Что такое климат контроль в авто

Основные отличия

Разные автомобили имеют совершенно разные системы охлаждения и обогрева. В чём же отличия между кондиционером и климат-контролем?

Кондиционер – это ручное управление температурой воздуха, закачиваемого в кабину, а также скоростью вращения вентилятора. Это то, что есть в большинстве автомобилей. Вы вручную включаете кондиционер, выбираете нужную температуру и регулируете скорость вращения вентилятора. В зависимости от марки и модели вашего авто, пассажиры могут иметь собственные средства управления для достижения этой цели (работа в двух зонах).

Климат-контроль – это современный технологичный компьютеризированный механизм, который самостоятельно автоматизирует все процессы в автомобиле. Изменить автоматические настройки можно через бортовой компьютер. Раньше такое оборудование встречалось только на дорогих авто, но в последнее время и машины среднего класса начали поддерживать эту функцию.

По сути, всё, что от вас требуется, – это указать необходимую температуру. Затем система с помощью ряда внутренних и наружных датчиков отрегулирует подаваемый в салон воздух и скорость вращения вентилятора. На рынке существует множество таких систем, и все они работают по-разному в зависимости от рассматриваемого автопроизводителя, а также от марки и модели.

Основное отличие между кондиционером и климат-контролем заключается в том, что последний позволяет пассажирам установить желаемую температуру, и система будет автоматически поддерживать её при изменении условий за пределами автомобиля.

Вместо одной настройки система климат-контроля позволит вам установить конкретную температуру. Иногда они будут с шагом в полградуса, в пределах примерно от 16 до 30 градусов по Цельсию. У большинства автомобилей также есть настройка Макс., которая автоматически включит обогреватель на полную мощность. Обычно это необходимо для того, чтобы как можно скорее очистить ветровое стекло и окна автомобиля с помощью тёплого воздуха.

Другое ключевое различие кондиционера и климат-контроля состоит в том, что последний, скорее всего, будет иметь автоматическую настройку. Помимо обычных элементов управления, направляющих воздух к вашим ногам, телу или голове, а также кнопки, позволяющей выбирать между свежим или рециркуляционным воздухом в салоне, предусмотрена кнопка «Авто», которая для поддержания разницы желаемой температуры автоматически регулирует воздушный поток.

Алгоритм замены автокондиционера на систему климат-контроля

Сразу предупреждаем, что предлагаемый нами алгоритм действий носит обобщающий характер и содержит последовательность действий, состав и порядок которых могут несколько различаться в зависимости от марки/модели транспортного средства.

Знания алгоритма, как поменять кондиционер на климат-контроль, недостаточно – от вас также потребуется умение работать как со слесарным инструментом, так и способность разбираться с электрическими компонентами, а также немалая толика инженерной смекалки при решении определённых задач.

Первая задача, которую вам придётся решить, – демонтировать торпеду, поскольку большинство устройств, связанных с работой климатических систем, расположено именно здесь.

Затем нужно будет снять сам автокондиционер, части которого расположены как в салоне, так и в моторном отсеке.


Система климат-контроля автомобиля

Третий этап, который определённо можно назвать самым сложным и трудоёмким – прокладка проводки и её подключение к компонентам климат-контроля. Если используется электропроводка штатного автокондиционера – потребуется правильная врезка всех требуемых разъёмов.

В обоих случаях придётся столкнуться с большим количеством проводов, разобраться в которых будет достаточно сложно, а любая ошибка чревата в лучшем случае неработоспособностью климатической установки.

Итак, перейдем к описанию, какие провода подключать в 22-контактному разъёму климат-контроля и к другим его компонентам:

  • проводок красного цвета направляем к блоку предохранителей, соединяя его с проводом такого же цвета;
  • коричневый проводок соединяем с кнопкой аварийной остановки (там тоже имеется провод аналогичного цвета);
  • третий по счёту провод остаётся незадействованным;
  • четвёртый провод (чёрный) коммутируем с четырнадцатым контактом блока предохранителей;
  • провод красно-синего цвета ответственен за подключение климат-контроля к ЭБУ (с таким же по цвету разъёмом);
  • проводок коричнево-белого цвета соединяем с аналогичным, идущим к колодке сервопривода красного цвета (или, как вариант, с проводком диагностического разъёма OBD);
  • сине-коричневый проводок соединяем с солнечным датчиком;
  • бело-коричневый направляем на разъём такого цвета, расположенный на электрорегуляторе автокондиционера;
  • жёлто-серый провод соединяем со вторым разъёмом клавиши рециркуляции;
  • десятый проводок направляем на свободный контакт клавиши «Эко»;
  • одиннадцатый оставляем незадействованным;
  • чёрный двенадцатый проводок идёт на замок зажигания;
  • жёлто-чёрный коммутируем с аналогичным по цвету разъёмом клавиши рециркуляции;
  • бело-чёрный соединяем с разъемом идентичного цвета на клавише «Эко», старый провод отсоединяем;
  • пятнадцатый проводок (тоже бело-чёрного цвета) коммутируем с отсоединённым проводом кнопки «Эко»;
  • фиолетово-коричневый проводок соединяем с разъемом ЭБУ, расположенным в моторном отсеке (на круглом белом разъёме, находящемся возле АКБ);
  • серо-жёлтый провод коммутируем с чёрным разъёмом клавиши включения печки;
  • чёрно-синий – соединяем с идентичным по цвету разъёмом печного вентилятора;
  • проводок синего цвета коммутируем с синим проводом, находящимся на разъёме БК;
  • бело-чёрный проводок ответственен за работу солнечного датчика, обеспечиваем соответствующее его подключение;
  • жёлто-серый 21-й проводок идёт на свободный контакт клавиши «Эко»;
  • последний, 22-й провод не используется.

Разобравшись с разъёмом климат-контроля, можно переходить к подключению печного вентилятора. Два провода мы уже использовали на предыдущем этапе. Осталось направить красный проводок на блок предохранителей, а коричневый соединить с разъёмом такого же цвета, оставшимся от прежнего вентилятора печки.

На этом электрическая часть работ по замене автокондиционера на климат-контроль завершена. Осталось установить на штатное место торпеду, после чего можно приступать к перепрошивке ЭБУ. Эту операцию следует поручить профессионалам, поскольку для её выполнения потребуется дорогостоящее оборудование вместе со специализированным программным обеспечением и, разумеется, сама прошивка, которая при неправильном выборе не обеспечит нормальную работоспособность климатической установки.

Особенности системы

Сначала узнаем, что же такое климат контроль в автомобилях и зачем он там нужен. С функциями всё понятно, поскольку это оборудование для создания комфорта внутри машины.

Климатический контроль (КК) включает в себя:

  • кондиционер;
  • датчики считывания температуры;
  • датчики уровня влажности;
  • отопительное оборудование;
  • электронный блок управления;
  • системы фильтрации.

Суммарно эти компоненты создают единую систему, которая поддерживает оптимальный микроклимат внутри авто, вне зависимости от климатических условий за его пределами (на улице).

У КК простой принцип работы. Он основан на электронном процессоре, который имеет так называемую обратную связь. На этот процессор поступает актуальная информация с разных датчиков, определяя параметры температуры на разных участках салона.

С помощью управляющего блока климат контролем каждый водитель выбирает необходимые ему параметры. Процессор постоянно поддерживает предварительно заданные режимы, опираясь на поступающую от датчиков информацию.

Если где-то температура падает или растёт, режим работы меняется, снижая или повышая активность отопительной и охладительной систем

Климатический контроль состоит из отопления и охлаждения, а кондиционер работает только на охлаждение. Отопительное оборудование функционирует отдельно от него. Такое устройство позволяет использовать возможности КК зимой и летом. Дополнительно система способна подсушивать воздух, устраняя проблему повышенной влажности в салоне. Так приятнее себя чувствуют водитель и его пассажиры, и в салоне транспортного средства не запотевают стёкла.

Современные КК дополнительно оснащаются датчиками УФ-излучений. Они нужны для того, чтобы отопительно-охлаждающая система учитывала влияние солнечных излучений на параметры температуры внутри автомобиля.

Приятным бонусом может стать функция рециркуляции поступающего в машину воздуха. Это актуально, если наружный забираемый воздух загрязнён. Если он окажется опасным для пассажиров, тогда КК переходит на многократное использование того воздуха, который находится внутри машины. На большинстве авто это происходит в автоматическом режиме, водителю ничего нажимать и переключать не приходится.

Климат-контроль и кондиционер — отличия

У внимательного читателя может возникнуть вопрос: зачем так усложнять систему? Вполне можно обойтись для поездок в холодное время печкой, а летом ограничится кондиционером.

Раньше так и было: каждая из таких систем способна обеспечить комфортный микроклимат в салоне, но только при условии, если внутренние и наружные условия в автомобиле будут оставаться неизменными.

А для движущего объекта, каковым является машина, это в принципе невозможно. Температура наружного воздуха и напор изменяются вместе со скоростью и направлением движения автомобиля.

Двигатель при запуске холодный и постепенно разогревается, кондиционеру необходимо время для выхода на рабочий режим. Все эти факторы при отсутствии автоматики отслеживаются человеком и корректируются вручную.

Основное отличие климат-контроля и кондиционера состоит в наличии системы управления. Она отслеживает, параметры температурно-влажностного режима и регулирует их без участия водителя и пассажиров.

В такой установке кондиционер является одним из компонентов, который выполняет функции охлаждения и уменьшения влажности. Этот поток смешивается с подогретым и на выходе мы получаем комфортные для человека показатели, которые поддерживаются в заданных пределах автоматически.

Что делать когда не работает климат-контроль

Самодиагностика климат-контроля на Ниссан Тиида

Система КК, как и всякий механизм, может давать сбои. Рассмотрим подробнее, как самостоятельно выполнить диагностику климат-контроля. Сразу оговоримся, что на разных машинах и системах может быть своя специфика, а тем более расшифровка их ошибок. В качестве примера рассмотрим самодиагностику КК на автомобиле Nissan Tiida. Алгоритм проверки выглядит следующим образом:

  • Включить зажигание и нажать кнопку OFF с тем, чтобы установить систему КК в режим самодиагностики. При этом на экране появятся все имеющиеся там элементы, а возле кнопок засветятся соответствующие им индикаторы. Первый этап диагностики заключается в том, чтобы проверить, все ли перечисленные элементы светятся.
  • Второй этап диагностики заключается в том, чтобы проверить, нет ли обрывов цепей датчиков температуры. Для этого с помощью валика необходимо повысить температуру на один шаг. На дисплее отображается цифра “2”. В это же время выполняется самодиагностика цепей на предмет наличия обрывов в них. Если через некоторое время вместо “2” отобразится “20”, то это означает, что неисправности не обнаружены. Если вместо этого будет другое число, то это будет кодом ошибки, расшифровку которого вы сможете посмотреть в мануале.
  • Проверка положения смесителей заслонки и заслонки режима обдува. Необходимо еще на один шаг повысить температуру. При этом на экране появится цифра “3”. После чего произойдет самодиагностика. Если неисправностей нет, то цифра “3” превратится в “30”. В противном случае также стоит искать расшифровку ошибки в дополнительной литературе.
  • Проверка двигателей всех имеющихся в системе заслонок. Для этого снова повышают температуру на один градус. На машине есть 6 различных заслонок. Переключение между ними производят путем нажатия соответствующих кнопок с изображениями направления обдува. При этом включается каждая из них поочередно, и водитель может тактильно проверить, идет ли воздух из воздуховодов или нет.
  • Проверка температуры, определяемая датчиками. Процедура проводится на холодной машине, чтобы избежать большого разбега в показаниях. Для этого опять повышаем температуру на один шаг. На дисплее светится цифра “5”. Первым проверяется датчик температуры окружающего воздуха. Нажимают кнопку обдува лобового стекла. На экране вы увидите температуру на улице. При следующем нажатии кнопки вы увидите информацию от датчика температуры в салоне (в градусах Цельсия). При третьем нажатии на ту же кнопку на дисплее появится информация о температуре всасываемого воздуха (также в градусах Цельсия).
  • Корректировка показаний датчиков температуры. С ее помощью можно выставить корректировочный диапазон для температуры, диагностируемой датчиком в пределах от —3°С до +3°С. Для этого нужно снова выставить режим диагностики “5”, а после этого рукояткой контроля оборотов вентилятора на одно положение увеличить их. При этом на дисплее отображается “0”, что соответствует, тому, что датчик будет показывать температуру без корректировки. Вращая рукоятку вправо или влево можно установить любое значение от —3°С до +3°С. Это дает возможность скорректировать реальное значение температуры по сравнению с той, которую выдает датчик.

Повторимся, что диагностика климат-контроля на разных машинах отличается. И точный алгоритм и расшифровку ошибок (если они будут) вы сможете найти лишь в мануале вашего автомобиля или самого КК.

Что делать, когда не работает климат-контроль?

При проявлении признаков неисправности рекомендуется провести тестирование устройства при помощи алгоритмов встроенной самодиагностики. Если владелец не знает, как провести процедуру или она не предусмотрена конструкцией, то эксплуатация климата запрещается. Требуется обратиться в сервис для проведения обслуживания и ремонта.

Самостоятельная диагностика системы

Ряд автомобилей оснащается встроенной самодиагностикой системы. Примером может служить климат автомобиля Kia Soul, который тестируется удержанием кнопки Off и частыми нажатиями на клавишу Mode. На экране включится двузначное число, указывающее на исправность системы или наличие ошибок.


Результат диагностики — ошибки не найдены

На других автомобилях используется свой алгоритм запуска самодиагностики климатической системы. Информацию об особенностях проведения процедуры можно найти в инструкциях по эксплуатации.

Возможна проверка климата сканером ошибок. Подобную процедуру проводят в специализированном сервисе, поскольку в личном владении сканирующие приборы почти не встречаются.

Ремонт климат-контроля своими руками

Владелец может самостоятельно ремонтировать климат-контроль, основываясь на результатах самодиагностики или проверки тестовым компьютером. Для замены узлов необходимо разбираться в конструкции автомобиля и иметь необходимые навыки и инструмент. Неквалифицированное вмешательство приведет к еще большим повреждениям и дорогостоящему ремонту.

Выполнение ремонта:

  1. При внезапной остановке компрессора рекомендуется проверить предохранитель, расположенный в подкапотном монтажном блоке. Плавкая вставка заменяется на деталь аналогичного номинала. Если происходит повторное сгорание, то следует искать неисправность в электрических цепях. Запрещается установка более мощных предохранителей или «жучков», поскольку это может привести к возгоранию.
  2. Окисление контактов проводки вентилятора или износ щеток двигателя. Вентилятор климатических установок снимается без особых сложностей. Контакты очищаются и промазываются специальной токопроводящей пастой. Щетки заменяются на новые, подходящие по размеру.
  3. Неисправности блока управления можно попробовать исправить пропаиванием дорожек на печатных платах, которые часто отслаиваются от перепадов температуры. Встречаются растрескивания мест припаивания регуляторов. Повреждения можно обнаружить при внимательном осмотре через увеличительное стекло.
  4. Немного сложнее ремонт двигателей приводов заслонок, которые расположены в глубине приборной панели. Для доступа к ним потребуется снятие ряда элементов — бардачка, боковых крышек и т. д. Снятый моторедуктор разбирается, поврежденные детали заменяются аналогичными. Если таких узлов найти не удалось — то редуктор меняется на новый.

Ремонт компрессора или вентилятора рекомендуется проводить в специализированных сервисах, которые заправят систему климат-контроля и полноценно протестируют работу всех узлов.

Профилактика неисправностей системы

Регулярное профилактическое обслуживание резко снижает риск поломки климатической установки:

  1. Нужно контролировать давление хладагента и при необходимости заправлять его до нормы. Рекомендуется проводить проверку в начале летнего сезона.
  2. При повреждении уплотнительных колец или радиатора используется специальная добавка в хладагент. Средство просачивается через неплотности и обнаруживается при освещении деталей ультрафиолетовой лампой.
  3. Заменять салонный фильтр минимум один раз в год. Желательно производить смену каждые полгода.
  4. Периодически промывать систему специальным дезинфицирующим веществом на основе хлоргексидина. Процедура избавит от неприятного запаха, возникающего при работе климат-контроля.

Как работает кондиционер

Поскольку в последнее время наблюдается рост цен на топливо и экономический кризис, многие автолюбители выступают за отмену использования автомобильных кондиционеров. По общей экономии энергии существует множество рекомендаций, и использование встроенного заводского охлаждения – один из основных факторов низкой экономии топлива.

Противники кондиционеров рекомендуют использовать традиционную вентиляцию, представляющую собой входящий в окно воздух. Конечно, эта версия очень непрактична, особенно зимой, когда открытое окно может вызвать грипп и воспаление. Тем не менее чтобы выбрать наиболее подходящее для вас решение, сначала стоит рассмотреть самые распространённые преимущества и недостатки использования кондиционера в автомобиле.

Рекомендуем: Виды, устройство и принцип действия подушек безопасности автомобиля

Активное охлаждение салона с помощью кондиционера может увеличить общее потребление бензина на 10%! Исследования показали, что открытые на проветривание окна при движении со средней скоростью 70 км/ч (или ниже) обеспечат вашему авто максимальную эффективность с точки зрения расхода и комфорта.

В большинстве стандартных ситуаций (проезд по городу, выезд в торговый центр, встреча с друзьями или родственниками) проще всего всегда проветривать автомобиль естественным воздухом, если окружающая среда и температура не будут вызывать у вас дискомфорта или не повлияют на правильное функционирование транспортного средства. Таким образом, с весны до осени вы можете держать окна автомобиля открытыми, когда позволяет тепло, при этом сохраняя расход топлива на максимально низком уровне.

Начнём с хладагента (r134a) внутри системы. Этот хладагент был специально создан для автомобильной промышленности в конце 1980-х годов, и он несколько отличается от бытовых или промышленных хладагентов. Некоторые называют его «Фреон».

Часть газа удерживается под давлением внутри системы. Когда система не работает, хладагент остаётся газом под низким давлением. Оптимальным свойством газа является его способность выходить из горячего состояния, когда он сжимается, а при охлаждении в конденсаторе, расположенном перед радиатором, он превращается в жидкость под давлением, которая затем выпускается через расширительный клапан или диафрагму (небольшое отверстие). Жидкость под высоким давлением мгновенно превращается в пар низкого давления, который создаёт холод внутри испарителя, и в этом случае электродвигатель вентилятора пропускает воздух через него в систему вентиляции и во внутреннюю часть машины.

Сердечник испарителя выглядит как маленький радиатор, который расположен внутри автомобиля. Как только хладагент израсходовал холодный заряд, он собирается в шланг низкого давления и на компрессор, где снова обрабатывается. Хладагент передаётся от одного компонента к другому с помощью шлангов или труб. Шланг со стороны высокого давления соединяет компрессор с конденсатором, от конденсатора до расширительного клапана или трубки с отверстиями, которые расположены перед испарителем. Низкая сторона соединяет испаритель с компрессором. Расширительный клапан или диафрагма выполняют в основном ту же самую работу, система может иметь тот или иной вариант. Расширительный клапан может иметь различный размер в зависимости от температуры, тогда как диафрагма имеет фиксированный размер.

Автокондиционер

Когда пользоваться кондиционером полезно

Если вы превышаете скорость 70-80 километров в час, как это обычно бывает при длительных поездках в другой город, лучше держать окна закрытыми и использовать систему кондиционирования. Открытые окна увеличат расход топлива на целых 20%! Сильный поток воздуха замедляет автомобиль и делает его ещё более нестабильным, не говоря уже о неуклюжем управлении. Но быстро ездить с закрытыми окнами некомфортно, поэтому при движении на более высокой скорости рекомендуется использовать кондиционер.

Помимо кондиционирования воздуха, есть и другие решения, которые позволяют вентилировать автомобиль и поддерживать комфорт внутри него. Во-первых, главный вентилятор автомобиля, если он выведен в салон, может достаточно хорошо проветривать автомобиль и снизить его температуру. Также он может изменить запах в авто, а именно избавить от топливного или уличного «аромата». Лучше всего использовать этот параметр по максимуму, но при желании вы можете выбрать менее интенсивные настройки.

Ещё один очень простой способ – припарковать машину на стоянке или в прохладном месте в тени. В жаркий день вы выиграете с точки зрения комфорта, а расход топлива будет снижен.

Функция уменьшения влажности

О том, что кондиционер, работая на охлаждение, одновременно подсушивает воздух, знают практически все. А как климат контроль в автомобиле зимой справляется с этой задачей, слышали не многие. Для обеспечения этой функции установка снабжается специальным измерителем влажности. Данные от этого датчика поступают на контроллер. При низких отрицательных температурах осушение воздуха обычно не требуется, с парами влаги справляется и печка. Ситуация меняется при температурах, близких к нулю, в условиях мокрого снега, при оттепели. Стекла автомобиля начинают интенсивно запотевать. В этой ситуации ваша климатическая установка сработает следующим образом:

  • датчик влажности сообщит контроллеру о необходимости удаления излишков влаги;
  • контроллер даст команду на одновременное включение кондиционера и печки;
  • влажный воздух, проходя через испаритель кондиционера, будет оставлять частицы влаги в виде конденсата или инея на сотах теплообменника;
  • после испарителя воздух поступает на радиатор печки, где также дополнительно подсушивается.

Таким образом, использование климат-контроля предотвращает запотевание стекол и обеспечивает комфортные условия вождения в зимний период.

Фильтр салона

Перед тем как использовать климат контроль в автомобиле зимой, внимательно прочитайте инструкцию по эксплуатации авто. В ней наверняка вы найдете рекомендации по замене салонного фильтра. Этот элемент очистки воздуха играет очень важную роль для работы климатической установки. Если фильтр забит пылью, то прогрев и осушение будут неэффективны – стекла будут запотевать, салон будет медленнее нагреваться. Производители предлагают три варианта фильтрующих элементов:

  • бумажные – самый простой и дешевый способ очистки;
  • угольные – действуют значительно эффективнее;
  • антибактериальные – препятствуют размножению болезнетворных организмов в воздуховодах климатической установки автомобиля.

Замену салонного фильтра рекомендуют производить два раза в год. В некоторых случаях процедуру придется выполнять чаще – например, при езде по грунтовым дорогам.

Включаем функцию «AUTO»: пошаговая инструкция

Несмотря на то, что указанная функция имеет сложное техническое значение и самостоятельно «выбирает» нужные действия, ее предназначение – облегчить эксплуатацию сплит-системы. Включается она очень просто:

  1. Включаем оборудование в сеть, т.е. шнур с вилкой вставляем в розетку. Может прозвучать характерный сигнал и жалюзи прибора должны установиться в начальное положение;
  2. При помощи пульта нажимаем кнопку «ON/OFF»;
  3. Затем нажимаем кнопку «Mode» несколько раз, чтобы на пульте «загорелась» надпись «Auto» или индикатор автоматического режима (может быть обозначено как треугольник, в виде различных круговых стрелок или буквы «А»). Каждое нажатие кнопки «откликается» звуковым сигналом.
  4. Некоторые модели предполагают возможность изменения температуры для указанного режима. Меняем ее при помощи клавиш «+»/«-», соответственно повышая или понижая требуемую температуру.

Важно!

Некоторые модели кондиционеров могут сразу запуститься после включения вилки в розетку. В этом случае, пропускаем второй шаг (не нажимаем кнопку «ON/OFF»).
На пультах всех кондиционеров отображается еще скорость вентилятора. Этот вентилятор может иметь автоматическую скорость. Т.е. на дисплее может гореть надпись «auto», которая относится именно к скорости вентилятора, а не к режиму «авто»

Важно эти две настройки отличать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector