Права и обязанности пешеходов согласно пдд

Какие еще есть правила

В некоторых случаях у вас есть преимущества перед другими участниками движения, но это совсем не означает, что вы не должны думать о своей безопасности. Да, вы в праве ожидать, что другие будут соблюдать Правила, но рассчитывать на дороге вам нужно только на себя.

У вас есть преимущество9 (но вы должны убедиться, что опасности нет, снять или отключить наушники, прекратить говорить по телефону и так далее):

  • На нерегулируемом пешеходном переходе
  • Если вам горит зеленый свет или вы видите разрешающий сигнал регулировщика
  • В пешеходной и жилой зоне, но вы не должны необоснованно мешать другим участникам движения

Вы должны9:

Идти по ходу движения, если двигаетесь по краю проезжей части/обочине в темное время суток или при недостаточной видимости (например, в туман, сильный дождь или снег). Вы должны обозначить себя световозвращающим элементом, другими словами, фликером.

Вам запрещено9:

Идти по краю проезжей части дороги, если есть тротуар, пешеходная или велодорожка
Задерживаться и останавливаться на проезжей части, в том числе на линии, которая разделяет транспортные потоки. Исключение — остановка на островках безопасности
Выходить на проезжую часть из-за препятствия, которое ограничивает вам обзор, без уверенности в том, что движение безопасно
Переходить проезжую часть, если по ней приближается автомобиль со спецсигналами — проблесковыми маячками красного или синего цвета

Если вы уже на проезжей части, вам нужно ее покинуть, соблюдая меры предосторожности

Ответственность за нарушение ПДД пешеходами

Штрафы пешеходам за нарушение ПДД отличаются в зависимости от того, были ли какие-то последствия нарушения. Если никаких последствий не было, пешехода ожидает предупреждение либо штраф в 500 руб.

Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ

Выписать ли вам штраф или ограничиться предупреждением, будет решать инспектор ГИБДД. Официальные причины по ч. 1 ст. 4.3 КоАП, которые могут склонить инспектора в сторону штрафа, следующие:

  • Вы уже раньше нарушали ПДД;

  • вы находитесь в состоянии опьянения;

  • вы нарушили ПДД не один, а вместе с группой других людей;

  • вы вовлекли в нарушение ПДД несовершеннолетнего ребенка и др.

Какой будет штраф пешеходу, если он создал помехи движению ТС?

Если пешеход, нарушая ПДД, создал помехи движению автомобилей (например, пересекая улицу вне пешеходного перехода или на красный свет), его ждет наказание в 1000 руб.

Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ

Какой штраф назначат пешеходу, если по его вине в ДТП пострадали люди?

В случаях когда пешеход нарушил ПДД, и из-за этого пострадали люди (например, если пешеход шел по велосипедной дорожке, а велосипедист пытался его объехать и упал), штраф составит от 1000 до 1500 руб.

Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. ч

2 ст.12.30 КоАП РФ

ч. 2 ст.12.30 КоАП РФ

Как оплатить штраф со скидкой?

Пешеходы, точно так же как и водители, получив штраф за нарушение ПДД, имеют право оплатить его с 50% скидкой согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ. Чтобы получить скидку, оплатите штраф в течение 20 дней с вынесения постановления.

Оплатить штраф онлайн вы можете на нашем сайте. Для этого введите в форму на этой странице номер постановления и кликните на кнопку «Проверить штрафы».

Может ли пешеход получить штраф с камеры видеофиксации?

Нет, наши камеры пока что не умеют распознавать людей по лицам (как в Китае) и фиксируют только нарушения ПДД, совершенные водителями.

Важно!

Несмотря на то что ответственность пешеходов за нарушение правил дорожного движения прописана в КоАП, на деле их штрафуют очень редко. Однако это не означает, что можно не соблюдать ПДД. Помните, что незнание или пренебрежение правилами дорожного движения в конце концов приведет вас под колеса автомобиля. Ваша безопасность и безопасность людей вокруг вас напрямую зависит от того, насколько четко вы будете следовать правилам.

Штраф за нарушения предписывающих знаков

Как мы уже проговаривали выше, за игнорирование требований предписывающих знаков, в законе имеется административная ответственность. Если мы имеем дело со знаками 4.1.1 — 4.1.6, то санкция будет всецело зависеть о того, какие дополнительные пункты вы точно так же проигнорировали.

Так, за обычное нарушение требований знака, водителю выписывается штраф в размере 500 рублей. Эта мера будет применена, если, к примеру, вы, выезжая из двора, повернули налево в то время, как на выезде был установлен знак «Движение направо».

Если развернуться там, где это запрещено, штраф составит от 1 до 1,5 тысяч рублей. Если нарушить требования вышеуказанных знаков и к тому же выехать на полосу для маршрутных транспортных средств, штраф составит 1,5 тыс. рублей для жителей регионов, в Москве и Питере эти штрафа в два раза выше.

Лишение прав водителя может ждать в том случае, если после нарушения требований предписывающего знака он окажется на встречной полосе. В случае этого нарушения впервые, есть возможность отделаться штрафом в сумме 5 000 рублей. В случае с лишением, действие водительского удостоверения приостанавливается на период от 4 до 6 месяцев.

За езду на автомобиле или мотоцикле по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам предусмотрен штраф в сумме 2000 рублей. Если водитель, въезжающий на круг (знак 4.3), не уступил дорогу автомобилям уже едущих по нему следующим, ему могут выписать штраф в сумме 1000 рублей. Полный список штрафов, разбитый на категории доступен здесь.

Переходим дорогу правильно

Пешеходам разрешается пересекать проезжую часть только в специально отведенных для этого местах. Переход обозначается посредством дорожных знаков, светофоров и разметки. Если такие указатели отсутствуют, то пешеходам разрешается двигаться только по тротуарам или обочинам дорог.

Пешеходный переход – это участок на дороге, который предназначен для ее безопасного пересечения пешим способом. Такие зоны обозначаются посредством синих треугольников с изображением белого идущего человечка. Этот знак устанавливается с обеих сторон дороги и дополняется «зеброй».

Переходы увеличенной ширины обозначаются «зеброй» со стрелками. Если же дорожная разметка затерта или отсутствует, пешеходы могут ориентироваться только по знакам. В тех случаях, когда указателей нет, пересечь дорогу разрешается, если:

  • отсутствуют объекты, загораживающие обзор;
  • по краям дорожного полотна нет ограждений или разделительных линий.

Согласно ПДД, пересекать проезжую часть следует под прямым углом.

При переходе через нерегулируемый перекресток, пешеход обязан пропустить приближающийся транспорт. Пересекать проезжую часть можно лишь в том случае, если по ней не движутся ТС на большой скорости.

Исключения из правил

Под знак 4.5.1 все-таки могут въезжать некоторые водители транспортных средств. Исключениями из правил являются:

  • грузовые транспортные средства, которым необходимо подъехать к зданиям торгового и иного назначения, при условии, что других вариантов подъезда к ним нет. Сооружение, куда направляется автомобиль, должно располагаться непосредственно у обочины пешеходной зоны, иначе придется искать другой маршрут;
  • транспорт коммунальных и дорожных служб, в том случае, если в данной зоне нужно выполнить прямые рабочие обязанности.

В данных ситуациях всегда должна подбираться кратчайшая территория для подъезда к нужному месту, чтобы не создавать помех пешеходам. При этом работники обязаны позаботиться о безопасности граждан, то есть выставить знаки, указывающие на то, что в этом месте идут те или иные работы. Следует учитывать, что при возможности подъехать другим путем (не заезжая за обозначение 4.5.1) нельзя пользоваться исключением из правил. Исключение нужно только тогда, когда другого выхода нет.

Указатель, обозначающий пешеходную зону также имеет исключения из правил. Он может быть установлен на трамвайно-пешеходную или трамвайную улицу. Особенностью является установка на трамвайную улицу, по которой для самого маршрутного общественного транспорта данного вида не будет ограничений его движение и поэтому езда трамвая будет разрешена и даже приоритетна.

Кроме того, в зоне для пешеходов также могут ездить транспортные средства спецслужб, коммунальщиков и дорожников, но при соблюдении тех же требований и условий, что и при заезде за знак 4.5.1.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84

Для автомобильного транспорта отведена проезжая часть и пешеходы не имеют права бесцельно ходить по ней в необорудованных для них местах. Также и автомобилисты не имеют права ездить по местности, предназначенной и оборудованной для пешеходов. Взаимная солидарность на дороге — залог безопасности и комфорта.

Правила перехода регулируемого перекрестка

Регулируемым перекрестком называется часть автомобильной дороги, движение на которой регулируется пешеходным, транспортным светофорами или регулировщиком. Пересекать такие территории полагается исключительно по сигналам светофора или регулировщика. При их отсутствии пешеход должен руководствоваться требованиями дорожной разметки.

Главная задача пешехода на проезжей части (трамвайном пути) заключается в том, чтобы как можно быстрее ее (его) покинуть. В связи с этим правила запрещают задерживаться или останавливаться на дороге. Участники дорожного движения, которые не успели пересечь проезжую часть, обязаны остановиться на островке безопасности или разделительной полосе. Если указанные средства безопасности отсутствуют, пешеход обязан завершить переход, а автомобилисты, в свою очередь, должны позволить ему это сделать.

При приближении специализированных транспортных средств (машины скорой помощи, полицейского автомобиля и т. п.) пешеходы, не начавшие переход, обязаны воздержаться от него. Что же касается субъектов, уже находящихся на проезжей части в этот момент, они обязаны как можно быстрее пересечь мостовую.

Что такое «Пешеходный переход»?

Пешеходный переход – отрезок проезжей части, обозначенный специальными знаками и/или разметкой, предназначенный для движения пешеходов с целью перемещения с одной стороны дороги на другую. Речь в данном случае идет исключительно о наземном переходе, так как надземный и подземный специально созданы для того, чтобы развести потоки транспорта и пешеходов.

Вокруг места расположения и границ перехода концентрируются все сложности, связанные с рассматриваемой темой – какая зона является переходом, где начинается и заканчивается, пересечение каких границ будет считаться для водителя непропуском пешехода.

Знаки Пешеходного перехода

Знаки «Пешеходный переход» — это совокупность дорожных знаков, обозначающих место перехода, либо предупреждающих об его скором появлении. Это сразу три дорожных знака – предупреждающий 1.22 и знаки особых предписаний 5.19.1 и 5.19.2 .

Детально разберем каждый из них, но сначала отметим, что переход может быть обозначен знаками и разметкой, либо только знаками, либо только разметкой. В зависимости от этого будет определяться граница пешеходного перехода.

Знак 1.22 «Пешеходный переход»

Начнем с предупреждающего знака, чтобы закрыть этот вопрос и более в данной статье к нему не возвращаться. Выглядит он так:

Дорожный знак 1.22 «Пешеходный переход»

Нужно сразу отметить, что согласно ГОСТ Р 52289-2019, и этот знак, и знаки 5.19.1 — 5.19.2 допускается изготавливать на щитах со светоотражающей пленкой зелено-желтого цвета:

Дорожный знак 1.22 «Пешеходный переход» со светоотражающей пленкой

Данный знак предупреждает, что в скором времени будет пешеходный переход. По упомянутому ГОСТ Р 52289-2019, знак размещается:

  • Вне населенных пунктов – перед нерегулируемыми переходами.
  • В населенных пунктах – перед первым нерегулируемым или перед теми, прямая видимость до которых менее 150 метров.

В остальных случаях допускается не устанавливать данный знак, т.е. его наличие не является обязательным, и пешеходный переход будет являться таковым вне зависимости от наличия знака 1.22 перед ним.

Знаки 5.19.1 и 5.19.2

Это знаки, непосредственно определяющие переход. Определенные сложности начинаются уже на этапе описания знака, т.к. даже не все опытные водители знают, что таких знака два. Внешне они во многом схожи – синий квадрат с белым треугольником внутри, по которому по схематической зебре движется пешеход.

Существенным отличием является схематичное изображение человеческого силуэта: на знаке 5.19.1 он изображает движение справа налево, а на 5.19.2 , наоборот, слева направо:

Дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход»

Дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход»

Два знака нужны для определения границ пешеходного перехода при отсутствии разметки. В таких случаях, 5.19.1 ставится справа от проезжей части и обозначает начало линии перехода, а 5.19.2 – слева, знаменуя окончание зоны перехода. При наличии конструктивно обозначенной разделительно, 5.19.2 так же устанавливается слева, но в районе такой разделительной.

Типичный случай определения границ перехода знаками без разметки:

Если разметка имеется, то именно она определяет зону перехода, а знаки должны устанавливаться на расстоянии не более 1 метра от начала / окончание разметки.

Как выглядит разметка пешеходного перехода 1.14.1 – 1.14.2?

Заключительным показателем, который может определять наличие пешеходного перехода – разметка. Это знакомая всем еще с детства зебра – сплошные широкие полосы перпендикулярные движению пешеходов. Однако и они бывают двух видов:

Разметка 1.14.1

Разметка 1.14.2

При наличии разметки, именно она определяет ширину перехода. Такая ширина установлена нормативами уже известного нового ГОСТ Р 52289-2019, который содержит формулу для расчета этого параметра, зависящего от интенсивности движения. При этом:

  • Ширина не может быть менее 4 метров.
  • До ширины в 6 метров применяется разметка 1.14.1 .
  • Шире 6 метров – разметка 1.14.2 .

Подытожим. Переход может быть обозначен и знаками, и разметкой, либо только чем-то одним (еще один вариант дополнительной сигнализации – светофор, но о нем поговорим далее). Если нет ни одного отличительного признака, такое место проезжей части переходом не является, и пересечение дороги там будет считаться нарушением.

Виды наземных переходов

Их можно разделять по способу, который используется для пересечения дороги:

  1. Те, которые находятся на одном уровне.
  2. Подземные сооружения.
  3. Надземные переходы, напоминающие мост над проезжей частью.

По месту расположения их можно разделить:

  • находящиеся у перекрёстка;
  • такие, которые расположены на перегоне.

На некоторых переходах установлено регулирование, а на других оно отсутствует. В первом случае могут иметься вызывные устройства, с помощью которых пешеход может нажатием кнопки установить себе разрешающий сигнал.

В других случаях применяются такие, которые пропускают пешеходов через определённые промежутки времени. Иногда предусматривается «островок безопасности».

Где и как переходить дорогу согласно ПДД

Для пересечения проезжей части существуют особо выделенные места. Где правильно переходить дорогу:

  • под знаками 5.19.1 и 5.19.2, очерчивающими границы пешеходного перехода;
  • по разметке 1.4.1, 1.4.2, также обозначающей этот участок;
  • на перекрестках по линии тротуара либо обочины.

Есть в пункте 4.3 ПДД и такое правило:

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Группе детей

Особых требований, как правильно переходить дорогу, для детей не существует. То, что должны выполнять взрослые, обязательно и для юных пешеходов

Но им важно объяснить, что:

  • при наличии светофора разрешается идти только на зеленый;
  • если приходится двигаться не через «зебру», нужно выбирать самые безопасные участки, где путь хорошо виден в обе стороны, нет запрещающего знака;
  • до начала следования надо посмотреть налево и убедиться, что едущий транспорт находится далеко;
  • добравшись до середины пути, следует взглянуть направо, и продолжать путь только при отсутствии с той стороны машин;
  • на середине дороги с двусторонним движением есть линия, где при необходимости можно переждать поток транспорта и продолжить идти (но лучше не пользоваться им, а пересекать участок при полном отсутствии поблизости машин);
  • на дороге с односторонним движением такой линии нет;
  • идти нужно быстро, но не бежать;
  • направление движения должно быть под прямым углом к обочине или тротуару.

Иные требования существуют при необходимости сопровождать группу детей. Вот что есть по этому поводу в пункте 4.2 ПДД:

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Если нужно рассчитать, как правильно переходить дорогу группе детей, следует максимально обезопасить их, то есть:

  • воспользоваться пешеходным переходом, желательно регулируемым, надземным или подземным;
  • можно пересекать дорогу на перекрестке со светофором;
  • во главе и в конце колонны поставить взрослых с красными флажками.

При необходимости следования с группой вне «зебры» или перекрестка сопровождающие сначала перекрывают проезжую часть по обоим направлениям движения. После этого дают команду детям идти.

На перекрестке

О том, как правильно переходить дорогу на перекрестке, сказано в пунктах 4.4 и 4.3. ПДД. Первый диктует необходимость слушаться сигналов светофора. Идти можно только на зеленый, горящий на устройстве для пешеходов. В пункте 4.3 есть норма:

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

По светофору

Как правильно переходить дорогу по светофору – самое простое, что может быть при наличии устройства для пешеходов. Следовать можно, когда на нем горит зеленый.

Если же в зоне есть лишь светофор для транспорта, ситуация иная. Придется руководствоваться его сигналами. Идти можно, когда для авто, пересекающих нужное пешеходу направление, горит красный

И соблюдать при этом осторожность

С велосипедом

В том, как правильно переходить дорогу с велосипедом, есть один важный нюанс. Он отмечен в пункте 24.8 ПДД:

Велосипедистам … запрещается: … пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Для следования через проезжую часть велосипедист превращается в пешехода. Свое ТС он должен вести рядом. Ехать на нем через дорогу нельзя, как автомобилю или трактору. В остальном правила те же, что для остальных пешеходов.

С коляской

Если через проезжую часть нужно перейти с малышом, находящимся в коляске, на взрослом лежит двойная ответственность. Особых требований в ПДД к этой категории пешеходов нет

Но все же важно максимально обезопасить от наезда себя и ребенка. Есть два варианта, как правильно переходить дорогу с коляской:

  • Взять дитя на руки, а младенческое «транспортное средство» тащить за собой. Это неудобно, но в случае опасности проще бросить пустую коляску и спастись обоим.
  • Взрослому ступать на проезжую часть первым, после того, как выяснится, что путь свободен. А коляску с ребенком следует везти позади себя.

Эти способы пригодятся, когда нужно следовать через нерегулируемый переход или там, где его нет. Но если приходится идти с коляской и малышом, лучше не лениться и добраться до «зебры».

Ловушки для пешеходов

Итак, основные ошибки пешеходов при пересечении улицы по пешеходному переходу — это выход на проезжую часть на первой секунде разрешающего сигнала или мигающий зеленый, отвлечение внимания от дороги и обстановки на ней, переход в неположенном месте. Но есть и еще опасные ситуации, в которых можно повести себя неправильно.

— Для пешеходов очень важно резко не выходить на дорогу из-за препятствий — припаркованных машин, деревьев, сугробов, — отмечает Борисенко

— Сначала нужно осторожно выглянуть, убедиться, что опасности нет. Особенно в жилой зоне, где люди считают, что все машины будут ехать медленно, и чувствуют себя в безопасности

При движении по краю проезжей части или обочине дороги вне населенных пунктов нужно всегда двигаться навстречу потоку, чтобы видеть его и успеть в случае чего среагировать на опасную ситуацию. А в темное время обязательно носить световозвращающие элементы на одежде. Причем это прописано в правилах только для дорог вне населенных пунктов, но на самом деле и в городе хватает темных мест, где водителю сложно рассмотреть пешеходов

Особенно в жилой зоне, где люди считают, что все машины будут ехать медленно, и чувствуют себя в безопасности. При движении по краю проезжей части или обочине дороги вне населенных пунктов нужно всегда двигаться навстречу потоку, чтобы видеть его и успеть в случае чего среагировать на опасную ситуацию. А в темное время обязательно носить световозвращающие элементы на одежде. Причем это прописано в правилах только для дорог вне населенных пунктов, но на самом деле и в городе хватает темных мест, где водителю сложно рассмотреть пешеходов.

Опасности могут подстерегать вас, даже если вы считаете, что при переходе все делаете верно и ситуация под контролем. Но это может оказаться не так. Для таких случаев даже придуман термин «ловушка для пешеходов».

— Например, переход на перекрестке, где сзади вас поворачивает под стрелку светофора автомобиль, — рассказывает Борисенко. — При этом вы его не видите, а водитель может отвлечься или его обзор перекроют боковые стойки крыши. В такой ситуации нужно быть внимательным и пешеходам, которым достаточно поворота головы назад, и водителям.

Еще очень важный момент, который называют «фактор второй полосы», — когда пешеход при переходе многополосной дороги видит, что ближайшая машина его пропускает, и начинает движение, но при этом по соседней полосе едет автомобиль, который не видит пешехода и не останавливается. К сожалению, подобные ДТП не редкость, поэтому нужно осматривать каждую полосу в отдельности.

И еще раз: внимание, внимание и снова внимание. Нужно оценивать все потенциальные опасности и помнить, что автомобиль в любом случае не может моментально остановиться

А пешеход может.

— У нас не так много автомобилистов, которые по умолчанию снижают скорость перед нерегулируемым переходом, особенно если на нем не видно людей, — подчеркивает Борисенко. — И если вдруг кто-то неожиданно появится, то автомобилю может не хватить времени для остановки. Порой какой-то доли секунды. Сами пешеходы, кстати, часто не представляют, насколько длинный тормозной путь у транспортного средства даже на скорости 60 километров в час — в районе 20 метров плюс время реакции водителя. А если он на секунду отвлекся, расстояние может вырасти метров до 70.

Но есть и еще один нюанс. Многие пешеходы по умолчанию возлагают ответственность за возможное ДТП на водителей и отдают себе безусловный приоритет при переходе дороги. Хотя считать, что вас при переходе улицы обязательно все пропустят, по меньшей мере самоуверенно.

— У водителей есть мрачная шутка про то, что пешеход всегда прав, пока жив, — говорит Борисенко. — Действительно, у двух сторон очень разная оценка рисков. В ситуации, где пешеход считает, что поступил верно и ничего не нарушил, водитель может испытывать сильнейший стресс, зарабатывая себе седые волосы и трясущиеся руки. В России все ДТП с пешеходами рассматривает суд, и при явной вине пешехода именно ему может быть назначено наказание. Хотя если человек погибает или попадает в инвалидное кресло, ему уже нет большой разницы, был он прав или нет.

Пешеходный переход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector