Как работает вентилятор охлаждения двигателя

Содержание:

Как заменить стартерное реле на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

1. Если вы внимательно прочитаете приведенный выше текст, вы можете сразу угадать, как это реле удалено, но все же инструктируйте, найдите это реле в своем автомобиле (местоположение, показанное на фотографии выше), вы увидите, что к нему подключен проводный разъем, затем отключите его, и после того, как он был удален и взят в сторону, возьмите ключ в руке и отвинтите гайку крепления реле, а затем удалите ее, кстати, если работа выполняется в дождь или в слишком влажную погоду, или если вы просто боятся проводки короткого замыкания и (в этом случае вся проводка сжигается и требует замены), затем закрепите себя, отсоединив провод от минусового терминала до аккумулятора, если вы не знаете, как это сделать, тогда изучите эта статья , в ней в первом абзаце сказано все.

Заметка! Чтобы проверить, работает ли реле или нет (просто не рекомендуем покупать новое реле, всегда проверяйте все), вы можете использовать два разных метода: во-первых, вам нужно снять крышку с монтажного блока и вытащить оттуда реле с точно такой же маркировкой, как у вас есть реле для включения стартера, после вытаскивания этих двух реле заменит и попытается запустить автомобиль, если он не запустится, то это не реле, и вам нужно посмотреть для проблемы либо в самом стартере, либо в замке зажигания подразумевается второй способ (это обозначается синей стрелкой, провод может также использоваться), и его выводы приводятся к клеммной колодке проводов, а именно к его контакты «30» и «87». (Это нижняя и верхняя клеммы пэда, посмотрите на реле на нем, они указаны или для наглядности, посмотрите на фотографию, на которую указана красная стрелка, хотя есть башмак с другого автомобиля, но это почти это то же самое, и вы можете понять на нем, где находятся эти два контакта), если автомобиль сразу начинает работать (не забудьте перемычку, когда старт будет немедленно удален), а затем съешьте все в реле, если нет, тогда не смотрите дальше (когда вы сделайте второй метод, ключ находится в замке зажигания, обязательно включитесь до точки, где все приборы загораются)!

Принцип работы вентилятора радиатора и основные неисправности

Как известно, во время работы автомобильного двигателя происходит сгорание топлива. При этом образуется большое количество тепла в рамках преобразования тепловой энергии в механическую. При этом излишки тепла необходимо отводить от ДВС во внешнюю среду для предотвращения перегрева механизмов и деталей.

Сам двигатель не должен перегреваться выше оптимальных 80-90°C. Для этого задействуются специальные устройства, которые в комплексе образуют систему охлаждения. Системы охлаждения также разделяются на два типа: жидкостную и воздушную. В современных автомобилях эти два типа систем совмещены и являются гибридными.

Хотя основной принято считать жидкостную систему, отдельного внимания заслуживает и воздушное охлаждение, без которого при определенных условиях двигатель автомобиля неизбежно перегреется. Давайте рассмотрим систему воздушного охлаждения и ее неисправности более подробно.

Чистим и смазываем.

Что может мешать лопастям вентилятора раскручиваться? Куски пыли или обвисшие провода. Если от первой причины легко избавиться чисткой, продувкой и последующей смазкой, то второй вариант часто сопровождается характерным звуком. В любом случае на вентилятор следует взглянуть напрямую. Мусор может попасть и внутрь механизма, заклинив движитель. Диагностируем легко – пальчиком по лопастям, придавая вращение. Если сопротивление пальцам не оказано, лопасти легко вращаются, абзац пропускайте. А пока просто чистим (кисточкой или сжатым воздухом). По необходимости смазываем.

Отдираем наклейку в части входа проводов питания и вынимаем резиновую заглушку по центру, защищающую механизм:

Сразу обратите внимание на места пайки проводов к плате. Если вы обладатель 4-х проводного кулера, лучше сразу почистить это место ненужной зубной щёткой или зубочисткой – часто там контактам просто тесно:. это называется “продорожить”

это называется “продорожить”

Набираем на кончик отвёртки, зубочистки и т.д. масло (подойдёт любое техническое, растительное из кухни быстро высыхает, оставляя после себя грязь) и промакаем механизм по центру, вращая  пальцем лопасти. Так несколько раз:

ну, у меня-то маслёнка есть давно для этих целей

Заглушку и наклейку лучше вернуть на место, чтобы пыль сюда не попадала.

Какие бывают датчики вентилятора и как они работают

Датчик вентилятора на автомобиле — крайне простое устройство. Оно состоит из двух контактов и биметаллической пластины. Чтобы вентилятор включился в работу, на датчик подается напряжение, он нагревается, вследствие чего биметаллическая пластина расширяется, что приводит к замыканию контактов. После этого ток подается на обмотку возбуждения в двигателе вентилятора, и его лопасти начинают вращаться.

На большинстве современных автомобилей с инжекторными двигателями включение датчика вентилятора контролируется электронным блоком управления двигателем. В его задачи входит сбор и анализ информации с различных датчиков, установленных на автомобиле. На основе полученной информации блок управления принимает решение о необходимости включения вентилятора.

На карбюраторных двигателях устанавливаются датчики, которые имеют градацию по температуре срабатывания. То есть, в зависимости от того, какой датчик установлен, меняется момент, когда вентилятор включается в работу. Узнать информацию о том, при каких температурах датчик включается, можно из маркировки на нем.

Обратите внимание: На некоторых старых отечественных автомобилях водители специально устанавливают датчики с меньшей температурой срабатывания, чем рекомендуется заводом-производителем

Теория, куда же без нее?

Для начала несколько слов о том, когда вентилятор должен включаться и что считается нормой. Включение вентилятора системы охлаждения происходит автоматически, как только температура охлаждающей жидкости (ОЖ) достигает определенной отметки, как правило, это диапазон от 85° до 100°.

Когда мотор холодный и ему необходим быстрый прогрев ОЖ двигателя по малому кругу системы охлаждения минуя радиатор, электровентилятор при этом также находится в выключенном состоянии. Как только мотор прогрелся до рабочей температуры, срабатывает термостат, который открывает большой круг, то есть круг с участием радиатора. Это позволяет потокам воздуха охлаждать антифриз, не позволяя ему прогреваться выше дозволенной метки. Но, что делать, если потока воздуха недостаточно или автомобиль существенно замедлил движение или вовсе остановился? Для этих случаев как раз и предназначен вентилятор охлаждения радиатора. Он включается в работу, когда уже не помогает ни большой круг, ни поток воздуха, проходящий сквозь соты радиатора. Вентилятор включается автоматически и в принудительном порядке охлаждает радиатор, отводя от него избыточное тепло, тем самым снижая температуру охлаждающей жидкости. Если на разогретом двигателе под нагрузкой в жару по какой-то причине вдруг не сработает вентилятор, это может значить то, что температура ОЖ будет расти до тех пор, пока не возобновится охлаждение. Если не включается вентилятор температура двигателя достигает критической отметки, после чего мотор кипит, точнее кипит ОЖ, охлаждение не осуществляется и силовой агрегат работает, что называется «вразнос». Даже кратковременный перегрев может пагубно повлиять на состояние мотора и в будущем появиться в виде неприятной поломки. Длительный перегрев обычно заканчивается тем, что антифриз выкипает и мотор просто «клинит», после чего приходит в полную недееспособность.

Диагностика и распространенные причины неполадок системы охлаждения

Замыкание контактов

Одной из основных по распространенности причин данной поломки, является банальное замыкание контактов датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае при включении зажигания включается вентилятор охлаждения, так как на вентилятор из-за замыкания все время подается электрический ток. Последствием от подобной неисправности может являться, разве что, ускоренная разрядка автомобильного аккумулятора.

Рекомендуем почитать статью на тему: как продлить жизнь аккумулятору автомобиля. В этой статье говорится о причинах короткой жизни АКБ, как ее, собственно, продлить, а также основных признаках неисправности аккумуляторных батарей.

Для диагностики этой неисправности вам следует отсоединить датчик и при помощи омметра измерить сопротивление на его контактах. Если датчик работает нормально, то сопротивление будет крайне высоким (в показаниях одни девятки, что является аналогом “бесконечного” сопротивления). Если сопротивление низкое, то контакты замкнуты, датчик необходимо заменить.

Также к схожим признакам относится замыкание клемм вентилятора на массу, в таком случае он также будет работать постоянно, как только будет включено зажигание. Так как напряжение подается напрямую от аккумулятора.

Малое количество антифриза

Еще одна банальная неполадка – это слишком маленькое количество охлаждающей жидкости. Именно на ее температуру реагирует ДТОЖ. При малом количестве антифриза разогрев жидкости происходит гораздо быстрее, чем прогрев самого двигателя, в результате вентилятор включается слишком рано. Долейте жидкость до необходимого уровня и на всякий случай проверьте, нет ли течи в системе охлаждения.

Термостат и его датчики

На некоторых современных машинах система охлаждения комплектуется термостатами с датчиками, которые регулируют работу системы охлаждения более эффективно. Однако такая конструкция более сложная по своей структуре, чем обычная, и из-за своей сложности подвержена различным неполадкам. Если нарушается работа конкретного датчика, который связан с термостатом. Или система управления охлаждением не получает данных от датчиков термостата, то как правило “уходит в защиту”, включая вентилятор на постоянную работу. Проверка этих датчиков, в принципе, схожа с проверкой контактов обычного ДТОЖ. Замеряем сопротивление, и если оно низкое, то датчик следует поменять.

Окисление контактов

Стоит отметить, что ЭБУ также может “уходить в защиту” и в случаях, когда управление вентилятором осуществляется через сам бортовой компьютер. Причиной этого могут быть проблемы с контактами. Как правило, контакты со временем имеют свойство окисляться, что сильно затрудняет передачу сигналов от датчиков к ЭБУ. А если необходимый сигнал совсем не проходит, то в этом случае блок управления принудительно включает вентилятор охлаждения, вне зависимости от температуры двигателя.

Для устранения необходимо лишь прочистить контакты и покрыть их изолирующей смазкой, чтобы не допустить распространение коррозии. Кстати такую процедуру рекомендуется проводить 2 раза в год, чтобы избежать неприятных ситуаций в самый неподходящий момент.

Смотрим видео, причина периодического включения вентилятора на холодном двигателе (автомобиль Мазда 6):

Неполадки в системе кондиционирования

На некоторых автомобилях радиатор кондиционера напрямую связан с системой охлаждения двигателя. И когда происходит засорение радиатора системы кондиционирования, нарушается работа сразу двух систем. Хоть включение вентилятора в этом случае происходит не сразу, однако данная неполадка может привести к куда более серьезным последствиям, в том числе – перегрев двигателя.

Для исправления необходима чистка радиатора, а лучше всего сразу двух. Для более продуктивной работы этих двух взаимосвязанных систем.

Это все что мы хотели сказать по данному вопросу. По сути, это не самая страшная неисправность, однако при длительном игнорировании чревата определенными последствиями. Поэтому затягивать с ремонтом также не стоит, и если при включении зажигания включается вентилятор охлаждения двигателя, рекомендуется тщательно проверить систему охлаждения на наличие неполадок и в скором времени исправить поломку.

Новые статьи

  • Почему загорается чек неисправностей двигателя в машине? Основные причины
  • Почему дизель не заводится на холодную? Причины плохого запуска дизельного двигателя

Предыдущие статьи

  • Реле щелкает, но стартер не крутит – машина не заводится? Причины такого явления
  • Причины вибрации в салоне автомобиля на холостом ходу

Проверяем вентилятор: способ два или оч.умелые ручки.

А с помощью этого варианта вы можете как проверить работоспособность, так и использовать рабочий, но неиспользуемый кулер в качестве вентилятора от тех источников питания, которые имеют на выходе 12 В (например, в авто). И подключаться он, кулер, будет через USB кабель. Для этого потребуется:

  • б\у кабель USB от любого ненужного устройства (хороший кабель не стоит, конечно, специально портить)
  • рабочий кулер

Здесь всё просто. От кабеля отрезаем разъём к другому устройству, оставляя сам USB коннектор. Нам нужны провода со знакомой вам цветовой маркировкой: чёрный и красный. Соединяем с соответствующими проводами кулера. Изолируем и подключаем:

красный на красный, чёрный на чёрный

Вот так примерно и устроены самые недорогие USB-вентиляторы. Не сдует, но побаловаться или проверить самый раз. Для проверки подойдёт абсолютно любой USB разъём типа “мама”. Этот нехитрый приём позволит вам, кстати, проверить и четырёх-пиновые кулеры: сначала соедините “черные” контакты кулера и кабеля, а затем поочерёдно присоединяйте красный провод USB кабеля ко всем контактам на разъёме кулера. Не крутится? В помойку.

Предупреждаю. Надолго крутящийся вентилятор, питающийся таким способом, не оставляйте! Способ указан только для проверки работоспособности.

Успехов.

Датчик включения вентилятора охлаждения. Устройство. Проверка. Причины поломок.

Датчик включения вентилятора устанавливался на карбюраторные моторы наверно с восьмидесятых годов прошлого века и начало двухтысячных, затем его сменил датчик температуры на инжекторных моторах отечественных автомобилей, а у импортных конечно всё раньше.

Теперь про устройство

датчика. Распилив один такой датчик, можно увидеть, что внутри другой датчик, который применяется в промышленности в различных нагревательных приборах и в других аппаратах. Нагрев от внешнего корпуса передаётся через теплопроводную пасту. Как видно на фото ниже, датчик рассчитан на 250 вольт и 10 ампер, а замыкание контактов происходит при 95°С.

Под верхней крышечкой находится биметаллическая пластина, которая при нагреве выгибается и отпускает вверх пластиковый штырь, а он уже даёт замкнуться контактам:

Проверка

датчика очень простая, нужно нагреть корпус в горячей воде до температуры включения, указанной на корпусе и сравнить с показаниями градусника опущенного рядом с датчиком.

В схеме управления вентилятором охлаждения, этот датчик включает реле, а оно уже вентилятор (см. фрагмент схемы ниже):

На карбюраторной ВАЗ-2110 такой датчик включает напрямую вентилятор без реле, так что там нужен датчик с более мощными контактами рассчитанными до 30 ампер :

На старых девятках из-за неисправности монтажных блоков или старой проводки некоторые владельцы переделывали схему включения вентилятора по принципу ВАЗ-2110, но датчик оставляли штатный, в результате датчик часто выходил из строя, так как контакты в нём более слабые, вентилятор мог не включаться или наоборот не выключатся из-за того что контакты пригорели. Лучшим выходом из данной проблемы будет подключение через герметичное реле под капотом и защита всех электрических соединений герметиком (см. пример схемы ниже).

Источник

Причины неисправностей

1. Вентилятор охлаждения не включается

Далее разберемся с основными проблемами с вентилятором и их всего две – он не включается в работу или же он работает постоянно. Проблемы то всего две, а вот причин их появления – несколько.

https://youtube.com/watch?v=Q-DS3xWdNXw

Проверить работоспособность устройства несложно. Достаточно завести двигатель, но на автомобиль не должен двигаться. После этого остается только подождать, пока температура жидкости не превысит оптимальное значение. При доходе стрелки датчика температуры на приборной панели к красной зоне, указывающей на превышение температуры, вентилятор должен включиться, появиться дополнительный шум из подкапотного пространства. Если же стрелка добралась до красно зоны, а вентилятор так и не включился, следует сразу же остановить мотор, дать ему остыть и затем уже искать причину.

Вначале нужно проверить электродвигатель вентилятора. Для этого его можно напрямую подключить к АКБ. Просто берутся два провода, подсоединяю их к АКБ, а вторые концы проводов подключаются к клеммам вентилятора. Если он не работает, значит, его нужно заменять. А вот если он заработал, значит, все в порядке и нужно искать причину не включения его в работу дальше.

Видео: Не включаются вентиляторы охлаждения НИВА ВАЗ Все причины Поиск и устранение 2-я ч.

https://youtube.com/watch?v=1Gq6ZWFK8M4

Далее проверяется температурный датчик вентилятора. Обычно он установлен в радиаторе. Проверка его тоже не сложная, достаточно отсоединить от него провода и замкнуть между собой – если вентилятор заработает, это будет указывать на неисправность датчика и надобность его замены.

Дополнительно проверяются провода питания на обрыв, а также целостность предохранителя и реле, обеспечивающее подачу электроэнергии на вентилятор. Проведя проверку всего указанного, обязательно найдется причина не включения в работу вентилятора при превышении температуры охлаждающей жидкости.

2. Вентилятор охлаждения радиатора работает постоянно

Теперь разберемся с такой проблемой, как постоянная его работа или очень раннее его включение.

Вентилятор может постоянно работать, если произошло залипание контактов реле в положении, когда подается напряжение на электродвигатель.

Видео: Принудительное включения вентиляторов минуя ЭБУ НИВЫ. Установка на НИВЕ 21214

https://youtube.com/watch?v=YvWEtJ8bVVY

Еще одной причиной постоянной работы может быть заклинивание термостата в положении, когда жидкость движется по малому кругу. Но это происходит только когда нет отдельного датчика контроля температуры, отвечающего за включение вентилятора.

В таком случае жидкость быстро перегревается, вентилятор включается в работу, но жидкость не подается на радиатор для охлаждения. При этом температура будет сохраняться высокой и вентилятор будет постоянно работать.

Также причиной может быть и заклинивание термостата в промежуточном положении, когда жидкость все же подается на радиатор, но из-за неполного открытия не успевает в достаточном количестве пройти через радиатор для охлаждения.

А вот причина раннего включения вентилятора в работу кроется в температурном датчике. У них замыкание контактов может происходить при разной температуре, поэтому если кажется, что устройство включается рано, то нужно просто заменить датчик.

Но постоянная работа вентилятора не так опасна, как невключение его в работу

Поэтому важно знать, как поступать, если обнаружено, что вентилятор не работает

Не включается вентилятор радиатора охлаждения — причины, поиск неисправностей

Поиск поломки не столько трудоемкий, сколько всеобъемлющий, т. к. причин, по которым вентилятор не включается может быть довольно много, от банального перегорания предохранителя до более сложных проблем, связанных с неисправностью термостата или проблем с электропроводкой бортовой сети автомобиля.

Если двигатель закипает, но вентилятор при этом так и не включился, то первое, что приходит в голову большинству автомобилистов — проблемы с проводкой вентилятора. Однако, очень часто проводка вообще не причем, а истинная причина кроется именно в термостате. Устройство, призванное контролировать температуру охлаждающей жидкости (ОЖ) может выйти из строя или просто заклинить, после чего ОЖ перестает циркулировать через радиатор, в итоге датчик радиатора не срабатывает, а сам вентилятор не включается. Как проверить термостат читайте в этой статье.

Следующий претендент на проверку — предохранитель, который отвечает за вентилятор, если предохранитель перегорел замените его целым.

Если причина не в предохранителе, необходимо проверить непосредственно сам вентилятор. К нему подходят провода питания, нередко от старости они просто рассыпаются или отламываются. Как вариант причина может крыться в штекере, поэтому если с проводкой все «гуд», отключаем питание вентилятора и проверяем штекер на предмет неисправности. Подключите питание к вентилятору напрямую, например, от АКБ, если вентилятор никак не отреагирует делаем вывод о том, что вентилятор неисправен.

Проверьте датчик включения вентилятора (ДВВ), расположенный на радиаторе. Для этого необходимо отключить штекера, после чего соединить их между собой, если вентилятор не заработал — ДВВ «умер» и требует замены.

Необходимо соединить провод, идущий на блок предохранителей, непосредственно на массу (как правило, белого цвета с черной полоской). Если после этого вентилятор заработает, можно сделать вывод, что произошел обрыв второго черного провода, постарайтесь найти обрыв, и проверить надежно ли его соединение с массой. После этого соединяем два провода вместе, и смотрим, что будет происходить, если вентилятор включится то проблема была в плохом соединении.

Проверьте реле вентилятора, вполне возможно, что проблема в нем. Для того, чтобы это выяснить достаточно просто заменить его соседним реле, затем соединить провода датчика радиатора между собой, см. выше. Включится вентилятор — проблема заключается в неисправном реле.

Далее необходимо выполнить проверку напряжения, поступает ли оно на вентилятор через блок предохранителей. Для этого берем кусок провода и устанавливаем его в разъемы реле, если вентилятор заработал, причина по которой вентилятор не работает заключается в блоке предохранителей.

Вполне вероятно, что напряжение не поступает на реле вентилятора. Чтобы это проверить, можно воспользоваться «дедовским» способом. Берем лампочку, которая послужит в качестве «контрольки». Если лампочки нет, достаточно просто легонько чиркнуть вторым концом провода по массе, если при этом вы увидите искру, проблем быть не должно, скорее всего причина не в этом. Если же искры не увидите, скорее всего отсутствует напряжение в этом разъеме, то есть имеется обрыв дорожки в блоке предохранителей.

Если при проверке всего вышеперечисленного найти причину, по которой вентилятор радиатора не включается, остается проверить один провод — провод датчика радиатора. Чтобы сделать это, необходимо снять коммутатор, поскольку он не позволяет подобраться к штекерам блока предохранителей. Значит, снимаем с блока предохранителей фишку штекеров, и проверяем провод датчика радиатора на предмет обрыва.

Проверяем следующим образом: подключаем провод к «+» клемме АКБ, второй конец устанавливаем в разъем фишки. Далее снимаем штекер с датчика и подключаем лампочку. Если лампочки нет, делаем «чирк» на массу. Если напряжения нет, скорее всего, этот провод оборван.

Если вентилятор не включается, то причина может быть и вовсе неожиданной, например — прогоревшая прокладка под головкой. Включение не происходит по той причине, что охлаждающая жидкость не поступает в цилиндр, при этом газы из цилиндра проникают в ОЖ, создавая при этом эффект известный как воздушная пробка. Эта пробка препятствует нормальной прокачке ОЖ. Как понять, что у вас прогар? Достаточно заглянуть в расширительный бачок, если во время работы из него то и дело идут пузыри — у вас прогорела прокладка, или имеется трещина в цилиндре.

Проверяем вентилятор: способ раз.

Обладателям более “совершенных” кулеров (или если сопротивления вращению не обнаружено) я сразу посоветую обратиться к проверке кулера на работоспособность. Для этого его не нужно снимать с установленной позиции. Если есть возможность, отсоедините разъём от платы. Если нет, оставляем на месте, однако, сразу примечаем цветность проводов. А для проверки на работоспособность нам нужны только два из них.

Разъём в руках или нет, осматриваем маркировку вентилятора. Ищем вольтаж:

Для дальнейшей проверки нам требуется соответствующий блок питания. Батарейка. Она, конечно, не должна превышать по вольтажу параметр, указанный на кулере. У меня оба вентилятора на 12 В. Так что подойдёт обычная 9-вольтовая “крона”. Лучше новая, не подсевшая. Смонтируем на коленке пару проводников на её контакты:

Их лучше между собой надолго не перемыкать: ничего не взорвётся, конечно, но источник питания вам может ещё пригодиться.

Вернёмся к кулеру. На разъёме чёрный провод – “–“, обычно красный – “+” ( жёлтый не нужен, он читает скорость; если у вас есть четвёртый, тем более оставим в покое, его предназначение – регулировка скорости кулера, что должно поддерживаться материнской платой). Подробнее об устройстве и принципе работы в статье Устройство кулера.

Минусовой проводок импровизированного аккумулятора сажаем на чёрный контакт джекера кулера, плюсовой – на красный:

Для наглядности я отрезал разъём от кулера и замыкаю на видео прямо на батарейку:

Красный на “плюс”, чёрный – на “минус” (чёрный провод на кулере есть всегда). Этот кулер рабочий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector