Категория прав «d»: автобусы

Длительность переподготовки

Законодательство устанавливает определенные требования к обучению водителей (Приказ Минобрнауки от 26.12.2013 №1408, приложение 17). В частности, регулируется количество часов, которое должно быть отведено для прохождения каждой из дисциплин, входящих в перечень обязательных.

Так, для изучения устройства грузовых ТС отводится 24 часа. При этом на практические занятия должно быть потрачено не менее 4 часов из них. Основы управления преподают 12 часов. Из них 4 также отводятся на практику. А чтобы получить допуск к экзамену, переобучающийся с категории В на С должен наездить за рулем автомобиля не менее 38 часов (если подготовка идет на ТС с автоматической трансмиссией, то это число может быть сокращено до 36ч).

Время на изучение профессионального цикла программы также строго регламентируется. Поэтому водителю придется провести 6 часов за изучением организации перевозки грузов. Из них 2ч – отводится на практику. Также потребуется пройти квалификационный экзамен (2ч практики и 2ч теории).

Таким образом, переподготовка водителя с категории прав В на С занимает от 82 до 84 часов (в зависимости от типа трансмиссии). Из них придется потратить 34 часа на изучение теоретической части, а оставшееся время провести на практических занятиях. Как это время будет распределено и как будет проходить учебный процесс – зависит от конкретной автошколы. Но количество часов должно остаться без изменений.

Экзамен в ГИБДД

Когда водитель полностью освоил программу переподготовки и успешно прошел все внутренние испытания, он получает возможность сдать экзамен в ГИБДД (порядок его проведения регулируется п83-123 Приказа МВД от 20.10.2015 №995 и Постановлением Правительства от 24.10.2014 №1097). Проверка мало чем отличается от аналогичного теста для категории В.

Сначала соискатель должен сдать теорию. Она включает в себя 40 билетов, в каждом из которых присутствует по 20 вопросов. Отвечая на них, водитель должен показать, что он освоил программу подготовки и знает ПДД, основы безопасности движения, методики оказания первой помощи, и правила эксплуатации ТС. Оценка «Не сдал» (Приказ №995 п97-98) ставится в том случае, если при ответе было допущено 3 ошибки, 2 ошибки в одном тематическом блоке или 1 ошибка в дополнительных вопросах (согласно п98 Приказа №995, за каждый неправильный ответ в основной части дается 5 дополнительных вопросов).

После успешной сдачи билетов, водитель попадает на автодром. Здесь он должен выполнить ряд упражнений. Сюда входит параллельная парковка, «бокс», змейка, троганье на подъеме и разворот (в этом программа для грузовых и легковых ТС не различается).

Если автодром сдан без ошибок, водитель получает экзаменационный лист. С ним он отправляется на сдачу «города». В отличие от полигона, здесь в кабине грузовика будут также присутствовать инструктор и инспектор ГИБДД. В ходе проверки водитель должен показать свои навыки управления, проехав регулируемый и нерегулируемый перекрестки, пешеходный переход и остановку. Также потребуется выполнить разворот, перестроение и обгон. За каждую ошибку дается определенное количество баллов (грубые ошибки – 5 баллов, средние – 3, мелкие – 1). Экзамен считается сданным, если набрано менее 5 баллов (Приказ №995 п129-130).

Пересдать теорию и практику можно будет только через неделю. Но если на сдачу теории дается неограниченное число попыток, то «город» можно выполнять только 3 раза подряд. Если водитель так и не смог его выполнить, то до следующего экзамена ему придется ждать 30 дней. В случае, когда испытания не сданы за 6 месяцев, соискатель отправляется на переобучение.

Ход экзамена и его результаты обязательно должны быть оформлены в виде протокола.

Если водитель успешно сдаст все экзамены, он сможет заменить имеющееся водительское удостоверение. Сделать это можно в день сдачи экзамена или на следующий день (результаты теоретического экзамена действительны в течение 6 месяцев). Владельцу ВУ потребуется посетить отделение ГИБДД (выдача производится по месту обращения) и сфотографироваться. В течение нескольких минут будет изготовлен новый документ, где помимо уже открытых, будет присутствовать категория С и подкатегория С1. С этого момента водитель может вполне легально управлять грузовыми ТС.

Описание каждой категории

Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.

Например, Hummer H1 по ПТС попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D.

Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.

Мотоциклетная техника

Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.

Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1.

Подкатегория А1 – облегченные и маломощные мотоциклетные средства с двигателем объемом 50-125 куб см, и силой до 11 кВт.

Легковые автомобили

Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:

Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.

Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В, но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.

Подкатегория B1 – Данная подкатегория никакого отношения к легковым машинам категории В не имеет. Требуется она для вождения трициклов и квадрициклов.

Открывается подкатегория В1 при наличии в правах категорий А или В.

Однако виды транспортных средств при этом различны:

  • категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS;
  • категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
  • если же у водителя имелись обе категории (А и В), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.

Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.

Грузовой транспорт

Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.

Категория С – Грузовики общей массой свыше 3,5 т. Данная категория подойдет для управления всеми видами тяжелого грузового транспорта, например, самосвалами и автофурами.

Подкатегория С1 – Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 т, подходит для транспортировки малогабаритных и мелких грузов.

Подкатегория СЕ – Вождение грузовика категории С с тяжелым прицепным устройством массой свыше 750 кг.

Подкатегория С1Е – Вождение грузового транспорта, сцепленного с прицепом, масса которого составляет более 750 кг. Общий вес грузового состава в этом случае не должен превышать 12 т.

К категории С относятся также и большие внедорожники, полный вес которых не укладывается в границу категории В.

Автобусы

Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.

Подкатегория D1 – Вождение пассажирского авто, с сидячими местами для пассажиров от 8 до 16. В эту категорию попадают привычные всем газели и другие микроавтобусы.

Подкатегория DE – Автобусный транспорт с прицепом массой более 750 кг.

Подкатегория D1Е – Автобусы прицепных конструкций, с общей массой до 12 т.

Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.

Что нужно, чтобы получить медицинскую справку?

Отдельно стоит упомянуть процесс прохождения медицинской комиссии и получения справки.

Вам потребуется пройти:

Терапевта (проверяет на наличие патологий, препятствующих управлению транспортом);
Психиатра (задаст ряд вопросов для установки вашего психического состояния);
Нарколога (выявляет зависимости, если поставили на учет – справку не подпишут);
Офтальмолога (выявляет людей с нарушениями зрения, мешающими управлять транспортом);
Невропатолога (выявляет нарушения в работе конечностей, заболевания неврологического характера);
Отоларинголога (чаще всего уделяет внимание нарушению слуха и онкологическим заболеваниям);
Хирурга (выявляет дефекты в опорно-двигательной системе).

Получив заключения врачебной комиссии в виде медицинской справки, вы несете ее в автошколу. При наличии положительных результатов вам ее подпишут и вас допустят к обучению.

Цена медосмотра – от 600 до 3 тысяч рублей, зависит от области. Выдается справка на срок от 1 до 3 лет, в зависимости от состояния здоровья и возраста.

Какое должно быть зрение для получения водительских прав?

Во время обследования у окулиста ваше зрение проверят по нескольким параметрам:

  • Острота видимости;
  • Уровень восприятия цвета;
  • Поле зрения.

Водить можно и с отклонениями от норм, так что, даже выявив проблемы, вам не всегда грозит запрет на получение прав.

Во время прохождения осмотра обязательно берите с собой очки или линзы, если вы их носите. Диагностику на остроту зрения проводят на основании теста с привычной всем таблицей с буквами.

Изучим Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» а также Приложение №2 к нему.

Положительными результатами считаются:

  • Для категорий А или М, подкатегории А1 или В1, категории В или BE, подкатегории В1 (кроме ТС с посадкой или рулем мотоциклетного типа) допускается не ниже 0,2 для одного глаза и не ниже 0,6 для другого.
  • Для категорий С, СЕ, D, DE, Тm или Тb, подкатегории С1, D1, С1Е или DIE допускается не ниже 0,8 для одного глаза и не ниже 0,4 для другого. Допустимо значение в 0,7 единиц для обоих глаз.

При наличии очков или линз их оптическая сила не превышает 8 единиц, а разница между стеклами не должна быть выше трех. В случае полной слепоты на глаз, у второго острота обязана быть не ниже 0,8.

Нарушения цветоощущения проверяется таблицей Рабкина. Так, с ее помощью выявляют дальтоников, что повлияет на решение комиссии.

Причина в том, что люди с дальтонизмом регулярно путают сигналы светофора. Но даже в этом случае велик шанс положительного решения, но с дополнительной пометкой в правах.

Широта поля зрения при тестировании не должна быть ниже 20 градусов. Эта патология не исправляется средствами коррекции зрения вроде очков. Встречается она редко, но может быть серьезным противопоказанием к вождению.

Помимо вышеперечисленных проблем препятствием к получению прав являются:

  • состояния глаз после операции (в течение 3 месяцев);
  • длительные изменения слизистых оболочек и мышц века, ограничивающие зрение до операции;
  • патологии слёзного мешка до операции;
  • диплопия, когда двоится в глазах;
  • отслойка сетчатки, атрофия зрительного нерва;
  • глаукома (в зависимости от этапа развития и степени проявления).

Существующие виды категорий

Виды водительских категорий:

  • А – управление таким видом транспорта, как мотоцикл. Предусматривается комплектация с боковым прицепом или без. Масса в комплектации не более чем 400 кг. Разрешается управлять двухколёсными, трёхколёсными и четырёхколёсными мотоциклами;
  • В – управление легковым автомобилем, с установленной массой до 3,5 тонн, и количеством мест максимум восемь. Разрешается прицепное устройство, но с массой до 750 кг;
  • С – управление машиной, входящей в грузовую категорию от 3,5 тонн. Разрешается цеплять прицеп до 750 кг. Отдельные виды грузовиков, для которых требуется наличие категории D, запрещается водить с этим удостоверением;
  • D – перевозка пассажиров в автобусах и подобном транспорте, с количеством мест больше восьми. Разрешается оснащать автобус прицепом до 750 кг;
  • М – автоматически открывающаяся категория, во время получения любых прав. Разрешает управлять квадроциклом, мопедом;
  • Tm, Tb – требуются тем, кто планирует водить трамвай либо троллейбус. Раньше, для них предназначались просто особые обозначения в удостоверении. Совсем недавно, они вынесены в отдельные виды;
  • ВЕ – дополнение к категории В, с единственным отличием – прицеп может весить больше 750 кг;
  • СЕ – аналог ВЕ для грузовых автомобилей, с прицепом массой 750-3500 кг;
  • DE – дополнение к категории D, с прицепом массой 750-3500 кг.

Автоматически открывающиеся категории называются дополнительными. Возможно, многие о них ещё не слышали. Давайте их рассмотрим подробнее. Дополнительные подкатегории:

  • А1 – разрешает ездить на мотоцикле, с объёмом двигателя от 50 до 125 кубических сантиметров. Такие мотоциклы называются скутерами;
  • Категория В1 – для автомобилей с весом до 550 кг. Есть ещё несколько условий: максимально возможная скорость движения 50 км/ч, а объём двигателя до 50 сантиметров в кубе. С помощью этой категории разрешено садиться за трицикл и квадроцикл;
  • C1 – для грузовиков вес которых до 7 500 кг. Разрешается оснащать прицепом массой до 750 кг;
  • С1Е – предназначена для грузового автотранспорта, масса которого до 7,5 тонн, прицеп более 750 кг. При этом общий вес всей комплектации не более 12 тонн;
  • – для пассажирского транспорта, максимум на 16 мест. Разрешён прицеп до 0,75 тонны;
  • D1E – для автобусов на 16 мест, с массой прицепа больше 750 кг. Общий вес полной комплектации разрешён не больше 12 тонн.

Кстати, для самоходной сельскохозяйственной техники, такой как трактор, существуют специальные тракторные права.

Как получить права?

Чтобы получить права категории «D», вам нужно сдать квалификационный экзамен в ГИБДД, а перед этим исправно посещать занятия в автошколе в течение 1–2 месяцев, выучить все правила дорожного движения и овладеть необходимыми навыками езды на автобусе. Но для начала вам необходимо зачислиться на курсы переподготовки. Что для этого нужно?

Требования

Для зачисления в ряды учеников автошколы вами должны быть соблюдены следующие требования:

  • достижение двадцатилетнего возраста;
  • наличие водительское удостоверения категории «В» или «С»;
  • наличие стажа вождения по этим категориям должно составлять не менее трех лет;
  • отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья и справки о прохождении медицинской комиссии, где вас признали «годным» к управлению ТС категории «D».

Как правило, для поступления в автошколу необходимо сдать следующие документы:

  • фотографии (размер и количество определяет автошкола);
  • медицинскую справку о прохождении комиссии (ваше здоровье должно находиться в отличном состоянии);
  • паспорт, удостоверяющий личность;
  • водительское удостоверение категории «В» или «С».

Практические занятия в большинстве случаев начинаются спустя 2 недели и ведутся параллельно с чтением теоретического курса. Совместно с инструктором, исходя из ваших пожеланий, разрабатывается индивидуальный график вождения.

По итогам обучения, перед экзаменом в ГИБДД, вы должны будете пройти завершающее испытание в автошколе.

Экзамены

У каждой автошколы существует свой порядок проведения выпускного экзамена. Зачастую, требования, предъявляемые ученикам, бывают не менее серьезными, чем на экзамене в ГИБДД. Сформирован он по тому же принципу: сначала сдается теоретическая часть, а после ученики приступают к сдаче на автодроме.

Ученики, плохо усвоившие материал, отправляются на пересдачу. Во многих автошколах намеренно завышают планку на прохождение теоретической части.

Например, количество вопросов возрастает, а число допустимых ошибок сокращается или вовсе исключается.

На практической части ученики демонстрируют свои навыки при выполнении всех имеющихся упражнений, а не только трёх, как в ГИБДД. Те, кто успешно проходят испытание, получают допуск к квалификационному экзамену в ГИБДД.

Теоретический экзамен включает в себя решение на компьютере одного, случайно выбранного программой, билета, содержащего 20 вопросов. Всего их 40 штук.

Также вы можете предварительно проверить свои знания на специальных ресурсах интернета или при помощи приложений на электронных устройствах. Все задания находятся в открытом доступе и найти их не составит труда.

После прохождения теории наступает следующий этап испытаний — сдача экзамена на аэродроме. Кандидат в водители демонстрирует навыки вождения, полученные при обучении:

  • плавно трогается с места и останавливается;
  • выполняет упражнение змейка (езда по петляющей траектории);
  • разворачивается в ограниченном пространстве;
  • паркуется задним ходом параллельно бордюру;
  • въезжает в бокс.

После успешного прохождения испытания, ученику выдают на руки экзаменационный лист и отправляют сдавать заключительную часть экзамена — вождение автобуса на улицах города. Во время контрольной езды инспектор-экзаменатор наблюдает за маневрами начинающего водителя с пассажирского места, но может вмешаться при возникновении опасной ситуации.

В случае провала экзамена вам предложат приступить к пересдаче не раньше, чем через неделю. Но если в течение полугода вы так и не получите права, то вас отправят пересдавать все этапы по новой. А при удачном исходе событий, вам будет выдан пакет документов, с которым вы сможете получить свои долгожданные права категории «D» в этот же день.

Ничего сложного с данном процессе нет, требуется только проявить терпение и внимательно изучить весь материал, тогда у вас все получится!

Как проходит обучение

Обучение на права для категории «Д» проводится под контролем инструкторов в лицензированной автошколе. Самостоятельной подготовки к сдаче экзаменов в РФ не существует. Для некоторых водителей подобное правило только усложняет открытие новых видов управления ТС, поскольку не в каждой школе имеется необходимое оборудование, разработанная программа, квалифицированные инструктора и, конечно же, машины для обучения.

Экзамен традиционно составляется из 2 частей. Как правило, билеты на категорию «Д» схожи с «С». Они будут включать в себя разбор различных ситуаций, возможных на дорогах, правила оказания мед. помощи, знание разметки, знаков и т. д. После успешной сдачи практики назначается дата теоретического экзамена, состоящего из практики в городских условиях и выполнения на автодроме данных упражнений:

  • въезд задним ходом в ограниченное помещение (бокс);
  • пересечение регулируемого перекрестка;
  • на подъеме: начало и остановка движения;
  • маневры в ограниченном пространстве;
  • парковка (параллельная) задним ходом.

В городских условиях экзамен сдается, как правило, после прохождения указанных выше заданий. В момент обучения обязательно выделяется определенное количество часов на овладение в должной мере всех упражнений под руководством инструктора. Даже опытный водитель должен привыкнуть к габаритам автобуса или другого ТС, предназначенного для перевозки пассажиров.

Обучаться на категорию «Д» стоит от 30 до 50 тысяч рублей – это стоимость как теории, так и освоения навыков на практике. При наличии хороших навыков вождения автобуса цена курса будет значительно ниже – 10-15 тысяч. Период обучения занимает от 3,5 до 7,5 месяцев. Все открытые категории будут доступны, пока не выйдет срок действия водительских прав (10 лет).

Как получить D в 2021 году – пошаговая инструкция

Оформление права на управление автобусами осуществляется по следующему алгоритму:

  1. проверка себя на соответствие требованиям (возраст – от 21 года, стаж вождения – от 3 лет, наличие уже открытых B, C, оформленная медкнижка);
  2. выбор школы на основе отзывов уже отучившихся друзей, знакомых или иных лиц, по ценовому фактору, по удаленности от места проживания, по личным предпочтениям (в обязательном порядке также нужно проверить наличие у образовательной организации лицензии, а уточнить адреса, контактные телефоны и перечень категорий, на которые производится обучение, можно при помощи специального сервиса от ГИБДД);
  3. заключение договора об оказании платных услуг;
  4. внесение оплаты полностью или в рассрочку, предоставление в школу соответствующих платежных документов;
  5. явка на теоретические и практические занятия (в соответствии с учебным планом, уточнить его можно в самой школе);
  6. получение справки об окончании обучения;
  7. визит в территориальную Госавтоинспекцию, предоставление заявления и документов, необходимых для сдачи экзаменов и выдачи ВУ;
  8. получение реквизитов для оплаты госпошлины и совершение платежа в любом банке (2000 рублей);
  9. ожидание, пока должностной работник ГИБДД проверит представленные документы и сведения согласно п. 60 – п. 75 Приказа МВД № 995 (на предмет подделки, на наличие данных о лишении прав заявителя и др.);
  10. ожидание назначения даты экзаменов (п. 76.1. Приказа МВД № 995);
  11. сдача теории, практики на автодроме и в городе;
  12. уточнение в ГИБДД, когда можно забрать готовое водительское удостоверение с открытой категорией D;
  13. получение его на руки в назначенную дату и время.

В 2021 году документы именно для выдачи прав c категорией D подавать отдельно не нужно (их уже подал заявитель еще до сдачи экзаменов).

Как получить водительские права категории D

Главными требованиями к получению данной категории прав являются:

  1. Соответствующий возраст — 21 год (лица, проходящие военную службу, вправе сдать экзамены по достижении 19 лет, такие права водители до 21 года используют только в армии).
  2. Минимальный стаж вождения — 1 год.
  3. Отсутствие медицинских противопоказаний к управлению автобусами.

Если вы соответствуете вышеуказанным требованиям, можете смело приступать к изучению теории и отработке практических азов вождения. На этом этапе все организовано так же традиционно, как и при обучении на любую другую категорию водительских прав.

Стоимость обучения может варьироваться в зависимости от таких условий как регион проживания, популярность той или иной сети школ, опыт и квалификация инструкторов и преподавателей. Следует быть готовым отдать за обучение, в среднем, около 40.000-70.000 рублей.

Также вам следует выделить значительный временной отрезок для комфортного усвоения новых знаний. Чтобы получить водительские права категории D вам нужно будет пройти от 70 до 196 часов уроков теории и осуществить от 40 до 100 часов самого вождения. В конечном итоге, это займет от 2,5 до 4 месяцев.

Документы, которые понадобятся для открытия категории D:

  • паспорт;
  • уже имеющееся водительское удостоверение (при наличии);
  • справка из медицинского учреждения по форме 003-в/у о допуске к управлению транспортным средством категории D;
  • для мужчин призывного возраста — военный билет.

Если вы уроженец другой страны, вам также нужно будет предоставить перевод паспорта и временную регистрацию.

Помимо этого, для ГИБДД необходимо будет предоставить заявление о выдаче водительского удостоверения, документ от автошколы, свидетельствующий о прохождении обучения, и квитанцию об оплате госпошлины.

Вопросы и ответы:
Что делать, если в процессе отработки практики возникнет страх управления автобусом? Во многих автошколах работают психологи, помогающие освоить вождение без душевного дискомфорта

В любом случае, вам важно помнить, что максимальная уверенность за рулем придет лишь тогда, когда вы будете иметь достаточный опыт управления новым видом транспорта и столкнетесь на дороге с разными практическими ситуациями. Можно ли сдать экзамены в ГИБДД экстерном без обучения в автошколе? Нельзя

Очно или дистанционно, но пройти курс в автошколе вы обязаны.

Есть ли ограничения по зрению для водителей категории D? Требования по остроте зрения имеются, и они достаточно строгие. Ваше зрение не должно быть хуже чем 0,8 на лучшем глазу и 0,4 на худшем глазу. Но если ваша миопия корректируется очками или контактными линзами и составляет не более 8 диоптрий, то с разрешения окулиста вы имеете право управлять пассажирским автобусом.

Почему обучение на категорию D стоит дороже, чем на В? Такое ценообразование обусловлено тем, что вы будете осваивать вождение на более дорогом транспорте.

Какой объем материала будет на экзамене? Обычно теория сдается по билетам, которых 40 штук, и каждый билет содержит 20 вопросов. В интернете доступны ресурсы, на которых вы сможете предварительно протестировать свои знания и потренироваться. Не расслабляйтесь: на внутреннем экзамене ученику нужно безошибочно решить не один билет, а 2-3. Ответственно подойдите к усвоению важной информации.

Что именно отрабатывается на практике? Основные моменты, которые вам придется хорошо продемонстрировать инструктору — умение тормозить и трогаться с места, осуществлять параллельную парковку задним ходом, змейку, разворот и въезд в бокс. Второй этап, более сложный и ответственный, — обучение вождению непосредственно на дорогах города.

Какие транспортные средства относятся к категории D

Статья 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает, какие категории водительских прав дают право управления определёнными транспортными средствами.

К категории D относят предназначенные для пассажирских перевозок автомобили, в которых имеется не менее 8 сидений. При этом место водителя не учитывается. Проще говоря, речь идёт об автобусах, предусматривающих не менее 10 мест: 9 для пассажиров и 1 для водителя.


Сегодня в России действует несколько категорий и подкатегорий прав

В связи с тем, что количество мест в автобусах может варьировать от 9 до более 100, законодатели выделили подкатегорию D1, охватывающую весьма распространённый и «всенародный» вид транспорта — микроавтобусы. Категории D1 достаточно, если количество пассажирских сидений не превышает 16. Водители с категорией D могут садиться и за руль транспорта, относящегося к категории D1.


Микроавтобусом до 16 мест можно управлять с подкатегорией D1

Для автобусов допускается наличие прицепа не тяжелее 0,75 тонны.

Требования к кандидатам на получение категории D

Повышенная ответственность, обусловленная правом перевозить людей, объясняет более суровые требования к водителям по сравнению с той же категорией B.

Стандартный набор требований для всех водителей включает:

  • минимальный возраст, по достижении которого может быть приобретено право ездить;
  • удовлетворительное состояние здоровья, подтверждаемое справкой;
  • окончание курсов обучения.

Возрастные ограничения установлены статьёй 26 вышеназванного закона и касаются именно возраста, по достижении которого допустят к экзамену. Само обучение можно пройти и раньше. Сдавать экзамен на категорию D может человек старше 21 года. Однако в этой же статье указано исключение. Если обучение было пройдено в период службы в армии, то экзамен сдавать можно и в 19 лет, однако до 21 года разрешается водить только ведомственные автомобили.

Многих интересует вопрос, нужно ли для получения категории D иметь права с другими категориями (B или C) и стаж управления автомобилем. Действующий закон не содержит подобного требования. Получается, что категория D может оказаться первой в удостоверении водителя.

Cрок действия водительских прав категории D

Срок действия прав с категорией D такой же, как у других категорий, и составляет 10-летний период.

Когда он закончится, не нужно заново проходить обучение и сдачу экзаменов. Необходимо обратиться в ГИБДД или МФЦ с заявлением о замене водительских прав по причине истечения их срока действия.


По окончании срока действия прав нужно составить заявление об их замене на новые

Характеристика категории B

Категория прав – это разрешение на управление определенным видом ТС. Они существуют 5-ти видов, каждый из которых выдается в зависимости от массы, мощности, а также вида управления. Большинство автомобилистов получают водительское удостоверение категории B, так как она охватывает наибольший диапазон авто (в том числе и малотоннажные грузовики). Однако, прежде чем сдавать на права, нужно знать, какие именно автомобили разрешается водить. С удостоверением категории B разрешается управлять следующими транспортными средствами:

  • машины, масса которых не превышает 3500 килограмм (легкие грузовики, грузопассажирские ТС);
  • авто, где не больше 8 сидячих мест (не считая водительского);
  • транспортом подкатегорий B и B1.

Если вы стали обладателем такого водительского удостоверения, то смело можете приобретать легковушки любого производителя (Audi, BMW, ВАЗ и т.д) либо малотоннажные грузовые авто от Citroen, Fiat, Ford и т.д. Сюда также входят внедорожники и микроавтобусы. В разрешенную максимальную массу 3500 кг входит автомобиль с грузом и пассажирами, так что управлять можно не только всеми легковыми авто, но и небольшими грузовиками по типу Газели.

Подкатегория B1

Если вы открыли категорию B, то автоматически получаете и B1, которая позволяет вам управлять трициклом и квадрициклом

ВАЖНО! Не нужно путать квадрИцикл и квадрОцикл, так как транспортные средства имеют четкие различия:. Квадрицикл – четырехколесный транспорт с рулем, максимальная скорость которого не превышает 25 км/час

Такие транспортные средства могут быть с открытым верхом либо с крышей. Обычно это микро авто или мотокаляски. Максимальная мощность двигателя не превышает 20 лошадиных сил, а снаряженная масса не более 400 кг, или не более 550 килограмм, если назначение квадрицикла – грузовые перевозки. Чтобы управлять квадрициклом, прав категории B или B1 будет достаточно.

Квадрицикл – четырехколесный транспорт с рулем, максимальная скорость которого не превышает 25 км/час. Такие транспортные средства могут быть с открытым верхом либо с крышей. Обычно это микро авто или мотокаляски. Максимальная мощность двигателя не превышает 20 лошадиных сил, а снаряженная масса не более 400 кг, или не более 550 килограмм, если назначение квадрицикла – грузовые перевозки. Чтобы управлять квадрициклом, прав категории B или B1 будет достаточно.

Квадроцикл – тоже имеет четыре колеса, однако руль уже не автомобильный, а мотоциклетный. На обычных дорогах такое транспортное средство можно увидеть редко, ввиду особенностей спецификации. Для управления квадроциклом потребуются уже права тракториста-машиниста.

Кроме квадрициклов, еще одним транспортом, которым можно управлять с B1, является трицикл. Обычно это трехколесный мотоцикл, на котором можно передвигаться по общественным дорогам.

Категория BE

Водительское удостоверение позволяет управлять легковым автомобилем с прицепом, масса которого не более 750 килограмм

ВАЖНО! Общий вес автомобиля с прицепом не может превышать норму, установленную категорией B – 3500 тонн. Например, авто марки Nissan Patrol (масса 3400 кг) сцеплен с прицепом массой 460 кг

Хотя прицеп по весу не превысил допустимую норму, в сумме с весом машины получается 3860 килограмм, что подразумевает получение более высокой категории С.

Интересно, что с категорией С уже нельзя водить машины категории B, а разрешается управление транспортными средствами, масса которых более 3500 кг. Обычно это грузовики. Для экзамена в автошколе вам предоставят грузовые авто. В дальнейшем вам доступны для управления только грузовики.

Особенности получения прав категории B

Чтобы открыть категорию прав B, нужно выполнить следующие действия:

  • отучится в автошколе и сдать экзамен, в который входит и теория, и практика правил дорожного движения;
  • получить в медицинском учреждении справку о том, что вы можете водить авто по состоянию здоровья;
  • успешно сдать экзамен в ГИБДД.

Водительское удостоверение выдается водителю Госавтоинспекцией, если тот достиг 18-летнего возраста. Сдать экзамен можно и в 17 лет, однако права вы получите, только достигнув совершеннолетия. Категорию BE можно получить с 19-ти лет.

Нюансы

В целом, программа переподготовки с B на C мало чем отличается от обычной сдачи экзаменов на категорию С. Немало общего у нее и с обучением управлению легковыми автомобилями. Однако и здесь существуют свои нюансы и особенности.

  • В настоящее время существует не так много автошкол, занимающихся подготовкой водителей грузовиков (далеко не каждая компания может позволить себе купить и обслуживать такой транспорт). Организаций, занимающихся переподготовкой – еще меньше. Поэтому следует внимательно отнестись к поиску учебного заведения. Следует тщательно изучить договор и проверить наличие лицензии. Только так можно застраховать себя от лишних расходов и гарантировать получение ВУ. Программа подготовки для водителей легковых автомобилей существенно сокращена, а стоимость обучения в несколько раз ниже.
  • Не стоит обращаться в автошколу, если имеются серьезные проблемы со здоровьем. Требования к водителям грузовиков более строгие, а медкомиссия включает нескольких дополнительных врачей. Поэтому наличие ВУ не гарантирует прохождение медосмотра. Также нужно быть готовым к тому, что придется оплатить оформление справки (стоить она будет около 2000 рублей).
  • Одно из главных условий для получения прав – это успешная сдача экзаменов. В целом, они мало чем отличаются от аналогичных испытаний на категорию B. Разница лишь в том, что здесь водитель сидит за рулем многотонного грузовика. Как правило, бывалые автомобилисты справляются с экзаменами в ГИБДД с первого раза. Если же сделать это по каким-то причинам не удалось, всегда можно пройти пересдачу. Главное – не затягивать. В противном случае гражданина могут направить для повторного прохождения обучающего курса.
  • Для получения нового водительского удостоверения требуется оплатить госпошлину. В настоящее время ее размер составляет 2000 рублей. Но и здесь можно сэкономить. При подаче электронной заявки на портале Госуслуг и безналичной оплате, гражданин получает скидку в размере 30%. Таким образом, размер пошлины сократится до 1400 рублей.

Это были основные нюансы переподготовки водителей. На самом деле, открыть категорию С не так сложно. Большинство людей, уже имеющих ВУ, справляются с этим с первого раза. Все, что нужно – это серьезно отнестись к учебному процессу и заранее позаботиться о подготовке необходимых документов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector