Стоит ли удалять катализатор на ланосе и чем это опасно

Особенности конструкции

Как устроен катализатор? «Приора» в смысле ее конструкции ничем не отличается от других современных машин. Деталь состоит из стального корпуса (банки) и рабочего элемента – металлических сот, поверхность которых покрыта активным веществом, способствующим нагреванию выхлопов. В качестве последнего выступает платиново-иридиевый сплав.

Несгоревшие вредные примеси, проходя сквозь соты устройства, оседают на поверхности каталитического слоя и под действием высокой температуры продолжают гореть, окисляясь практически до конца. В итоге на выходе мы имеем выхлоп с минимальным количеством вредных веществ.

Что включает в себя ремонт

Мы уже описали, что происходит, когда забивается катализатор. Но что делать, если диагностика показала такую проблему? Если несколько возможных вариантов:

  • Попробовать очистить содержимое узла от твердых частиц и нагара. Такой способ эффективен только на ранних стадиях загрязнения, когда в работе машины еще не наблюдается никаких неисправностей.
  • Удалить наполнителя из корпуса, после чего установить эмуляторы и пламегасители на замену датчикам кислорода. Сделав это, о проблемах с катализатором можно забыть, однако это серьезное вмешательство в конструкцию выпускной системы. Возможны штрафы, если представители закона выявят повышенное загрязнение атмосферы с помощью специального газоанализатора. Кроме того, удаление катализатора мешает фиксированию ошибок датчиками. В результате они будут всегда выдавать одинаковые показания.
  • Полная смена старого устройства на новое. Способ дорогой — покупка и установка каталитического нейтрализатора выйдет в 10-120 тысяч рублей, исходя из марки авто.

В продаже можно найти «спортивные» катализаторы — согласно отзывам владельцев, они могут помочь увеличить мощность двигателя до 10%. В роли наполнителя там выступают активные элементы, соответствующие нормативам Евро-4 и Евро-5.

Какие бы проблемы у вас ни возникли, обращайтесь в «Мастер глушителей». Наш сервис занимается качественной диагностикой, поможет с определением причины, почему катализатор засорился, а также привести его в порядок или заменить.

Преимущества

Что изменится, если убрать катализатор? Среди положительных моментов в первую очередь стоит отметить экономию денежных средств. Ведь процедура удаления катализатора стоит не более 15 тысяч, в то время как новый катализатор – от 30. Также данная операция позволяет производить тюнинг выхлопной системы (например, установку спортивного выпускного коллектора). Еще один плюс – это увеличение ресурса ДВС. Ведь керамическая пыль в случае износа наполнителя больше не сможет попасть в полость цилиндров и повредить их каким-либо образом.

Теперь о вопросах роста мощности и уменьшения расхода. Так ли это будет на самом деле, если планируется убрать катализатор? Отзывы тех, кто делал эту процедуру, говорят о следующем. Если сравнивать показатели, которые были на забитом катализаторе до удаления и после, однозначно будет прибавка в мощности. Но она незначительная – всего 3-5 процентов, да и то потому, что газы ранее не могли нормально освободить камеру цилиндров. Таким образом, мощность автомобиля не будет выше заводских значений. То же самое касается и расхода топлива. Если убрать катализатор, который ранее был забит, в любом случае будет снижение расхода.

Стоит ли удалять и как это делать

Снять или выбить из выхлопной системы катализатор не самая сложная задача.

Избавляясь от этого элемента, вы просто убираете на пути выпускного тракта одно препятствие. Своего рода керамический фильтр, отвечающий за экологичность.

Он не станет немедленно разрушаться или сокращать свой моторесурс от этого. Вы лишь делаете машину менее экологичной.

При этом электроника машины вряд ли позволит вам нормально ездить, если просто снять нейтрализатор. Тут актуальным становится вопрос о том, нужно ли прошивать машину после таких действий. Да, сделать это придется.

Перепрошивка делается на стандарт Евро 2. Изначально он предусматривал использование кислородного датчика только перед нейтрализатором. А уже с Евро 3 датчиков стало 2. Если у вас на авто их пара, убрав каталик, лямбды на входе и выходе начнут фиксировать одинаковые значения, из-за чего будет постоянно гореть Check. Это повлечет за собой падение мощности и увеличение расхода.

Чтобы решить проблему, применяется прошивка Евро 2. Для этого вносятся соответствующие нормы в ЭБУ. Смысл до безобразия прост. Достаточно отключить нижний зонд, и оставить верхний. В итоге все будет работать отлично.

Но это не лучший способ вмешательства в любой автомобиль, включая Хендай Солярис, Киа Рио, Форд Фокус, Киа Церато, Тойота Королла и пр. Это не официальные прошивки, а разработки народных умельцев. Порой неизвестно, как после перепрошивки будет вести себя электроника, и какие изменения внесет мастер в ЭБУ.

Альтернативное решение

Есть другой выход из ситуации. Причем он самый правильный. Это применение обманок.

Фактически это проставки перед вторым датчиком, которые немного сдвигают его дальше от выхлопа. Потому контроллер фиксирует большее количество кислорода, тем самым обеспечивает нормальную работу ДВС.

Обманки бывают пустыми, с собственными мини-катализаторами и угловыми. Если интересно, пишите отзывы, оставляйте комментарии, и про обманки я расскажу вам как-то более подробно.

Что лучше — обманка или прошивка?

Ошибки по катализатору появляются примерно на 80-120 тыс.км пробега у всех автомобилей, имеющих нормальный катализатор. Примерно такой срок службы и заложен на этот «расходник».

Некоторые катализаторы выходят из строя раньше, становясь жертвами некачественного топлива, некоторые живут долго и счастливо, ничем не напоминая о себе владельцу.

Однако, если видите на приборной панели горящий «Check engine», а диагностика показывает что-то вроде P0420-P0424 (а если катализаторов два, то по второму кату будут ошибки P0430-P0434) — это значит пора менять катализатор на новый.

Стоит ли покупать и ставить новый катализатор или же решить вопрос более радикально — решать вам, а цель этой статьи рассказать о способах удаления катов. В конце этой статьи представлена совсем неаппетитная фотка мертвого катализатора.

Там же есть фото обманки и процесса чип-тюнинга, а пока — только текст и смысл!

Итак, если не брать во внимание замену катализатора на новый, то есть 2 способа. Все они имеют одну общую операцию — физическое удаление катализатора. В зависимости от местоположения катализатора процедура его извлечения может длиться от часа и до нескольких рабочих дней — некоторые автопроизводители умудряются запихнуть каты таким хитрым образом, и так их замуровать шлангами и другими железками, что слесари, при извлечении этих самых катов, начинают творить настолько изощренные матюки — только успевай записывать!

В зависимости от местоположения катализатора процедура его извлечения может длиться от часа и до нескольких рабочих дней — некоторые автопроизводители умудряются запихнуть каты таким хитрым образом, и так их замуровать шлангами и другими железками, что слесари, при извлечении этих самых катов, начинают творить настолько изощренные матюки — только успевай записывать!

После того, как соты катализатора извлечены, на его место устанавливается пламегаситель, а потом начинаются отличия.

Итак, способ первый — удаление катализатора с установкой обманки лямбда зонда.

Обманка лямбда зонда бывает двух видов — электронная и механическая.

Механическая обманка представляет из себя болт с хитрыми отверстиями для выхлопных газов. Путем снижения давления на датчик лямбды за счет узкого отверстия такая обманка «говорит» электронному блоку управления (ЭБУ), о том что «катализатор стоит, разница в давлении есть, но в пределах нормы, так что всё «хорошо», панику не поднимаю, в «аварию» не падаем.

Электрическая обманка, если совсем упрощенно, корректирует сигнал от датчика к ЭБУ, снижая передаваемый вольтаж на «допустимые» значения.

Устанавливается быстро, стоит недорого. Единственная проблема — через 200/250 км опять полезут ошибки. Предусмотреть весь рабочий диапазон «нормальности» ни механическая, ни электронная обманка не в состоянии, при автоматической корректировке топлива рано или поздно показания начнут вылезать за пределы допустимого и мозги начнут опять показывать «чек».

Второй вариант — отключение катализаторов с чип-тюнингом

Сменив прошивку автомобиля на «базкатализаторную» уже совершенно неважно что там показывает датчик лямбда-зонда и жив ли он там вообще — компьютер забыл о существовании катализатора раз и навсегда, и все сигналы второй лямбды (а так же их отсутствие) ему совершенно неинтересны. До тех пор, пока прошивка не будет затерта (например, это может произойти при посещении дилерского центра — при выходе новой версии прошивки её могут обновить) никаких проблем с катализатором не будет. До тех пор, пока прошивка не будет затерта (например, это может произойти при посещении дилерского центра — при выходе новой версии прошивки её могут обновить) никаких проблем с катализатором не будет

До тех пор, пока прошивка не будет затерта (например, это может произойти при посещении дилерского центра — при выходе новой версии прошивки её могут обновить) никаких проблем с катализатором не будет.

Гораздо более надежный способ решить проблему с катализатором — это, безусловно, замена прошивки. Однако, не на всех автомобилях такое возможно.

На сегодняшний день есть небольшой сегмент пока еще недоступных для чип-тюнинга автомобилей, которые тем не менее, тоже имеют катализаторы и весь пучок проблем с ними связанных. Решать их как-то нужно, и вот им можно ставить обманки.

Это не даст 100% гарантии от появления ошибок в будущем, однако избавит от необходимости приобретения нового катализатора.

Удаление катализатора с чип-тюнингом (сменой прошивки ЭБУ) стоит дороже, чем удаление ката с установкой обманки. Но только с чип-тюнингом можно полностью гарантировать отсутствие проблем по катам в будущем.

Причины поломки

Главная причина выхода катализатора из строя раньше заявленного производителем срока службы — низкое качество топлива. Если топливная смесь не успевает полностью сгорать в цилиндрах, процесс догорания завершается в коллекторе и катализаторе. А это ведет к оплавлению внутренней структуры устройства, что постепенно ухудшает прохождение через него выхлопных газов.

Другие причины выхода из строя:

  • механические повреждения конструкции и внутренностей вследствие наездов на препятствия, сильной тряски и т. п.,
  • агрессивная среда (перепады температуры, дорожные реагенты),
  • сам конвертер низкого качества (не оригинальный),
  • проблемы с зажиганием и ДВС в целом (особенно, если они связаны с увеличением продуктов работы двигателя в отработанных газах).

Снимать или не снимать?

Итак, вы столкнулись с окончательным выходом из строя катализатора и невозможностью его реанимации. Удалять устройство или нет?

  • Без него ухудшается качество выхлопа: оно начинает соответствовать стандартам ЕВРО 2. Считается, что при этом становится затруднительным прохождение ТО. Однако нам этот довод кажется сомнительным: катализаторы ставятся только на инжекторы, к тому же машины обязательно электронизированы. Как-то же проходят техосмотр Лады с 1 по 7 модель;
  • Автомобиль по мощности начинает превосходить предыдущие показатели, что прольется бальзамом на душу хозяина.
  • В плюсы записываем и меньшее потребление топлива. Сокращение порой достигает 10-15%;
  • По минусам список оказывается довольно внушительным. Прежде всего – это почти 100% появление в отчетности ошибок и непрерывное горение Check engine. Кто-то способен безразлично к этому относиться, кого-то это будет раздражать, но главное – появляется вероятность пропустить серьезное предупреждение о других неполадках в автомобиле;
  • Глушитель станет работать хуже. Мало того, прогорать он будет быстрее, поскольку в него начнут прорываться отработанные газы с недопустимо высокой температурой. Плюс выхлоп приобретет громкий и неприятный отзвук. Вероятно появление огня из выхлопной трубы;
  • Работа двигателя станет шумнее; вероятна передача вибрации на салон.

На наш взгляд, плюсы и минусы удаления катализатора сочетаются с преобладанием последних. Окажется совершенно недостаточно просто вырезать его: слишком многое при этом теряется. Как минимум, понадобится пламегаситель вместо катализатора. А чтобы убрать постоянное напоминание Check engine, нужно ставить еще и обманку лямбда-зонда вроде «Стронгера».

Причем во многих случаях обманки оказывается недостаточно, и вопрос приходится решать монтажом последовательного R-C фильтра. Все работы в совокупности, даже если проводить их с участием авто-мастеров, оказываются все равно дешевле (и намного!) нового катализатора. Однако до его поломки лучше все же за ним поухаживать, чтобы он прожил по возможности дольше.

Принцип работы катализатора.

Принцип работы катализатора

Устройство катализатора

Катализатор устройство которым оснащены все современные автомобили. Представляет собой, металлический бочонок установленный в состав глушителя. Внутри катализатора, если его предварительно демонтировать можно увидеть сетку (фильтры). Ячейки сеток образуют своеобразные соты, напоминающие пчелиные, но более удлиненные и полые внутри. При производстве сот обычно использую либо специальный керамический состав, либо сталь с напылением иридия. Благодаря такой конструкции фильтр может обработать большее количество отработанных газов поступающих из двигателя.

Перед катализатором и после него установлены датчики кислорода (Лямбда-зоны) их основная функция контроль и регулировка уровня загрязненности газов до и после попадания в катализатор.

Принцип фильтрации отработанных газов в катализаторе.

Устройство работы катализатор автомобиля сравнимо с мусороперерабатывающим заводом и фильтром. Газы выпущенные из цилиндров попав в катализатор начинают фильтроваться в сотах. При этом за счет высокой температуры газов, катализатор нагревается и в нем начинает происходить процесс догорания окисления попавших газов. После завершения реакции из катализатора вместо трудно разложимых веществ, выходят практически нейтральные соединения, не так вредные для окружающей среды и человека.

  Причины выхода из строя

Как уже говорилось ранее, данный узел создан для того, чтобы от передвижения автомобиля наносился меньший вред окружающей среды. К сожалению рабочий ресурс данной детали гораздо меньше, чем ресурс работы автомобиля в целом. При стандартной эксплуатации автомобиля, ресурса катализатора хватит, при условии заправки качественным топливом, хватит на шесть — семь лет, может немногим больше. Фильтры катализатора в форме сот, начинают выгорать под воздействием времени и высоких температур. Так продолжается до момента, когда на одометр не покажет 200000 км, в 90% случаев катализатор не выполняет свои функции надлежащим образом, тоесть обрабатывать и фильтровать выхлопные газы.
Выход из строя катализатора сопровождается появлением на приборной панели сообщения об ошибке (красная лампочка «Check engine»). Проверка у мастера-инжекторщика покажет, что настало время менять или удалять катализатор.
удаление катализатора

В случае если автомобилисту приходится заправляться топливом низкого качества. Чтобы войти в гост по актановому числу, некачественный бензин искусственно пичкают комплектом присадок к топливу, в основе которых лежит свинец. При использовании такого топлива температура выделяемая при горении гораздо выше, чем при использовании нормальных марок бензина, например АИ-95 и АИ-98. Свинцовые примеси находящийся в отработанных газах под воздействием высокой температуры, начинают оплавляться в «сотах» фильтра, тем самым забивая их. В результате автомобиль не может правильно отводить отработанные газы, в результате чего лямбда-зон вновь начинает сообщать об ошибке, зажигая на приборной пенале лампочку «Check engine».

Цена замены катализатора

Катализатор — рабочий узел в производстве которого используют благородные, редкоземельные металлы, стоит очень дорого. Например средняя цена на отечественный автомобиль — 10 тысяч рублей. На иномарках стоимость еще больше, от 30 тысяч и выше.

Причины поломки

Главная причина выхода из строя раньше заявленного срока службы — низкое качество топлива. Если топливная смесь не успевает полностью сгорать в цилиндрах, процесс догорания завершается в коллекторе и катализаторе. А это ведет к оплавлению внутренней структуры устройства, что постепенно ухудшает прохождение через него выхлопных газов.

Другие причины выхода из строя:

  • механические повреждения конструкции и внутренностей вследствие наездов на препятствия, сильной тряски и т. п.,
  • агрессивная среда (перепады температуры, дорожные реагенты),
  • сам конвертер низкого качества (не оригинальный),
  • проблемы с зажиганием и ДВС в целом (особенно если это ведет к увеличению продуктов работы двигателя в отработанных газах).

Снижение эффективности катализатора

Со временем катализатор постепенно теряет свою способность очищать выхлопные газы, и автомобиль по экологичности выбросов перестает соответствовать своей норме (например, Евро 4, Евро 5). И если автомобиль, оборудован вторым лямбда-зондом, расположенным после катализатора, и являющимся диагностирующим (примерно с 1999 года он уже стоит практически на всех машинах), то на панели приборов загорается ошибка, которая при компьютерной диагностике чаще всего имеет номер P0420 и расшифровывается как «Степень преобразования каталитического конвертера ниже порогового значения», «старение катализатора», «недостаточная эффективность катализатора» и т.п. Понятное дело, что эта ошибка также появится, если катализатор удалить. Что надо делать? В большинстве случаев эта ошибка совершенно никак не влияет на работу двигателя и не отражается на езде машины, но многих автовладельцев вполне обоснованно не устраивает посторонняя «лампочка», постоянно горящая перед глазами, и они хотели бы сделать так, чтобы она не горела. Есть три способа убрать ошибку. Первый – установка нового оригинального или универсального катализатора, что, собственно, и предусмотрено автопроизводителями и законодательством во всем цивилизованном мире. Действительно, можно купить новый катализатор, но никто этого не делает из-за высокой цены нового катализатора. Новый оригинальный катализатор – недешевая деталь, которая обойдется в сумму от нескольких сотен долларов до тысячи и даже больше. Поэтому в нашей стране новый катализатор, тем более оригинальный, никто по своей воле не ставит. Но есть более бюджетная альтернатива «оригиналу» – новый универсальный катализатор. Правда, это решение подходит не всегда. В некоторых случаях, когда родной катализатор имеет слишком специфическую форму и расположение, подобрать подходящий по размеру универсальный может оказаться затруднительно. Кроме того, они, как правило, китайского производства, и их ресурс и прочность самой керамики существенно ниже, чем у оригинала. Поэтому в случаях, когда установка универсального катализатора является оптимальным решением, мы предлагаем его исключительно в металлическом исполнении, так как металлические соты по крайней мере не подвержены рассыпанию на куски в отличие от хрупкой керамики. Вообще следует понимать, что катализатор – это такая вещь, сохранность и срок службы которой в меньшей степени зависят от самого катализатора, а в основном определяются условиями, в которых он работает. Техническая исправность двигателя, в частности нормальная работа топливной системы и системы зажигания, позволяют катализатору служить долго. Именно поэтому, покупая катализатор, вы никогда не получите какой-либо серьезной гарантии на него, даже если берете оригинал у официального дилера. Слишком много внешних факторов способны оказывать негативное влияние на ресурс катализатора.

Второй способ убрать ошибку «по катализатору» – поставить под второй лямбда-зонд специальную проставку, которая также известна как «обманка лямбда-зонда». Эта обманка уменьшает количество выхлопных газов, поступающих к лямбда-зонду, а если она усовершенствованная, с маленьким катализатором внутри, то этот выхлоп еще и проходит некоторую очистку. В результате лямбда-зонд подает на блок управления сигналы, соответствующие исправно работающему катализатору, поэтому ошибка не загорается. Если обманка лямбда-зонда не помогает, есть третий способ – программное отключение второго лямбда-зонда. Эта процедура известна как «перепрошивка на Евро-2». Перепрошивка заключается в редактировании заводской настройки блока управления двигателем («мозгов») таким образом, что в ней второй лямбда зонд никак не фигурирует и не опрашивается, а в остальном двигатель работает так же, как и прежде. Однако такое решение применимо не для всех машин, очень много тут зависит от года выпуска и модели блока управления. Также в некоторых случаях программное устранение ошибки возможно лишь путем увеличения пороговых значений сигнала со второго лямбда-зонда, а сам датчик при этом должен оставаться на месте и быть исправным.

Удаление катализатора своими руками

Повалявшись некоторое время в снегу, я понял, что без смотровой ямы эта задача трудноосуществима, так как я не только удалял катализатор, но и менял всю выхлопную систему (об этом можно почитать здесь ).

С горем пополам нашел доброго человека, который любезно предоставил свой гараж на пару часов.

Собственно, всё мероприятие начинается со снятия защиты двигателя (если установлена) и демонтажа катализатора.

Откручиваем пять болтов крепления защиты. Два спереди

И три сзади

Попутно вспоминаем несколько нехороших слов, когда вся гадость с дорог капает за шиворот

Далее берём щётку по металлу и очищаем места крепления катализатора с приёмной трубой. Наносим проникающую смазку. Пытаемся открутить три гайки (обведено желтым) и один болт (обведено красным).

Болт должен пойти легко, а вот гайки — не факт.

Совет: Если работы проводите в мороз, тогда можно запустить двигатель и прогреть немного катализатор. Так металл шпилек будет не таким хрупким, а проникающая смазка будет лучше действовать.

В моём же случае было достаточно выломать/открутить/срезать только гайку, которая крепит кронштейн к приёмной трубе и открутить болт крепления к двигателю, так как я менял всю выхлопную систему и, соответственно, целостность элементов конструкции мне была не нужна.

Теперь откручиваем три болта крепления термоэкрана (указано стрелкой) и разъединяем коннектор лямбда зонда (обведено кругом)

Обычно болты срываются без особого труда, но откручиваются с трудом. Поэтому имеет смысл немного окрутить болт, нанести проникающую смазку, снова закрутить и открутить болт. Так проделывать, пока он не открутится полностью. Сильно напрягаться не следует, так как болт можно легко сломать и это будет большая печаль.

Снимаем термоэкран, продевая провод лямбда зонда в отверстие термоэкрана.

Видим три гайки крепления катализатора к выпускному коллектору. Очищаем и наносим проникающую смазку

Эти гайки обычно откручиваются без особых проблем.

Вот демонтированный катализатор с куском приёмной трубы, отломанной в месте соединения с гофрой.

Вот сам каталитический нейтрализатор

Пол дела сделано. Это тот случай, когда ломать тяжелее, чем строить

Теперь у нас должны быть заготовлены:

  • проставка — 170 грн.
  • шесть специальных болтов с гайками — в сумме 30 грн.
  • две прокладки — бесплатно в комплекте с проставкой. Прокладки сверху и снизу разные по форме!

На фото — это первая и вторая прокладки, третья — это для соединения приёмной трубы с резонатором. Она Вам не нужна, если не меняете приёмную трубу.

Теперь наживляем по очереди все шесть болтов.

Совет: Не затягивайте сразу болт, который устанавливаете. Установите все болты и только тогда приступайте к их затягиванию. Это поможет лучше отцентрировать проставку и избежать возможных перекосов.

Вот вид снизу

Всё подошло без каких-либо танцев с бубном. Первое время, правда, был запах выгорания краски, который засасывался через систему кондиционирования в салон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector