для поражения средств авиации противника. С появлением боевых аэропланов во времена первой мировой войны, были разработаны и противоаэропланные, как их тогда называли, орудия. С развитием авиации развивались и орудия ПВО. Во время Великой Отечественной войны сильно развилась как объектовая, так и войсковая ПВО. В настоящее время орудия ПВО активно используются как в составе ракетно-пушечных комплексов, так и самостоятельно, в качестве оружия ближнего перехвата.
ЗСУ 23-4 «Шилка»
Противотанковая артиллерия
Противотанковая артиллерия – вид артиллерии, предназначенной для борьбы с бронетехникой противника, в основном прямой наводкой. Характеризуется высокой скорострельностью, унитарным заряжанием.
Строевая артиллерия
Строевая артиллерия — артиллерия сухопутных войск. В зависимости от калибров и выполняемых задач, подразделяется на следующие виды:
- Войсковая артиллерия:
- Полковая артиллерия;
- Дивизионная артиллерия;
- Корпусная артиллерия;
- Армейская артиллерия;
- Фронтовая артиллерия;
- Артиллерия резерва главного командования (АРГК).
Корабельная артиллерия
В наше время в состав корабельной артиллерии входят универсальные артиллерийские установки и артиллерийские средства ПВО. В связи с оборудованием кораблей средствами УРО (управляемого ракетного огня), другие виды артиллерии на кораблях не применяются. Последнее применение артиллерии главного калибра линкоров зафиксировано во время гражданской войны в Ливане и операции «Буря в пустыне».
https://youtube.com/watch?v=zxZ2EUBRFfk
Тайфун-К
Бронемашины входят в знаменитое семейство «Тайфун», отличающееся повышенной защищенностью. Серия состоит из нескольких модификаций, имеющих определенные конструкционные особенности и предназначенных для выполнения конкретных задач. Производятся следующие варианты:
- Тайфун К-63968. Бронеавтомобиль относится к многофункциональным. Основное назначение – перевозка личного состава (от 10 до 16 человек), модульный, имеет усиленное бронирование лобовой части кабины и высокую противоминную защиту. Выпускается серийно.
- Тайфун К-63969 представляет единую конструкцию, объединяющую кабину и кузов. Высокую проходимость обеспечивает колесная формула 6Х6. Бронемашина оснащена пушкой, управляемой дистанционно. Круговое бронирование и противоминная защита высокого уровня делают автомобиль малоуязвимым для воздействия извне. Модификация производится поштучно.
- Тайфун К-53949 обладает повышенной проходимостью (колесная формула 4Х4) и многоцелевым назначением, комбинированная защита состоит из броневой стали, покрытой керамической броней. Предназначен для санитарной перевозки, огневой поддержки, охраны автоколонн, ведения разведки, может использоваться, как командно-штабной транспорт. Производится поштучно.
Бронеавтомобиль «Скорпион»
Бронированный автомобиль «Скорпион», вмещающий восемь человек, является многоцелевым. Он может использоваться как для транспортировки личного состава и эвакуации раненых, так и для доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций, буксировки вооружения и т. д.
Машина с 166-сильным «дизелем» выполнена по колесной формуле 4 х 4 со всеми ведущими колесами, имеет полностью независимую подвеску и способна передвигаться по любому типу покрытий, демонстрируя высокую скорость (до 130 км/ч) и маневренность.
На «Скорпионы» можно устанавливать различное вооружение, включая пулеметы «Корд», КПВТ, гранатомет «Пламя». Машина оборудована защитой шестого класса от стрелкового оружия (АКМ, СВД). Также имеет днище V-образной формы, выдерживает подрыв на минах и фугасах до 6 кг в тротиловом эквиваленте.
Бортовой тягач КамАЗ-6350 из семейства «Мустанг»
Автомобиль КамАЗ-6350 «Мустанг» используется для транспортировки личного состава, а также сопутствующих грузов и буксировки крупных прицепов практически по всем типам местности.
Температурный интервал, в котором можно эксплуатировать КамАЗ-6350, варьируется от –45 и до +40 °С включительно. Колесная формула 8 х 8 делает его практически незаменимым для несения военной службы. Машина способна работать при любых условиях, при этом практически полностью исключены отказы и перебои.
Основные отличия машины — увеличенная грузоподъемность, а также довольно большая длина рамы транспортного средства. Все направлено на обеспечение возможности установки дополнительных модулей и других специализированных надстроек.
На базовом шасси машины монтируются многие спецнадстройки для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и т. д.
«Стрелы» и багги
Стрела» — это пятитонный лёгкий броневик с заявленной скоростью до 150 км/ч. Защищён бронёй от стрелкового оружия и держит два кило тротила под колесом. Он нужен в первую очередь для разведки и сопровождения колонн, и плюс к этому — аэромобилен: его может утащить самый массовый армейский вертолёт Ми-8. Ми-26 без проблем погрузит парочку, а еще десять тонн останется под всякое нужное барахло.
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
На эту аэромобильность отдельно напирают разработчики. Что ж, дело нужное: в лёгком классе у нас до сих пор лишь уазики да нелепыегусары» и малочисленныескорпионы», тогда как в мире есть столько образцов для рейдовых действий, что можно перечислять до ночи. Главное, чтобы в серию пошла, — если вы понимаете, о чём я. ВДВ уже заинтересовались и заказали ОКРСтрелы» в варианте багги, чтобы модно рассекать по барханам и другим видам недружественного ландшафта.
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
Кстати, представили наАрмии-2020» и багги, но на базеТигра» с турбодизелем под лозунгомбольше пулемётов богу пулемётов!»: три станка с ПКМ по бортам песочного цвета машины(возле каждого — сиденья элитного цвета слоновой кости, кроме водительского) и 12,7-мм КОРД на крыше. Что порадовало: стойки и крепления для разного полезного — коробок с пулемётными лентами, реактивных противотанковых гранат, а также канистр с топливом.
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
У представителей африканских странтигробагги» вызывали живой интерес.
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
Ещё в ряду вэпэкашных машин — дваАтлета» с разнымимордами», для себя и на экспорт, солидный и удобный на первый взгляд MRAPУрал-ВПК».
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
Кроме того,таблетка» на базеТигра» —Тигр-БМА» с носилками на двух раненых и телефонами Panasonic.
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
Если брать технику потяжелее, то ВПК выкатил очередную модернизациюбессмертного» БТР-80 — БТР-82АТ. Корпус усилили решётчатыми экранами, дополнительной броней, а главное — новым боевым модулем БТР-БМ с 30-мм пушкой и парочкой ПТУР. Но, честно признаться, это всё тот же БТР концептом из 70-х с тесным боевым отделением и выходом десантаот борта».
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
По сравнению с ним внутри БМП К-17 на базе платформыБумеранг» — просто дворец с нормальными индивидуальными креслами, а не коллективными диванчиками в БТР-82АТ(где с трудом могут усесться три человека в боевом снаряжении). Впрочем, и кБумеру» есть вопросы. Высота боевого отделения явно недостаточна для крупного солдата(придётся стучаться головой о потолок на ухабах), и ход с сидения водителя внутрь преодолеть по силам разве что крайне субтильному и гутаперчивому механику‑водителю.
Внутри БТР-82АТ и БМП К-17(фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
Не от того ли сделанные ранее заявления, чтоБумеранг» получит новый переработанный корпус? Посмотрим.
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
Рядом с ВПКУрал» показывал свой минозащищённыйТорнадо-У» с продвинутой системой аka пулемётчик за бронещитком. Тоже шаг вперёд по сравнению с комплексомпулемётчик в дырке на крыше».
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
Свою турель с бронёй показала и компанияАстейс» на бронемашинеПатруль»(которые, в частности, получает Росгвардия). Также они представили капотный бронегрузовик.
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
Показалиуральцы» тактический грузовикТайфун» с возможностью десантирования — в его кузове, например, можно перевозить миномёт или другое вооружение и грузы.
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
Нижегородское авиационное объедение представило свои рестайлинговыебураны» в разных вариантах, в том числе в модификациивип-салон» с комфортными креслами для важных персон. По словам представителей компании, броневики из этой серии купило некое силовое ведомство из Таиланда. Массивные бронедвери и удобная посадка внушают, но заявленные 600 грамм взрывчатки под колёсами не даютбуранам» получить гордое звание MRAP.
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
Также одним из наиболее фотографируемых объектов стала машина для ловли дронов на базе одной из камазовских бронемашин семействаБулат» под названиемРать». Она засекает любую мелочь вплоть до коммерческих дронов на дальности до 3,5 километра, а на дальности в километр сжигает им электронные мозги СВЧ-излучением. В перспективе — и полуторакиловаттным лазером.
(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)
Перспективы использования
В 2020 году на заводе «Купол» началось серийное производство экспортных вариантов комплекса «Тор-М2Э(К)» на колёсном шасси и «Тор-М2У» на гусеничном.
Эксперты отмечают, что ЗРК получит широкое распространение не только в ВС РФ, но и за рубежом благодаря своим впечатляющим характеристикам, а также успешному опыту применения в современных конфликтах.
В 2020 году начальник войск противовоздушной обороны Вооружённых сил РФ генерал-лейтенант Александр Леонов сообщил, что комплексы «Тор» сбили в Сирии более 45 беспилотников, которые применялись боевиками террористических организаций.
Также по теме
Международный калибр: каковы экспортные перспективы модернизированных российских гаубиц «Мста-С» под снаряды 155 мм
Специалисты «Уралвагонзавода» провели для иностранного заказчика демонстрацию возможности взаимодействия самоходной гаубицы «Мста-С»,…
«В целом во время боевых действий в Сирии данный комплекс продемонстрировал свою эффективность, ведь он стоял на авиабазе Хмеймим и морской базе Тартус и на его счету уже свыше нескольких десятков сбитых беспилотников», — подчеркнул в беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков.
«Тор-М2Э» в экспортном варианте уже доказал свою эффективность в решении поставленных задач, добавил специалист.
«Тор» выпускается на колёсном и гусеничном шасси, а также может быть представлен в качестве отдельного боевого модуля, который может применяться где угодно, в том числе выполнять роль объектового ПВО», — пояснил Леонков.
В свою очередь, директор Музея войск ПВО в Балашихе Юрий Кнутов подчеркнул, что «Тор» может уничтожать не только БПЛА, но и ракеты реактивных систем залпового огня. По словам эксперта, дальнейшая модернизация комплекса будет направлена на интеграцию в современные цифровые системы управления войсками.
- Зенитно-ракетные комплексы «Тор-М2» во время военного парада в ознаменование 75-летия победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов на Красной площади в Москве
- РИА Новости
«На данном этапе требуется цифровая модернизация, что позволит сопрягать комплекс со всеми новыми системами, например «Бук-М3», ЗРК С-300В4, и за счёт этого можно будет создать эшелонированную противовоздушную оборону», — рассказал собеседник RT.
После модернизации комплекс сможет бороться не только с существующими, но и с перспективными воздушными и баллистическими целями, добавил Юрий Кнутов.
«Запад сейчас тоже создаёт подобные комплексы, но преимущество комплекса «Тор» заключается в том, что он прошёл обкатку в районах боевых действий, где показал высокую эффективность. Уверен, модернизированная версия будет пользоваться спросом, как и предыдущая», — заключил эксперт.
«Преодолевать любые препятствия»
По словам военного эксперта полковника в отставке Виктора Литовкина, отличительной особенностью «Бумеранга» является его модульная система.
Виктор Литовкин полагает, что такие машины сегодня востребованы в российской армии, однако вряд ли они смогут в ближайшей перспективе полностью вытеснить проверенные временем БТР-82.
«Подобные машины сегодня в российской армии востребованы. «Бумеранг» надёжно защищает экипаж, в том числе и от противотранспортных мин. Однако вряд ли «Бумеранги» сразу заменят имеющиеся БТР-82, поскольку те ещё довольно долго прослужат российской армии», — сказал аналитик.
- Бронетранспортёр БТР-82А во время третьего этапа всеармейского конкурса «Морской десант — 2021» на тактическом поле «Мыс Клерка» полигона Бамбурово в Приморском крае
- РИА Новости
Стоит отметить, что «Бумеранг» и БТР-82, также производящийся в ВПК, имеют ряд существенных конструктивных различий.
Так, БТР-82 ниже «Бумеранга» (2725 мм против 3185 мм), его полная боевая масса меньше (16 т против 28,6 т). Кроме того, этот бронетранспортёр в различных модификациях используется в войсках уже не одно десятилетие, поэтому его эксплуатация и обслуживание в армии хорошо налажены, говорят эксперты.
В то же время «Бумеранг» обеспечивает несравнимо более высокую защиту личного состава, обладает более мощным двигателем и может передвигаться быстрее БТР-82 (100 км/ч против 80 км/ч). Кроме того, у БТР-82 высадка и посадка десанта осуществляется в основном через боковые двери, что в условиях боя является не самым безопасным решением. Помимо этого, говорят аналитики, БТР-82 создан на базе ещё советских образцов бронетранспортёров и фактически достиг предела своих модернизационных возможностей.
«БТР-82 практически исчерпал свои возможности, поэтому «Бумеранг» более предпочтителен. У «Бумеранга» современный класс защиты, в том числе противоминной, современная система управления огнём, которая обнаруживает цели, идентифицирует их и позволяет вести по ним высокоточный огонь. К тому же у «Бумеранга» модульная система», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков.
Также по теме
«Прорыв в современном танкостроении»: как Россия готовится продвигать танк Т-14 «Армата» на мировом рынке
Россия представит на крупнейшей оружейной выставке Ближнего Востока IDEX 2021 танк Т-14 «Армата». Об этом сообщила госкоропорация…
Аналитики не исключают вариант, при котором обе машины могут использоваться в войсках параллельно.
«Машины будут применяться для различных целей, так как всё-таки они довольно сильно отличаются друг от друга», — говорит Виктор Литовкин.
Эксперты полагают, что на данном этапе говорить о перспективах «Бумеранга» на зарубежных рынках преждевременно, потому что машина ещё не прошла цикл испытаний и не принята на вооружение в ВС РФ.
«Пока эта машина не займёт прочное место в рядах вооружённых сил России, трудно говорить о том, как она будет продаваться за границей. Теоретически «Бумеранг» может заинтересовать любые страны, кроме тех, что входят в НАТО или находятся под контролем США. То есть речь идёт об Индии, Китае, Ираке, Египте, Алжире и других наших традиционных партнёрах в военно-технической сфере», — сказал Виктор Литовкин.
Схожей позиции придерживается и Алексей Леонков.
Новые образцы ядерного оружия
Модернизация РВСН — важнейшая задача российского руководства в оборонной сфере, особенно с учетом старения советских ядерных вооружений, близкого окончания срока их эксплуатации, необходимости замещения комплектующих, ранее поставляемых с Украины, где в феврале 2014 года произошел государственный переворот, и захватили власть американские марионетки.
Задача успешно решается. Какие же ракеты новейшего поколения разработаны на смену старым?
РС-24 «Ярс»
РС-24 «Ярс»: усовершенствованная замена ядерным ракетам РС-18 и РС-20А с уникальной системой преодоления ПРО
РС-24 — трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) на твердом топливе, поступившая на вооружение вместо РС-18 и РС-20А. Проектированием ракеты занимался Московский институт теплотехники (МИТ). РС-24 изготавливается на Воткинском машиностроительном заводе, а автоматическая пусковая установка (АПУ) для мобильного комплекса «Ярс» — на ПО «Баррикады» (Волгоград).
Управление полетом РС-24 (дальность достигает 12 тыс. км) осуществляют сопла двигателей ступеней. Корректируется ракета бортовым электронно-вычислительным комплексом с учетом данных со спутников ГЛОНАСС. РС-24 оснащена новейшим комплексом преодоления систем ПРО. Усовершенствования коснулись и термоядерного заряда.
Масштабное снабжение частей РВСН ракетами РС-24 началось в 2020 году, первые комплексы «Ярс» разворачивались в декабре 2009 по завершении многочисленных испытаний.
РС-26 «Рубеж»
РС-26 «Рубеж» поражает цели на расстоянии 6 тысяч километров
РС-26 с пусковым комплексом «Рубеж» разрабатывалась с инновационным подходом к конструкции двигателей ракеты и системе управления. Ступени ракеты оснащены двигателями на жидком топливе. Дальность — 6 тыс. км. Сборка грозной новинки осуществляется на вышеупомянутом машзаводе города Воткинск (Удмуртия).
РС-28 «Сармат» (МБР)
РС-28 «Сармат»: в случае ядерной войны разрушит страны НАТО ударами через Южный полюс в обход всех средств ПРО
Проектирование тяжелой МБР нового поколения «Сармат» РС-28 началось в 2009. Перед конструкторами стояла задача разработать как можно лучшую смену «Сатане» (РС-20 «Воевода»).
В октябре 2012 российским оборонным ведомством был в целом одобрен проект новинки. В 2014 году сформирована кооперация предприятий, на которую возложены работы по изготовлению ракет (Красноярский машзавод и смежники), построен натурный образец Сармата. В 2020 — произведен ряд испытаний РС-28.
Также предусмотрено применение в качестве носителя боеголовок боевых блоков Ю-71 «Авангард», что увеличивает точность удара и дает возможность уничтожать стратегические объекты противника кинетической энергией блоков даже без ядерного взрыва.
Оснащение новыми МБР воинских частей начнется в 2021 году.
БЖРК «Баргузин»
Вооружение РВСН ракетными поездами отложено минимум до 2027 года
«Баргузин» — боевой железнодорожный ракетный комплекс, создание которого стартовало в 2013 году. Новосозданные БЖРК призваны заменить советские «ракетные поезда», ликвидированные по договору СНВ-II.
«Баргузин» разрабатывался под установку на вагоны с пусковыми комплексами ракет РС-24, описанных выше. Один состав рассчитан на шесть вагонов с МБР, что отвечает одному полку ракетных войск, а пять составов равны дивизии РВСН.
В 2016 году «Баргузин» успешно прошел бросковые испытания. Однако в декабре 2017 «Российская газета» сообщила о закрытии темы создания БЖРК из-за нехватки средств на одновременное финансирование производства «Баргузинов» и комплексов шахтного базирования «Авангард», которые заменили поезда в госпрограмме вооружений до 2027 года (ГПВ-27).
Р-30 (Булава-30)
«Булава-30» разработана для пуска с подлодок на расстояние до 11 тыс. км
Твердотопливная трехступенчатая ракета «Булава-30» предназначена для оснащения подводных лодок серии 955 «Борей» и подводных крейсеров ТК-208 «Дмитрий Донской». Ее создание не только решило проблему старения имеющихся ракетных комплексов подлодок, но и сильно увеличило мощь морской составляющей отечественной «ядерной триады». В частности, разработчики успешно внедрили систему преодоления ПРО неприятеля.
Начал разрабатывать «Булаву» МИТ еще в 1998 г. Серийное производство запущено в Воткинске десять лет спустя, а в 2020 году Р-30 принята на вооружение ВМФ России.
Предельная дальность «Булавы-30» достигает 11 тыс. км. Стартовый вес ракеты 36,8 тонн, вес боевой части — 1150 кг.