Самосвалы маз
Содержание:
- Рулевое управление и тормозные системы грузовика «МАЗ-5516»
- Двигатели «МАЗ-5516»
- Тюнинг
- Модификации «МАЗ-5516»: 3 – в производстве, остальные – в архиве
- Двигатели
- Руководство по эксплуатации
- Эксплуатация самосвала
- Модернизация
- Технические характеристики
- О компании МАЗ
- Технические характеристики 20-тонника
- Грузоподъемность и характеристики шасси
- Самосвал МАЗ-5516
- Преимущества и недостатки
- Внешний вид кузова и салон
- Назначение
- Модели самосвала МАЗ 20 тонн
Рулевое управление и тормозные системы грузовика «МАЗ-5516»
Рулевое управление включает в себя рулевой механизм со встроенным распределителем, колонку, рулевое колесо, силовой цилиндр, насос, масляный бак, а также шланги.
Самосвал оснащается четырьмя тормозными системами: рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной. Также имеются приборы для подключения тормозов полуприцепа с 2-х проводным пневматическим приводом.
Рабочая тормозная система пневматического типа воздействует на все колёса через тормозные барабаны. ABS – антиблокировочная система торможения – присутствует во всех модификациях. Стояночная и запасная системы действуют на тормозные элементы среднего и заднего мостов, которые приводятся в действие посредством тормозных камер.
Стояночная система выполняет ряд функций запасной и применяется для торможения в случае возможных отказов рабочей тормозной системы. Вспомогательная система запускается через создание противодавления в системе выпуска газов. Ее используют для небольшого торможения при затяжных спусках на горных дорогах. Некоторые автомобили «МАЗ-5516» оснащаются 4-х канальной антиблокировочной системой тормозов (АБС), производства производственного объединения «Экран», Белоруссия.
Двигатели «МАЗ-5516»
Абсолютное большинство самосвалов «МАЗ-5516», ныне остающихся «в строю», было выпущено с дизельными двигателями Ярославского моторного завода – восьмицилиндровыми, турбированными силовыми агрегатами «ЯМЗ-6582» и «ЯМЗ-6581», впоследствии доработанными до соответствия третьему евростандарту. Первый из названных моторов выдаёт мощность 330 лошадиных сил при 2100 оборотах в минуту; второй – 400 лошадиных сил при 1900 оборотах в минуту.
Двигатель «ЯМЗ-6581», разработанный специально для оснащения автомобилей «МАЗ», был конструктивно выполнен на базе двигателя «ЯМЗ-7511» c общими головками цилиндров. То же самое – мотор «ЯМЗ-6582.10» сделан на основе двигателя «ЯМЗ-238ДЕ2». Отличаются эти МАЗовские двигатели от своих базовых техническими характеристиками, за счёт установки электроуправляемой топливной аппаратуры с ТНВД типа «Компакт-40» с электронным регулятором; изменением конструкции ряда узлов и деталей двигателя, с замкнутой системой вентиляции картерных газов.
Технические характеристики в цифрах:
«ЯМЗ-6581»
- Номинальная мощность – 294 кВт (400 л.с.).
- Номинальная частота вращения – 1900 об/мин.
- Максимальный крутящий момент – 1766 Н.м (180 кгс.м)
- Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1100…1300 об/мин.
- Частота вращения на холостом ходу: min – 600 об/мин; max – 2150 об/мин.
- Масса двигателя: без сцепления и коробки передач – 1250 кг; со сцеплением и коробкой передач – 1660 кг.
«ЯМЗ-6582»
- Номинальная мощность – 242,6 кВт (330 л.с.).
- Номинальная частота вращения – 1900 об/мин.
- Максимальный крутящий момент – 1274 Н.м (130 кгс.м)
- Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1100…1300 об/мин.
- Частота вращения на холостом ходу: min – 600 об/мин; max – 2150 об/мин.
- Масса двигателя: без сцепления и коробки передач – 1240 кг; со сцеплением и коробкой передач – 1645 кг.
Незначительная часть грузовиков данной марки (а именно, модификации «МАЗ-5516-33-380» и «МАЗ-5516-33-371») выпустили с импортными (немецкими) двигателями «Дойтц BF6M1013FC code 210» мощностью 286 сил, в комплексе с девятиступенчатой коробкой передач «ZF 9S109».
В настоящее время вниманию потребителей предлагается самосвал «МАЗ-5516», оснащённый китайским дизельным двигателем «Камминз» (краткая информация о нём представлена выше).
Силовой агрегат крепится к раме автомобиля «МАЗ-5516» в трёх точках (одна передняя и две боковые). Кроме того, имеется четвёртая, поддерживающая опора двигателя. Для обслуживания двигателя кабина самосвала опрокидывается вперёд при помощи гидравлического механизма. В транспортном положении кабина фиксируется запорным механизмом и страховочным тросом.
Топливный бак самосвала «МАЗ-5516» вмещает 350 литров горючего. Расход топлива составляет от 30-ти литров на 100 километров пути (минимум – в том случае, если это ненагруженная машина, двигающаяся со скоростью 50 км/ч).
Тюнинг
Тюнинг автомобиля МАЗ-5516 предполагает замену вышедших из строя и поврежденных механизмов и узлов или улучшение технических характеристик.
Например, если нужно заменить рессоры сидений в кабине водителя, то рекомендуется демонтировать кресло при помощи набора ключей и отверток, установить новый механизм.
Для того чтобы повысить уровень комфорта в кабине водителя, следует усовершенствовать систему амортизации. Для этих целей рекомендуется использовать полурессоры амортизаторов от похожей модели КамАЗа.
Для того чтобы установить этот механизм на МАЗ-5516Х5, необходимо:
- Демонтировать задний хомут крепления.
- Снять рукоятку управления хомута и блокиратор.
- Убрать кронштейны.
- Установить нижнюю часть крепления новых амортизаторов на раму.
- Опустить защелки вместе с крепежными элементами рессор.
- Отпилить брызговик с внутреннего корпуса крыла.
- Опустить кабину на специальную подставку.
- Сделать отверстия под крепление и зафиксировать новый механизм. Сверло должно проходить через кронштейн крепления задних опор.
- Установить кабину на место.
Модификации «МАЗ-5516»: 3 – в производстве, остальные – в архиве
В данное время Минский автозавод продолжает выпуск трёх усовершенствованных вариантов этого, довольно востребованного и на рынке XXI века, самосвала, – с двигателями «ЯМЗ» и «Камминз».
Модификация «МАЗ-5516А5» оснащается дизельными двигателями «ЯМЗ-6582.10» (на базе «ЯМЗ-238ДЕ2»), соответствующими экологическому стандарту «Евро-3». Их мощность – 330 лошадиных сил (или 243 кВт). На «МАЗ-5516А8» устанавливаются более мощные, 400-сильные (294 кВт) моторы «ЯМЗ-6581.10» (на базе «ЯМЗ-7511.10Е2»), также «Евро-3». Коробки передач также ярославские – «ЯМЗ-2381». Самосвальная платформа на каждой из данных модификаций имеет возможность трёхсторонней разгрузки. Штатная грузоподъёмность данных модификаций установлена производителям в 20 тонн.
Двигатель «Cummins 6ISBe4», которым комплектуются модификации «МАЗ-5516W4-420», уже относится к стандарту «Евро-4». Его мощность – 300 лошадиных сил, либо 220 кВт. Мотор работает в связке с 9-ти ступенчатой коробкой передач «JS-135/TА». Самосвальная платформа, устанавливаемая на шасси данных автомобилей – U-образная (попросту говоря, «корытообразная»), предназначенная только для задней разгрузки. Штатная грузоподъёмность составляет 15,1 тонн.
«МАЗ-5516W4-420» с двигателем «Камминз» и «корытообразным» кузовом.
Из тех модификаций семейства, что уже сняты с производства, наибольшее распространение получили следующие:
«МАЗ 551603-221» и «МАЗ 551603-223» (с шестицилиндровым турбо-дизелем «ЯМЗ-236БЕ2» Евро-1). При этом самосвал с индексом -221 отличается самосвальной грузовой платформой с задним закрывающимся бортом, а 223-й – самосвальным кузовом ковшовой формы без заднего борта.
«МАЗ 551605-271» и «МАЗ 551605-280» (с восьмицилиндровым турбированным дизельным двигателем «ЯМЗ-238ДЕ2» Евро-2). Самосвальная грузовая платформа – с задним бортом, осевой выхлоп без распределителя обогрева платформы, либо выхлоп влево с распределителем обогрева платформы. Самосвал модификации «МАЗ 551605-280» отличался также немного изменённой геометрией кузова, а также увеличенным (без надставки бортов) до 12,5 кубометров объёмом платформы для транспортировки грузов.
На все указанные модификации устанавливались ещё не подрессоренные кабины «советского» образца.
Чего нельзя сказать о более поздней разработке – модификации «МАЗ 551608-238» (но в настоящее время также уже снятой с производства). Здесь и кабина подрессоренная, и в стандартную комплектацию включены: АБС, подрессоренные сиденья в кабине, ремни безопасности, подогреватель двигателя, система ограничения скорости, шумоизоляция кабины, современная оптика головного освещения, светодиодная подсветка салона.
Двигатель «МАЗ 551608-238» – восьмицилиндровый 400-сильный «ЯМЗ-6581.10».
Двигатели
На самосвал МАЗ 5516 устанавливается несколько видов моторов. Рассмотрим некоторые из них.
238 ДЕ
Основным является ЯМЗ-238ДЕ, производства Ярославского моторного завода. Это двигатель, работающий на дизельном топливе. В его составе восемь цилиндров, расположенных в виде латинской буквы V. У двигателя есть четыре такта работы. Общий объем – 15 литров.
Выдаваемая максимальная мощность равняется 244 киловатт, что соответствует 330 л.с. Поэтому старый ярославец считается очень надежным, а конструкция проверена временем.
Ресурс мотора до капитального ремонта 13 тысяч часов беспрерывной работы – это эквивалентно 830 000 км пробега. По количеству выбросов, он отвечает эталону Евро-2. Удельный расход топлива для 238-ого составляет – 206 граммов/(кВт*ч).
ЯМЗ-75 11
Является модификацией предыдущего типа с применением современных элементов и деталей в базовой конструкции. Показатели у него получились качественно лучше, чем у ДЕ. При этом, в плане экономности, модель эффективнее предшественника.
Мощность нового «ярославца» теперь составляет 360 лошадиных сил, при количестве оборотов – 1850. Минимальный показатель расхода заметно снизился. Эта цифра в районе 193 грамм/(кВт*ч).
Максимальный крутящий момент на уровне 1716 Н*метр, который достигается при числе оборотов в минуту в районе 1280.
На ЯМЗ-75 11 устанавливается более современная топливная система. Для самосвала модели 5516 расход топлива с этим силовым агрегатом составляет – 30 литров.
ЯМЗ-65 8
Это самые совершенные двигатели из гаммы V-шек от ярославского производителя. По вредности выброса они принадлежат к нормативным эталонам евро-3, евро-4. Такие показатели достигнуты за счет внедрения в систему подачи топлива оборудования «Коммон Рэйл».
Повышенные технические характеристики получены в следствие применения ТНВД с электронным управлением. Верхнее значение мощности – до 425 сил, при 1850 оборотах.
Максимальный крутящий момент возрос до 1765 Н*метр, при 1290 оборотах в минуту. Минимальный расход дизельного топлива на кВт-час, как и у 7511 на уровне 193 грамм.
Импортный двигатель
Единственный импортный агрегат, который применяется на МАЗ 5516 – это рядная «шестерка» Cummins 6ISBe с турбонагнетателем. Она хорошо себя зарекомендовала на КамАЗах.
Характеристики двигателя таковы:
- объем – 6,75 литров;
- мощность – 302 л.с при 2550 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 1110 Н*м при 1100-1700 об/мин.
Руководство по эксплуатации
Руководство по эксплуатации содержит следующие разделы:
Требования безопасности во время работы на данном транспортном средстве
Здесь перечислены все меры предосторожности, порядок действий при аварийных ситуациях.
Мотор. В этом разделе приведены характеристики двигателя, его устройство и рекомендации по обслуживанию.
Коробка передач
Здесь описана работа трансмиссии и приведено краткое описание ее основных элементов.
Ходовая часть транспорта. В этом разделе дается описание конструкции передней оси и рулевой тяги.
Рулевое управление, тормозные системы.
Электрооборудование.
Маркировка транспорта. Здесь описано, где можно найти идентификационный номер транспортного средства, дана расшифровка номера.
Правила обкатки самосвала.
Особенности эксплуатации и техническое обслуживание. Здесь прописано, когда и как проводить ТО, какие бывают виды технического обслуживания.
Условия хранения автомобиля, правила его транспортировки.
Гарантийный срок и талон на транспорт.
Схема переключения передач
Схема переключения передач есть в руководстве пользователя самосвала. Переключение происходит следующим образом:
- При помощи механизма сцепления происходит разъединение силового агрегата с трансмиссией транспортного средства. Это дает возможность переключить ступени коробки передач, не сбавляя при этом обороты двигателя.
- Через блок сцепления проходит крутящий момент.
- Зубчатые шестерни расположены параллельно оси валовых устройств.
- Первый вал соединяется с механизмом сцепного устройства, на поверхности которого есть шлицы. По ним перемещается ведомый диск.
- С оси вращательное действие передается на промежуточную ось, которая объединена с шестерней первичного валового механизма.
- При включении нейтрального режима начинается свободное вращение шестерен, а муфты синхронизаторов приходят в разомкнутое положение.
- При выжатом сцеплении вилка перемещает муфту в положение зацепления с парой, расположенной на торцевой части шестерни.
- Шестерня фиксируется вместе с валом и перестает на нем прокручиваться, что обеспечивает передачу вращательного действия и усилия.
Электросхема
Схема электрооборудования включает в себя такие элементы, как:
- Аккумуляторы. Их напряжение составляет 12 В. Перед началом работы необходимо откорректировать плотность аккумуляторных батарей.
- Генератор переменного тока. Такая установка оборудована регулятором напряжения интегрированного типа и выпрямительным блоком. В конструкцию генератора входят подшипники, состояние которых рекомендуется проверять через каждые 50 000 км пробега.
- Стартер. Это устройство необходимо для запуска силового агрегата. Оно состоит из крышки реле, контактов, заглушек смазочных каналов, тяги якорного устройства, стакана, пружин щеткодержателя, крепежных элементов, рукоятки, защитной ленты.
- Электрофакельное устройство. Его задача — облегчение запуска двигателя в условиях низких температур.
- Выключатель массы батарей. Он нужен для присоединения и отсоединения аккумуляторов к массе транспорта.
- Система освещения и световой сигнализации. Она контролирует работу головных фар, фар-прожекторов, противотуманных огней, освещение внутри салона.
Эксплуатация самосвала
МАЗ 5516 – это тяжелый грузовой автомобиль колесной формулой 6х4. Он оборудован самосвальным кузовом, который может отличаться типом и назначением.
Самосвал эксплуатируют в суровых условиях и задействуют на многих работах. Это перевозка песка, щебня, кирпичей, различных растворов, транспортировка удобрений, собранного урожая, вывоз отходов, доставка асфальта к месту укладки, перевозка лесоматериалов.
Перечень видов деятельности грузовика действительно впечатляет, но все же, основным из них – является строительство.
Особенности
Самосвал обладает внушительной грузоподъемностью – 20 000 кг. Благодаря кузову большого объема, универсальности и низкой цене, грузовик вытеснил многих конкурентов. Он пользуется огромной популярностью.
Для молодых развивающихся компаний самосвал МАЗ стал поистине спасением. В этом свою роль сыграла и его унификация с основными моделями линейки, такими как: 6422, 6303, 5551. Запчасти и обслуживание самосвала стоят копейки. Ремонт по силам выполнить на любом автотранспортном предприятии.
Кроме того, МАЗ 5516 для работает с прицепами в составе самосвального автопоезда, что вдвое увеличивает объем перевозки грузов за одну поездку.
Модернизация
Поскольку рассматриваемый грузовик не отличается высокой маневренностью с передаточным числом коробки 7,24, конструкторы в последующих выпусках предусмотрели некоторые новаторские внедрения. Среди них:
- Усовершенствование рычага переключения передач, который оставлял желать лучшего по причине жесткости, неравномерности перемещения и заторможенности при включении скоростей.
- Конструкторы произвели ряд манипуляций по улучшению комфорта и простора рабочих кабин.
- Теперь водитель получил возможность лучшего обзора благодаря высокой посадке.
- Появился подогрев мотора, обеспечивающий его простой запуск при минусовых температурах.
- Усилена изоляция от шума и вибрации.
- Сидение оснастили регулировкой в нескольких позициях.
- Появились пневматические амортизаторы, размещенные под креслом, которые снижают усталость оператора во время длительной работы и передвижение на длительные дистанции.
Рассматриваемый грузовик оснащен двигателем от Ярославского завода (тип – ЯМЗД-238Д). Его мощность составляет 243 конских сил при крутящем моменте 1225 Нм. На современных модификациях практикуются силовые агрегаты, мощность которых достигает 400 лошадиных сил. Их рабочий ресурс долговечнее, однако приборы сложнее в обслуживании и ремонте по сравнению с отечественными аналогами.
Технические характеристики
Максимальная длина самосвала составляет 7,5 м, а высота 2,6 м, что делает эксплуатацию возможной повсеместно, в том числе в городских условиях, так как высота большинства мостов не менее 3 м.
Кузов
МАЗ 20 тонн оснащен прямоугольным и скругленным по периметру кузовом с основным задним типом отгрузки. Однако в некоторых моделях реализованы выгрузки бокового и трехстороннего типов.
Смотрите еще больше видео на нашем канале. Обязательно подписывайтесь!
Первые самосвалы были пригодны для перевозки материалов, не чувствительных к резким перепадам или низким температурам. Ситуация изменилась, когда в 2000 году конструкторы включили в схему сборки подогревающий кузов элемент. С этого момента сфера применения двадцатитонника значительно расширилась, а его востребованность возросла.
Двигатель и КПП
На МАЗе 20 тонн установлен двигатель производства Ярославского моторного завода мощностью 400 л.с. Допускается также комплектация более надежным устройством Deutz, но найти к нему запчасти довольно сложно, поэтому при возникновении неисправности ремонт будет затруднительным.
Двигатели ЯМЗ сопровождаются пятиступенчатой коробкой передач отечественного производства, в противном случае на устройство устанавливают КПП ZF с 9 ступенями
Но несмотря на это хорошей маневренностью грузовик не отличается, поэтому его вождение требует осторожности и соответствующего опыта
Общие характеристики
Общие технические параметры для всех модификаций МАЗ 5516 следующие:
- Кузов объемом 10,5 м3;
- Максимальный угол подъема кузова 49 градусов;
- Номинальная грузоподъемность достигает 30 т;
- На 100 км хода требуется в среднем 32 л топлива;
- Оптимальная скорость движения на трассе 88 км/ч;
- Колесная база 6х4;
- Наличие нескольких тормозных систем;
- Топливный бак объемом 350 л.
Некоторые модели допускают монтаж спального места для водителя с целью осуществления междугородних и международных перевозок.
Кабина
В первых моделях кабина вызывала множество нареканий водителей, так как была крайне неудобной, особенно если речь шла о длительных перевозках. После глобальных изменений водительское место может похвастаться целым списком достоинств:
- Высокая посадка водителя, а значит и хорошая видимость;
- Качественная шумоизоляция;
- Значительное сокращение вибрации;
- Возможность настройки сидения и рулевого управления.
Добавленные в конструкцию пневматические амортизаторы, расположенные непосредственно под креслом, создают дополнительный комфорт управления и позволяют водителю сохранять хорошее самочувствие даже при длительных поездках за рулем МАЗа 20 тонн.
О компании МАЗ
На текущий момент бренд МАЗ известен может не по всему миру, но на просторах бывшей страны Советов с отличительным знаком на капоте никто не ошибется. МАЗ лидер в мире техники по выпуску большегрузной, автомобильной пассажирской и прицепной техники. Ознакомьтесь также с техникой Камаз, а именно моделью 65117.
История завода начинается сразу после окончания 2-й мировой войны 9 августа 1945 года выло организовано производства, а в октябре 1947 свет увидели первые пять МАЗов. В 1948 году было налажено конвейерное производство. К концу 1951 завод произвел 25 тыс. автомобилей, перевыполнив план более чем на 65%.
История МАЗ – это история побед и успехов. Первый МАЗ 530 на всемирной выставке промышленной продукции в Брюсселе в 1958 отметился высшей наградой.
Далее следует лишь наращивание производства, но без потери качества продукции, что отмечается награждением производителя орденом Ленина и орденом Революции.
На сегодня «МАЗ» — брэнд, признание которого доказано десятками лет производства и качеством продукции, известной далеко за пределами Беларуси.
Минский автозавод на текущий момент, буквально, визитная карточка страны. Продукция отвечает всем стандартам Евро-3,4,5,6-й серий. Завод является объектом для роад-шоу любой иностранной делегации. Заключение контрактов проводится с заводами разных частей света – Ираном, Винесуэлой, Китаем.
Ознакомьтесь с особенностями техники Маниту.
Технические характеристики 20-тонника
Грузовик 5516-серии возможно использовать в составе автопоезда. Показатель грузоподъемности (базовой) достигает — 20т. Снаряженная — 12т.
- длина — 7,19м;
- ширина — 2,5м;
- высота в соответствии с высотой кабины — 3,1м;
- дорожный просвет — 270мм;
- длина колесной базы — 3,85м + 1,4м;
- длина колеи заднего хода — 1,865м;
- длина колеи переднего хода — 1,97м;
- масса полная — 13,5т.
Для сравнения можете ознакомиться, какие имеет технические характеристики МАЗ 500.
Преимуществами большегруза МАЗ-5516 стоит отметить:
- Экономичность, стоимость ремонта невысока.
- Простота обслуживания.
- Вариативность выгрузки, а также возможность установки прицепа, что увеличит до максимума ресурс грузовика.
- Доступность. Относительно невысокая стоимость в соответствии с зарубежными конкурентами (самый дешевый зарубежный аналог – китайский самосвал Шакман).
- Качество и надежность подвески, корпуса, комплектующий. Мощный двигатель, знакомая внешность.
Отдельное слово стоит уделить стоимости столь впечатляющего агрегата. В данном случае, если говорить о подержанном варианте в приемлемом техническом состоянии, то его рыночная цена находится в районе 350 тыс. руб.
Для сравнения можете ознакомиться со статьей про стоимость КамАЗа.
Специалисты также сходны во мнении, что даже не смотря на весь шик и лоск от визуального изменения, эргономика и комфорт кабины кардинальных изменений не претерпели. Стало быть, цена исходит исключительно из замены комплектующих и агрегатов.
В итоге, можно подчеркнуть, что 20-тонник МАЗ – это прежде всего рабочая «лошадка». История самосвала позволяет относить его к ряду легендарных, а безупречные ходовые и грузовые показатели лишь подтверждают это. Несколько генераций авто действительно позволяют сказать о труде конструкторов и дизайнеров. Самосвал надежен (даже после десятка лет эксплуатации), вынослив, обладает прекрасными ходовыми, грузоподъемными и скоростными качествами.
Крайне жесткая подвеска, отсутствие удобств, да и понятия эргономики кабины (также как и у самосвалов Tatra T815), неказистый и непрезентабельный окрас — таким образом можно сложить образ машин на рассвете их выпуска.
Но не взирая на вышеперечисленные недостатки, самосвал был высоко оценен. Создаваемый исключительно в рабочих целях автомобиль верой и правдой отрабатывал затраты, предлагая пользователю собственные услуги по подъему грузов до 20т. Однако даже данные статистические цифры нельзя назвать точными, ведь он был способен на большее.
Видео: Обзор МАЗ 20 тонн
Обзор самосвала МАЗ 20 тонн на видео.
По дорогам общего пользования (ровные, без дефектов, твердое покрытие) машина в состоянии справится с транспортировкой груза массой до 30т. Следовательно, превышение заводских показателей не желательно, однако для МАЗа не критично. Вероятно, именно данный факт позволил стать марке крайне востребованной на отечественном рынке и ближнем зарубежье.
Также вам может быть полезна статья про грузоподъемность МАЗ.
Грузоподъемность и характеристики шасси
Независимо от комплектации самосвала грузоподъемность одинакова. В полной комплектации машина весит около 16205 кг. Максимальный вес кабины и шасси составляет 11705 от общей массы самосвала. С учетом полной загруженности транспорта, веса водителя и пассажира, грузоподъемность становится равна в среднем 41780 кг.
Характеристики каждой шасси равны при любой сборке, поэтому и грузоподъемность не отличается. Она распределяется таким образом:
- на первую ось нагрузка равняется 7,5 т;
- вторая ось сдерживает нагрузку в 7,5 т;
- третья ось располагается в задней части грузовика и имеет грузоподъемность в 19390 кг;
- на четвертую ось падает аналогичная нагрузка равная 19390 кг;
- максимальная нагрузка на задние оси составляет 25,5 т.
Шасси самосвала имеет уникальную конструкцию, которая способна поглощать вибрации даже при максимальной загрузке. Благодаря этому снижается уровень износа деталей ходовой системы и расход топлива
Низкая вибрация увеличивает срок эксплуатации резины, что особенно важно при длительных поездках или работе на бездорожье
Задняя подвеска имеет рессорно-балансирную систему, которая включает в конструкцию вертикальное положение стремянок и многолистовую панель. Использование болтов из стали высокой марки для крепления подвески и рамы обеспечивает надежность и безопасность во время перевозки груза. Болты из высокопрочного материала проходили специальные испытания и изучались специалистами для подтверждения надежности использования при креплении деталей грузовика.
Мосты, расположенные в середине и задней части самосвала, имеют специальные поглощающие стабилизаторы устойчивости. Именно они снижают вибрации при езде по бездорожью. Особенно оценить их работу получается при резком повороте самосвала в загруженном виде. Крен при маневрировании минимальный, что не свойственно прошлым моделям МАЗ. При резком повороте работа подвески смягчает движение, и подпрыгивания самосвала не происходит.
Тип колес камерный и универсальный с дисками 2,00R20. Они соответствуют ГОСТ 5513-97. Универсальную резину устанавливают только на третью и четвертую ось, ведь они подвергаются максимальным загрузкам и в случае пробития смогут иметь подкачку колеса, чтобы задняя груженая часть транспорта не села. Первая и вторая ось могут оснащаться как универсальной резиной, так и бескамерными шинами. Бескамерный вариант резины предварительно заказывают у поставщика транспорта. Угол поворота ведущей первой оси равен – 36 градусам, второй оси – 25 градусам.
Самосвал МАЗ-5516
Отдельной гордостью завода является культовый самосвал МАЗ-5516. Данная гигантская 20-тонная махина сошла с конвейера в далеком в 1994 и претерпела сотни изменений и модификаций. Грузовик крайне популярен в кругу отечественных водителей благодаря неприхотливости в использовании.
Грузоподъёмность
Автомобили выпущенные под маркировкой МАЗ-5516 – их грузоподъемность задекларирована в пределах 20 т. Грузовик оснащается кузовом ковшового типа. Базируемые на серии 6303, 20-тонники основной задачей ставят транспортировку сыпучих и строительных материалов. Параметры эксплуатационного характера машин превосходно вписались в атмосферу стройучастков, расположенных по всей стране. О другом 20ти тонном самосвале Камазе 6520 прочитайте тут.
Модель МАЗ 5516 на фото:
Модель 5516 выпущена с вариациями кабин 2-х типов: короткая и длинная. Последняя предусматривает наличие спального места. В основе обновленного многотонника лежат экс-самосвалы с/х назначения, у которых прослеживались особенности высокого кузова и возможность 2-х сторонней разгрузки.
Благодаря двум десяткам лет налаженного производства серия 20-тонного МАЗ-5516 вынесла определенную долю позитивных изменений, причем эволюция гиганта и сегодня еще не заканчивается. Начальный вариант самосвалов 5516-й серии оснащали дизелями. Покупатель был вправе выбрать из доступных 240- и 330-й вариантов. Уже чуть позднее самосвалы получили установку более совершенных движков уже с мощностью в 330 л.с.
Не забыли и про экологичность, о чем свидетельствует класс Евро-3 (для сравнения, у Howo – класс Евро 4). На текущий момент встречаются модификации с 400-сильным мотором от немецкого производителя Deutz. Однако они лишь небольшая часть всего перечня реализуемой продукции самосвалов.
Аппарат с традиционным ярославским двигателем предполагал механическую трансмиссию. Современные модели заменяют их на 9-ступенчатую механику от ZF (германия – поставщик комплектующих). Крайние модификации самосвала поставляются уже с усиленной 2-й рамой типажа «лонжерон в лонжероне». Профессионалы отмечают рост в зависимости от этого возрастает и стоимость грузовика, что может в некоторых случаях сказываться на падение спроса.
Стандартная для самосвалов формула – 6х4, применима и в данном случае. Грузовик разгоняется до 80км, с расходом топлива в 30 л. на 100 км. Заправочные емкости, питающие мотор, вместимостью 350 л.
Преимущества и недостатки
У МАЗ самосвал 20 тонн есть как плюсы, так и минусы. Рассматривать первые версии нет смысла, тем более сейчас их уже не найти в приличном состоянии. Посредственная эргономика кабины и отсутствие минимальных комфортных условий работы. И это лишь часть недостатков грузовиков, вышедших с конвейера в 1994 году.
Современные машины собираются качественно. Это касается всех узлов и агрегатов, таких как двигатель, трансмиссия, кузовные элементы и т. д. Поздние выпуски серьезно доработаны и сильно отличаются по техническим характеристикам от своих предшественников. Из основных плюсов можно отметить:
- Ремонтопригодность и экономичность. Любой грузовик зарубежного производства будет дороже обходиться в ремонте. Другая проблема — поиск запчастей, которых можно не найти в свободной продаже.
- Обслуживание. Техника может ремонтироваться своими руками, устройство несложное и легко обслуживается.
- Можно подсоединить прицеп и значительно повысить производительность.
- Низкая стоимость. По сравнению с зарубежными аналогами МАЗ самосвал намного дешевле. Можно найти достойный вариант и на вторичном рынке.
- Подвеска зарекомендовала себя как неприхотливая и выносливая.
- Тяговитый двигатель МАЗ 20 тонн позволяет выполнять работу в любых условиях.
Несмотря на внешнюю красоту современных самосвалов МАЗ 20 тонн, эргономика салона не претерпела серьезных изменений. Да это и не нужно, ведь в первую очередь это рабочая техника. В 2019 году исполнилось 25 лет с момента выпуска первой модели и сегодня это настоящая легенда с узнаваемым дизайном.
Автомобиль создавался для работы и полностью оправдывает свое назначение, тем более, что многолетняя эксплуатация показала значительное превышение реальных возможностей техники, указанных в паспорте.
Внешний вид кузова и салон
Кузов оснащен традиционными элементами, которые приобрели современный вид. Первое что бросается в глаза это высокое расположение кузова в отличие от прошлой модели и поэтому водителю, чтобы попасть в кабину приходиться использовать две ступени. Двери раскрываются широко, а по периметру проема располагаются вспомогательные ручки.
Впереди на радиаторной решетке установлен логотип в виде зубра, который бежит в левую сторону и название МАЗ. Ниже радиаторной решетки расположены световые индикации и противотуманные огни. Здесь легко заметить и недоработки конструкции в виде отсутствия защитной решетки на фарах, что в условиях перевозки тяжелых грузов и при работе в карьере доставляет существенные проблемы.
Попадая в кабину можно сразу увидеть огромное панорамное окно, которое имеет небольшие закругления за счет уменьшения толщины перегородок с боковыми окнами. Такой вариант был выбран для того, чтобы водителям было проще маневрировать в замкнутом пространстве.
Для такого большого переднего стекла предусмотрено сразу три дворника, которые восстанавливают видимость даже при сильном дожде. Дополнительно водителю доступны четыре стекла для обзора дороги сзади. Это помогает уменьшить мертвую зону видимости до минимума. Настройка стекол заднего вида производится при помощи электропривода. В случае запотевания на стекло установлена система электрического обогрева.
Для водителя созданы все условия комфорта. Регулировка сидений производится в любую позицию независимо от габаритов человека. Кроме того, производители оставили систему настройки положения руля, которая уже использовалась на прошлых грузовиках МАЗ. Руль настраивается в горизонтальном, вертикальном положении и под любой удобный угол путем нажатия педали расположенной рядом со сцеплением.
Сидение пассажира менее комфортно из-за отсутствия рессоры, что провоцирует лишнюю тряску, но это необходимость, ведь под сидением расположен ящик для инструментов или личных вещей. Производители уделили больше внимания спальному месту, которое позволяет провести полноценный отдых.
Назначение
Самосвал МАЗ-5516 благодаря своим техническим характеристикам является многофункциональным и универсальным грузовиком. За 20 лет эксплуатации машина показала себя как надежная техника для использования практически во всех отраслях народного хозяйства. Наиболее часто МАЗ-5516 используется при перевозке урожая и других сельскохозяйственных грузов в составе автопоездов. Его часто можно встретить подвозящим сухие смеси, камни, кирпич и щебень на строительные площадки. В дорожном строительстве автомобиль используется для подвоза асфальта и других сыпучих и строительных материалов. Нередко можно встретить МАЗ-5516 и в автопарке городских коммунальных служб, для вывоза мусора и обустройства территорий. В основном самосвал используется при перевозках на небольшие расстояния.
Однако модификации оборудованные кабинами с местами отдыха делают машину востребованной и на межрегиональных маршрутах. Автомобиль обладает повышенной проходимостью, что позволяет комфортно перевозить грузы, как на автострадах, так и по проселочным дорогам. МАЗ-5516 великолепно справляется со своими задачами в северных широтах, в регионах с умеренным климатом, а также в условиях повышенных температур и влажности.
Модели самосвала МАЗ 20 тонн
Но и это не остановило производителей, потому что на основе МАЗ-5516 были разработаны модели с грузоподъёмностью от 19 до 20 тонн, а именно, самосвалы, предназначенные специально для сельского хозяйства, в конструкции которых был предусмотрен сразу высокий кузов с двухсторонней и трёхсторонней выгрузкой:
Модель | Объём кузова, т | Грузоподъёмность, т | Особенности |
МАЗ-5516Х5-475-050 | 11 | 20 | 3-стор. Разгрузка. Тип платформы- короб. Старая кабина |
МАЗ-5516Х5-476-000 | 11 | 20 | 3-стор. Разгрузка. Тип платформы- короб. Старая кабина |
МАЗ-5516А8-336 | 22 | 19 | Зерновоз с двухстор. разгр. |
МАЗ-5516А8-338 | 22 | 19 | Зерновоз с двухстор. разгр. |
Кроме того, существуют много модификаций МАЗ-5516 строительного назначения, например: МАЗ-5516Х5-480-050; МАЗ-5516А5-380; МАЗ-5516А5-371 и т. д. Все модели 20-тонники, при чём, первые два варианта идут с новыми просторными кабинами с лежаками для отдыха, а последний вариант имеет малую старенькую кабину.