Классификация моторных масел
Содержание:
- Вязкость моторного масла
- Общие сведения о моторных маслах
- Семь классов моторных масел
- Как правильно выбрать моторное масло для автомобиля
- Классификация масел по ACEA ↑
- От чего зависит выбор
- Сульфатная зольность, щелочное число.
- Срок годности моторного масла
- Вязкость, какую роль она играет?
- Критерии выбора смазки для дизельного ДВС
- Из чего делают масло
- Группы моторных масел и области их применения
- Задачи смазки, износ мотора
- Статьи по теме
- Маркировка автомасел
- Индивидуальный шифр
Вязкость моторного масла
Этот показатель напрямую влияет на качество эксплуатации продукта. Заправленное масло в двигатель образует масляную пленку на поверхностях деталей. Во время рабочего функционирования силового агрегата происходит трение металлических элементов друг об друга. Масляная пленка предохраняет узлы и детали от сухого трения, предотвращая износ и увеличивая жизненный цикл двигателя внутреннего сгорания. Она должна проникать во все места и зазоры внутреннего устройства двигателя, при этом сохранять свою молекулярную структуру в различных условиях эксплуатации. При этом подразумевается воздействие высоких температур и давления. Сохранение своих структурных смазывающих способностей является определяющим понятием вязкости любого смазывающего средства, в том числе масла SAE 30.
Общие сведения о моторных маслах
Моторные масла – высокотехнологичный, сложный и тонко сбалансированный по составу смазочный материал, выполняющий в двигателе целый ряд функций:
- разделение движущихся деталей
- охлаждение горячих поверхностей
- смывание и удаление загрязнений
- защита от коррозии
Пленка масла, разделяющая детали и обеспечивающая легкий пуск двигателя при низкой температуре, должна сохраняться и на горячих деталях. Наличие пленки в основном определяет противоизносные свойства, а в местах ее разрыва вступают в действие антизадирные присадки. Пленка масла, нанесенная на стенки цилиндра в ходе сжатия, первой встречает фронт пламени на рабочем ходу и защищает поверхностный слой металла от термического удара.
Использование недостаточно качественного моторного масла ведет к образованию в камере сгорания отложений из частиц кокса (результат неполного сгорания топлива) и смолистых веществ (термическое разложение остатков масла). Отложения вызывают сбой зажигания, а также заполняют канавки на поршне, что уменьшает подвижность поршневых колец. В дальнейшем под воздействием тепла отложения твердеют, происходит залегание или расклинивание колец. В результате они не прилегают к стенкам цилиндра и не обеспечивают компрессию в цилиндрах, мощность падает, усиливается прорыв газов в картер, растет расход масла. Расклинивание колец вызывает интенсивный износ цилиндропоршневой группы. Возможно также образование черного шлама в самом масле, способствующего закупориванию фильтров и масляных каналов.
Наиболее известная классификация моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств, используемая в международном масштабе, – классификация API (American Petroleum Institute). Она подразделяет моторные масла на две категории. К категории «S» (Service) отнесены масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, к категории «С» (Commercial) – дизельные масла для грузовых автомобилей, тягачей, внедорожной строительной и сельскохозяйственной техники. В каждой из этих категорий уровни эксплуатационных свойств масел обозначают первыми буквами латинского алфавита. Введение в классификацию API каждого нового класса было обусловлено существенным ужесточением требований к эксплуатационным свойствам масел нового поколения.
Ресурс, надежность и безопасность эксплуатации современных транспортных средств в большой степени зависят от качества и свойств применяемых смазочных материалов.
Моторные масла – это масла, предназначенные для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Их главная функция – уменьшение трения и износа деталей двигателя. Однако моторные масла должны обеспечивать выполнение и ряда других функций, не менее важных для работоспособности двигателей в течение заданного ресурса, а именно:
- предотвращение прорыва газов из надпоршневого пространства в картер путем уплотнения лабиринта поршневых колец и обеспечения их подвижности
- охлаждение поршней, подшипников коленчатого вала и других деталей
- защита двигателя от коррозии при работе и во время длительной стоянки
- предотвращение образования нагара и лакообразных отложений, нарушающих теплоотвод от поршней и подвижность поршневых колец
- нейтрализация кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива
- обеспечение быстрого увеличения давления в смазываемых узлах при холодном пуске двигателя
- предотвращение выпадения осадков в картере, маслопроводах, на сетке маслоприемника, под крышкой механизма газораспределения, крышкой привода агрегатов
Кроме того, моторные масла должны быть совместимы с материалами уплотнителей (резинами) и катализаторами нейтрализатора отработавших газов, не должны оказывать отрицательного влияния на работоспособность свечей зажигания и вызывать преждевременное воспламенение рабочей смеси из-за образования зольных отложений в камерах сгорания.
В современных высокофорсированных двигателях работоспособны только легированные масла, т. е. масла, содержащие присадки – синтетические добавки к базовому маслу, придающие ему необходимые свойства или усиливающие природные свойства базового масла. Содержание присадок составляет до 10-15 % моторного масла.
Семь классов моторных масел
Американской ассоциацией автомобильных инженеров была разработана классификация моторных масел (в основе показатель степени вязкости для различных рабочих температур, при которых сохраняется безопасность работы мотора).
Все масла, согласно международной классификации, разделены на 7 классов: три летних класса и четыре — зимних.
У сезонных масел двойное обозначение (скажем, 15W-40, 20W-40). Аббревиатура SAE на этикетке масла обозначает показатель вязкости.
Далее идут цифры, которые разделяет тире, и английская буква W, которая обозначает – зима (Winter).
Первые цифры в записи 15W-40 означают, что мотор двигателя можно запустить при температуре -25С. Чтобы вычислить эту цифру нужно вычесть от цифры, которая стоит перед буквой W значение 40.
Получив разность этих чисел, мы будем знать минимальное значение температуры, при котором двигатель будет работать, не изнашивая деталей.
Если от цифры 15 (перед W) вычесть число 35, разность этих чисел будет обозначать минимальное значение температуры запуска двигателя.
На этом конкретном примере этот показатель будет равен -20С, это означает, что при этой температуре можно запустить двигатель.
Первая цифра показывает, что это масло для зимнего использования (5-15W является зимним маслом).
Если эта цифра имеет низкий показатель, значит, масло производили специально, чтобы использовать в условиях крайнего севера (0W – особое масло для северных районов). Цифра после тире — это показатель высокотемпературной вязкости.
Этот комплексный параметр обозначает наибольшую и наименьшую вязкость масла при прогретом работающем моторе.
Чем это значение выше, тем вязкость больше. Для специального использования предназначено масло с показателем выше 140. Если второе значение выбрано не правильно, это повлияет на износ двигателя.
Полезно знать про допуски и спецификации моторных масел VW (фольксваген), Acea, Форд, Мерседес, Рено, Тойота, Нисан, BMW, Ауди, Мазда, Митсубиси, Шкода.
Характеристику масла нужно читать на упаковке. Современные синтетические масла могут иметь вязкость 10W-60, 10W-40, 20W-60, 15W-50. Необычную вязкость могут иметь минеральные масла (например, 10W-30).
Температурные режимы работы популярных марок моторных масел по SAE.
Если автомобиль часто и подолгу используется, многие автолюбители выбирают масла, имеющие летний индекс от 50 до 60 градусов.
Но эти масла выпустили не так давно и предназначены они для спортивных автомобилей современного производства.
У новых спортивных машин двигатель испытывает большую нагрузку, обороты мотора тоже высокие, поэтому и температуры высокие.
Спортивное масло, имеющее высокий индекс вязкости не даст никакого преимущества, а масляная пленка на деталях двигателя может быть разрушена, это приведет к быстрому износу деталей или поломке.
Подведя итог, можно сказать, что классификация моторных масел SAE имеет большое значение при выборе последних для той или иной марки автомобиля.
Если Вы хотите, чтобы двигатель вашей машины всегда работал без перебойно, то подбирайте для него только правильные масла.
Как правильно выбрать моторное масло для автомобиля
Самый правильный подход при выборе моторного масла для автомобиля – это следование рекомендациям автопроизводтеля. В каждой сервисной книжке (а также в инструкции по эксплуатации автомобиля) описаны параметры моторного масла, которое можно заливать в двигатель.
Существует несколько основных параметров, позволяющих правильно выбрать моторное масло для автомобиля:
- Тип моторного масла. В зависимости от своей основы моторные масла бывают минеральными, полусинтетическими и синтетическими. Многие считают, что тип моторного масла можно определить по его вязкости (например, 15w-40 – это минеральное, 10w-40 – полусинтетическое, а 5w-40 – синтетическое), но это не так! О том, в чем разница между синтетикой, полусинтетикой и минеральным маслом, а также что лучше заливать для двигателей с пробегом, мы расскажем чуть ниже.
- Классификация моторного масла по качеству: ILSAC (азиатская), API (американская) и ACEA (европейская). Все эти классификации указывают на одно и то же, поэтому нет необходимости искать в сервисной книжке все три обозначения – достаточно будет и одного. А вот на банке с маслом вы, скорее всего, найдете примерно такую надпись: «Соответствует требованиям: ACEA A5/B5; API SN/SM; ILSAC GF-5».
Выпишите из руководства по эксплуатации авто или сервисной книжки все эти требования себе на листик, после чего можно будет отправиться в автомагазин и выбрать моторное масло с нужными характеристиками любого понравившегося вам производителя.
В некоторых сервисных книжках бывают указаны масла определенных марок и производителей – это нарушение антимонопольного законодательства. Имейте в виду, вас не могут обязать заливать масло какого-то конкретного производителя, вам его просто рекомендуют, и при необходимости это сможет доказать любой юрист.
Одобрение от мировых автопроизводителей имеют многие бренды ведущих производителей автомобильных масел. К ним относятся, например, Liqui Moly, BP, ESSO, Texaco, Shell, Castrol, ZIC, Mobil, Elf, Total, Лукойл и другие. Поэтому выбор марки и производителя моторного масла полностью зависит от ваших предпочтений и финансовых возможностей.
Также стоит отметить, что интервалы замены масла определяются исключительно производителем двигателя автомобиля и больше никем другим. Поэтому не стоит серьезно относиться к рекламным надписям на этикетках, обещающих повышенный срок службы 30, 40 или даже 50 тысяч километров – масло вам все равно придется менять, согласно срокам предусмотренным автопроизводителем.
Классификация масел по ACEA ↑
ACEA представляет собой ассоциацию европейских автопроизводителей, выдвигающих особые требования к экологической составляющей использования масел. В её состав входят такие известные компании как БМВ, «Даймлер», «Пежо», «Ситроен», «Рено», «Фольксваген», «Тойота» и «Форд». Поэтому, покупая один из автомобилей этой марки, вы можете столкнуться с требованием пользоваться конкретным видом смазки.
Классификация моторных масел, действующая на сегодняшний день, создана ACEA ещё в 2004 году. Она объединяет смазки для всего легкового транспорта, работающего на бензине или дизтопливе, в одну категорию. Однако, специально для старых авто, которым могут не подходить новые материалы, их производители иногда ставят дополнительно старые классы по ACEA, 2002 года
И, имея в своём распоряжении старую машину, стоит обращать внимание на обе маркировки
Обозначения в классах АСЕА нужны для того, чтобы определить, к какому двигателю они лучше подходят. На сегодняшний день таких категорий всего три:
- А/В – для дизельных и бензиновых агрегатов легкового транспорта (A – для моторов, работающих на бензине, B – для дизтоплива);
- С – новый класс по ACEA, предназначенный для автомобилей, созданных для соответствия самым последним нормам по выхлопам Euro-4 и более поздних редакций;
- Е – масла для тяжелого транспорта.
Если расписать смазки по категориям, которые могут встретиться водителю обычного легкового авто, стоит отметить следующие классы:
- ACEA A1/B1, для автомобилей с возможностью использования смазочных материалов, снижающих трение и масловязких при высоких скоростях сдвига и температурах. Подходят далеко не всем автомобилям;
- A3/B3 – серия, стойкая к механическому разрушению и использующаяся в форсированных моторах, а также в обычных двигателях при превышении интервала замены масел или эксплуатации в тяжёлых условиях (например, постоянных поездках);
- ACEA A3/B4, для моторов высокой мощности с системой непосредственного впрыска;
- A5/B5 – продукт для высокопроизводительных силовых агрегатов, где допускается применение снижающих вязкость масел.
- ACEA С1, стойкие к разрушению и используемые в машинах с трёхкомпонентными катализаторами и сажевыми фильтрами. Обладают пониженной зольностью и содержанием фосфора, что повышает эксплуатационный срок фильтров и экономит топливо;
- C2, продукция с теми же характеристиками, что и C1, но подходящая для транспорта с мотором, где возможно применение снижающей трение смазки;
- ACEA C3, для экологичных моторов, укомплектованных сажевыми фильтрами и агрегатами нейтрализации;
- C4 – масла для силовых агрегатов, соответствующих повышенным требованиям Euro для выхлопов и требующих пониженной концентрация фосфора, золы и серы.
От чего зависит выбор
Прежде всего необходимо обращать внимание на советы изготовителя, отмеченные в сервисной книжке или инструкции на транспортное средство. Если рекомендуется заливать 10W-40, то 10W-50 при рабочей температуре двигателя будет более вязким, чем нужно
Смазывание деталей мотора ухудшается, что негативно сказывается на работоспособности агрегата и приводит к его скорейшему износу. Залитое масло 15W-40 приведёт к затруднённому запуску двигателя зимой. Такая замена допустима, если автомобиль хранится в отапливаемом гараже
Если рекомендуется заливать 10W-40, то 10W-50 при рабочей температуре двигателя будет более вязким, чем нужно. Смазывание деталей мотора ухудшается, что негативно сказывается на работоспособности агрегата и приводит к его скорейшему износу. Залитое масло 15W-40 приведёт к затруднённому запуску двигателя зимой. Такая замена допустима, если автомобиль хранится в отапливаемом гараже.
Применение масла с вязкостью, существенно превышающей рекомендованную, чревато масляным голоданием. Насос не сможет поставлять нужное количество густого продукта через масляные каналы. В результате недостаточной смазки трущиеся детали будут изнашиваться быстрее.
Более текучий продукт не будет образовывать масляную плёнку во время работы двигателя на высоких оборотах, что плохо отразится на эффективности и долговечности агрегата. Велика вероятность утечки горячего масла через манжеты коленвала.
Покупая масло для своего автомобиля, владелец также должен учитывать:
- Тип и год выпуска двигателя (часто не совпадает с датой выпуска автомобиля);
- Условия эксплуатации автомобиля: лёгкие (езда по городу без нагрузок в умеренном климате), средние (трасса/город с небольшими нагрузками в умеренном климате), тяжёлые (перевозка больших грузов, езда на высоких оборотах, бездорожье, тропические или северные районы).
Перед покупкой необходимо внимательно изучить маркировку на упаковке.
Маркировка на упаковке расскажет о том, подойдёт ли вам этот типа масла или нет
Зависимость от пробега
Выбор масла напрямую зависит от пройденного километража:
- При пробеге до 50 тыс. км нужно применять моторное масло 5W-30 или 10W-30 всесезонно;
- В двигатель авто с пробегом больше 100 тыс. км желательно заливать летом масло 10W-40 или 15W-40, зимой — 5W-30 и 10W-30, всесезонно — 5W-40;
- В мотор автомобиля с пробегом больше 300 тыс. км рекомендуют лить летом масло 15W-40 и 20W-50, зимой — 5W-40 и 10W-40, всесезонно — 5W-50.
В двигатели старых автомобилей с большим пробегом лучше заливать полусинтетику, которая обладает повышенной вязкостью минеральных масел и в то же время имеет хороший пакет синтетических присадок.
Зависимость от типа двигателя
Как говорилось ранее, масло в дизеле медленнее теряет смазочную способность, однако гораздо быстрее окисляется. Именно поэтому для бензиновых и дизельных агрегатов подходят масла с различными характеристиками.
Если используется универсальный продукт с двойной маркировкой, первые буквы должны обозначать тип мотора, в который будет заливаться масло.
Какое масло заливать на зиму
При морозах двигатель очень чувствителен к составу масла. Часто именно зимой он подвергается масляному голоданию, поэтому чем меньше вязкость, тем лучше. Во время запуска мотор испытывает большие нагрузки, равные пробегу в несколько сотен километров, потому что застывшее масло не успевает прокачаться к трущимся деталям и они некоторое время работают всухую.
Кроме того, нужно учитывать место зимней стоянки: при хранении автомобиля на открытом воздухе замёрзшее масло не позволит двигателю завестись. Специалисты настоятельно рекомендуют заливать на зиму в двигатель «морозостойкие» масла.
Зависимость вязкости от температуры определяет границы использования моторного масла
Желательно поменять масло перед наступлением холодов, если автомобиль за год проехал не менее 7 тыс. км.
На зиму рекомендуется заливать полусинтетику и синтетику, так как данные масла обладают следующими способностями:
- На протяжении всего периода использования сохранять первоначальные характеристики;
- Защищены от воздействия негативных факторов на эксплуатационные качества;
- Упрощают запуск двигателя при низких температурах.
Так как масла для дизельных двигателей имеют небольшой срок эксплуатации, то не имеет смысла на зиму заливать всесезонку, и лучше воспользоваться зимними составами.
Сульфатная зольность, щелочное число.
Эти характеристики говорят нам о химической составляющей масла. Для начала разберёмся с сульфатной зольностью. Бытует мнение, что эта характеристика говорит о количестве присадок в масле и, соответственно, о его качестве. Строго говоря, это неверно, поскольку сейчас существует немало беззольных присадок. А на самом деле это число обозначает количество неорганических солей (золы), остающихся после сгорания/выпаривания масла. Необязательно это сульфаты, просто ими (читай «серой» в их составе) пугают алюминиевые двигатели с покрытиями, боящимися серной кислоты. Если вкратце, зола портит сажевые фильтры у дизелей и каталитические нейтрализаторы у бензиновых машин, но это если машина жрёт масло. В любом случае количество серы в топливе гораздо более критично, чем в масле. Для полнозольных масел показатель зольности >1% от общей массы.У малозольных 0.5 — 0.9% (они, в свою очередь делятся на собственно малозольные и среднезольные масла с границей около 0.5 — 0.6% от массы). Общее щелочное число — характеристика того, насколько долго сможет масло нейтрализовывать кислоты. Физически это количество гидроксида калия (KOH) эквивалентного по нейтрализующему воздействию пакету присадок в данном масле. Т.е. eсли TBN (Total Base Number – общее щелочное число) масла равен 7.8, то содержащиеся в нём присадки обладают такой же нейтрализующей способностью, как 7.8 мг KOH на грамм масла. Чем больше это число, тем дольше масло будет сопротивляться процессам окисления (можно проехать побольше до замены масла).
Срок годности моторного масла
С технической точки зрения, моторные масла имеют срок годности от четырех до пяти лет. Однако по истечении нескольких лет неиспользованные моторные масла могут устареть и перестанут соответствовать техническим требованиям современных двигателей.
Технические характеристики регулярно обновляются на основе результатов тестирований и требований, предъявляемых к двигателям.
Это может коснуться владельцев новых автомобилей, у которых осталось моторное масло, купленное для предыдущей машины. Масло, которому уже несколько лет, может не соответствовать требованиям, предъявляемым к новому двигателю.
Если у вас есть неоткрытая канистра с моторным маслом, которому больше трех лет, прочтите этикетки, чтобы убедиться, что оно соответствует последним отраслевым стандартам.
Если масло действительно соответствует современным стандартам, то перед его использованием целесообразно принять дополнительные меры предосторожности, сделав анализ масла. Анализ масла позволит проверить его ключевые свойства и убедиться, что оно по-прежнему соответствует оригинальным производственным характеристикам
Конечно, затраты на проведение анализа старого масла, вероятно, перевесят расходы на покупку свежего
Анализ масла позволит проверить его ключевые свойства и убедиться, что оно по-прежнему соответствует оригинальным производственным характеристикам. Конечно, затраты на проведение анализа старого масла, вероятно, перевесят расходы на покупку свежего.
Так что это палка в двух концах. Как правило, чем проще состав масла, тем дольше срок его хранения.
Вязкость, какую роль она играет?
Моторные жидкости разрабатывают под определенные типы двигателей автомобилей, учитывают конструктивные особенности силового агрегата, добавляют к базе автомасла химические присадки, обеспечивающие нормальную работу определенного типа мотора. Недопустимо использовать смазочные материалы, разработанные для бензиновых двигателей в моторах, работающих на ДТ.
Машинные масла по вязкостным характеристикам разделены таким образом:
- летние;
- зимние;
- всесезонные.
Важным параметром для классификации моторных смесей является вязкость — стабильность структуры жидкости при различных температурных режимах, ее способность проникать во все узлы мотора для защиты силового агрегата от износа. При выборе марки автомасла необходимо руководствоваться рекомендациями производителя авто, применение качественной, но не соответствующей по вязкости моторной жидкости может привести к поломке двигателя.
Для изношенных приводов используют более вязкие автомобильные масла, жидкости с большей текучестью применяют в новых моторах. Неправильно подобранное машинное масло не сможет создать защитную пленку на элементах мотора нужной толщины — это приведет к сухому трению деталей привода.
Критерии выбора смазки для дизельного ДВС
Как уже было отмечено, принципы работы дизельных и бензиновых моторов различаются.
Почему моторное масло быстрее теряет свои эксплуатационные качества в ДВС, работающих на солярке:
- двигатель функционирует под большей тепловой нагрузкой;
- в отработанных газах содержится много сажи, нейтрализовать которую могут моющие присадки;
- на детали агрегата оказывают воздействие значительные ударные нагрузки, разрушая масляную пленку;
- дизельное топливо отличается высокой концентрацией серы;
- продукты сгорания, находящиеся под большим давлением, периодически проникают в картер двигателя, что вызывает окисление масла, а также частичную потерю им эксплуатационных характеристик.
Все вышеперечисленное влияет на свойства смазки. Она быстро стареет, окисляется и теряет свои моющие, очищающие и защитные характеристики. Поэтому и менять ее следует чаще.
Чтобы дизельный силовой агрегат сохранял работоспособность как можно дольше, важно выбрать смазочную жидкость, сохраняющую стабильность всех параметров в течение длительного времени
Советы по выбору моторного масла для дизельных моторов
Классификация смазки, подходящей для использования в дизельных агрегатах, практически не отличается от разделения по категориям масла, работающего в бензиновых ДВС.
Стандарт по SAE
Зависимость вязкости смазочной жидкости от климатических условий относится к наиболее важной характеристике, на которую следует обращать внимание при ее выборе. Маркировка состоит из двух цифр и буквы W (для всесезонного масла, которое сегодня используется практически всеми автовладельцами). Перед литерой располагаются цифровые обозначения, определяющие условия холодного старта
Чем меньше цифра, тем лучше прокачиваемой будет смазка на морозе. Второе значение определяет текучесть жидкости при нормальных условиях эксплуатации прогретого двигателя
Перед литерой располагаются цифровые обозначения, определяющие условия холодного старта. Чем меньше цифра, тем лучше прокачиваемой будет смазка на морозе. Второе значение определяет текучесть жидкости при нормальных условиях эксплуатации прогретого двигателя.
Соответствие цифровых значений в маркировке моторного масла и температурных показателей окружающей среды приведены в таблице:
Если выбрать смазку с таким порогом кристаллизации, при котором она потеряет свою текучесть в холодное время года, двигатель авто просто не запустится. А слишком жидкое масло при положительных значениях температуры не сможет создать достаточно прочную защитную пленку.
Стандарт API
В соответствие с этой классификацией моторное масло разделяется в зависимости от своих качественных характеристик. В этой маркировке первая литера «С» обозначает применимость смазки для использования в дизельных двигателях, а «S» – в бензиновых.
Из чего делают масло
Моторное масло производят из базового масла и комплекта присадок, которые призваны помочь бороться с износом двигателя. У всех масел разные базовые масла и разные присадки.
Дешевле всего минеральное масло. Оно состоит из базового минерального масла, изготовленного из нефти путём перегонки. В нём содержатся в основном самые дешёвые присадки, основные из них- противозадирная и моющая.
Самое продвинутое масло- синтетическое, базовое масло получается путём химического синтеза. Оно дороже минерального, но и по своим характеристикам значительно его превосходит.
Промежуточным является полусинтетическое масло, получаемое путём смешивания минеральной и синтетической основы.
Группы моторных масел и области их применения
В предложенной таблице приводится классификация масел в зависимости от области их применения:
Группа масел по ГОСТ | Группа масел по API | Область применения |
A | SB | Не форсированные двигатели (бензин, дизель) |
Б1 | SC | Малофорсированные двигатели, работающие на бензине |
Б2 | CA | Малофорсированные двигатели на дизельном топливе |
В1 | SD | Среднефорсированные двигатели, функционирующие на бензине |
В2 | CB | Среднефорсированные двигатели на дизельном топливе |
Г1 | SE | Высокофорсированные двигатели, функционирующие на бензине и эксплуатирующиеся в тяжелых условиях |
Г2 | CC | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе (без наддува, с умеренным наддувом) |
Д1 | SF | Высокофорсированные двигатели, работающие на бензине и эксплуатирующиеся в еще более тяжелых условиях, чем для группы Г |
Д2 | CD | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе (с наддувом) |
Е1 | SG | Высокофорсированные двигатели, работающие на бензине, эксплуатируемые в еще более тяжелых условиях, чем для группы Д |
Е2 | CF-4 | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе, эксплуатируемые в еще более тяжелых условиях, чем для группы Д |
Задачи смазки, износ мотора
Силовому агрегату автомобиля необходимо высококачественное масло. От него зависят показатели эксплуатации авто (к примеру, затраты топлива, количество пройденных километром между капремонтами). Эффективность уменьшения трения прямо зависит от состояния мотора, вида и качества автомасла, заливаемого в ДВС. Изготовители расходников производят различные типы смазок, предназначающиеся для определенных движков. Автопроизводители прописывают в эксплуатационных руководствах, какими характеристиками должна располагать оптимальная масляная жидкость, какие добавки должны в ней содержаться.
Общеизвестно, что все моторы имеют несколько стадий изнашивания:
- этап приработки;
- стандартное состояние;
- аварийный режим.
Двигатели с большим пробегом близки к аварийному режиму. Износ делается все сильнее, в результате это приведет к неисправностям. Для подобных силовых агрегатов созданы особые присадочные вещества, добавляющиеся в смазку. Они противостоят изнашиванию, формируют толстую смазочную пленочку, которая защищает запчасти и разделяет соприкасающиеся детали.
Рекомендуем: Замена ролика натяжителя ремня генератора — это надо знать
Статьи по теме
Как проверить моторное масло на качество и подлинность
Полная замена масла в АКПП: подробная инструкция
Масло выше уровня: чем грозит, что делать
Как проверить давление масла: причины низкого давления, способы проверки
Загорелась кнопка давления масла: причины и решение проблемы
Характеристики масел для двигателя: разбираемся с требованиями и маркировкой
Какое мало заливать в гидроусилитель и как часто его менять
Заправочный объем масла: особенности замены и измерения
Масло попадает в антифриз: признаки, причины и последствия
Где можно поменять масло, и как лучше это сделать
Какое масло заливать в мотор: стандарты, рекомендации, мнения
Присадки в трансмиссионное масло: есть ли эффект
Можно ли смешивать трансмиссионные масла и что делать, если это уже произошло
Марки трансмиссионных масел: для механической и автоматических коробок
Замена трансмиссионного масла: механика и автомат
Маркировка автомасел
Трудно установить, какое автомасло станет оптимально смазывать мотор машины, имеющей большой пробег либо сильно изношенные детали. Рекомендуется ознакомиться с эксплуатационным руководством, советами автопроизводителей, маркировками на емкостях с маслом.
Температурный режим работы моторных масел
Обыкновенно на этикетке большими буквами прописываются 2 значимых показателя: индекс загустения, вязкостный индекс. Например,10w30. Сначала идет «10». Число показывает индекс загустения масла. Чем он меньше, тем при более холодных условиях возможно нормально использовать смазку.
Далее следует «30». Это вязкость, приобретаемая маслом тогда, когда движок разогревается до ста градусов. Чем больше параметр, тем гуще нефтепродукт.
Буква «w» указывает на то, что масло возможно эксплуатировать в зимний сезон.
Если ДВС с трудом заводится зимой, желательно использовать расходник с низким индексом загустения (в особенности там, где температура меньше минус двадцати). В местах с очень морозными зимами нужно применять масло, имеющее индекс загустения 5 либо меньше.
Для того чтобы классифицировать автомасла, кроме спецификации SAE, применяется API. Маркируется нефтепродукт парой букв. Чем дальше 2-ая буква расположена в алфавите, тем выше качество автомасла. Для автомобилей с большим пробегом нужно использовать масло, у которого вторая буква в маркировке – «F».
Индивидуальный шифр
Чтобы выбор масляной жидкости был максимально быстрым и простым, стоит ознакомиться с принципом расшифровки индивидуального шифра, который есть у каждой продукции данной категории.
В коде указывается следующая информация:
- основа (синтетика, органика или полусинтетика);
- качество и предназначение согласно классификации API;
- показатели вязкости согласно классификации SAE;
- дата производства и номер партии.
С номером партии, датой производства и торговой маркой все предельно просто, сложности начинаются, когда дело доходит до остальных качественных обозначениях. Именно о них дальше и пойдет речь.