Чем и как смазать рулевую рейку

Стоит ли ремонтировать?

В вопросе, стоит ли ремонтировать рулевую рейку, ведется много дискуссий. Здесь нужно комплексно подходить к проблеме, и понимать, в чем причина неисправности.

Наиболее надежный и дорогой вариант — замена изделия на оригинал.

Но такое решение по карману далеко не всем автовладельцам, поэтому многие ищут варианты для экономии.

Как результат, покупается не оригинальная / контрактная рейка, способная прослужить еще много лет.

Альтернативное решение — покупка ремкомплекта с сальниками, втулками и пыльниками.

При выборе такого варианта важно отдать предпочтение качественному комплекту, ведь от этого зависит срок службы отремонтированной рейки. Также нужно доверить работу профессионалу по ремонту, у которого имеется достаточный опыт

Также нужно доверить работу профессионалу по ремонту, у которого имеется достаточный опыт.

Следовательно, для получения результата нужно обратиться в проверенное СТО и купить качественный ремонтный комплект. Это позволяет сэкономить, но нужно требовать гарантию на работы.

В случае с рулевой рейкой на ЭУР, как правило, предпочтение отдается ремонту, но не всегда это возможно, ведь даже на СТО чаще всего рекомендуют сразу делать замену.

Это связано с тем, что шлифовать при механической поломке здесь нельзя, а неисправности, связанные с электроникой, требуют больших временных затрат.

То есть, отремонтировать рулевую рейку с ЭУР возможно только при незначительной неисправности, характерной для механических аналогов. В ином случае, с вероятностью 90%, деталь идет под замену.

Если рассуждать с позиции производителей автомобилей, они вообще не приемлют ремонт и рекомендуют сразу менять механизм в сборе при любой поломке. Но так было не всегда.

Ориентировочно до 2005 года рулевые рейки считались обслуживаемыми, и многие официальные сервисы шли на замену отдельных запчастей. Теперь же этот узел является необслуживаемым.

Заводы-изготовители не продают оригинальные запчасти, поэтому восстановление устройства выполняется на свой страх и риск.

Владельцы автомобилей вынуждены покупать ремонтные комплекты на стороне и рассчитывать на их качество.

Диагностика

Для проверки усилителя в авто нужно демонтировать пластмассовую накладку на рулевой колонке, для этого открутите болты, фиксирующие ее снизу.

Затем вам нужно будет добраться до 8-контактного штекера, его распиновка следующая:

  • контакт голубого цвета подключается к замку зажигания, это питание 12 вольт;
  • контакт красно-коричневого цвета — это кабель подключения к тахометру;
  • серый контакт идет на контроллер скорости авто;
  • бело-розовый провод — контрольный индикатор усилителя;
  • черно-желтый контакт — это диагностическая линия;
  • следующий контакт пустой, провод к нему не подключен;
  • контакт коричневого цвета — это масса;
  • пустой.

Более точные результаты позволит получить проверка усилителя с помощью сканера. Но поскольку такое оборудование обычно можно найти только на СТО, можно попытаться проверить работу системы скрепкой.

Для проверки нужно сделать следующее:

  1. Сначала отключается зажигание.
  2. Затем, используя скрепку, необходимо замкнуть контакты под номерами 6 и 7 данного штекера, при этом сам штекер демонтировать не обязательно.
  3. Далее, зажигание нужно включить.
  4. Выполнив эти действия, индикатор поломки ЭУР, расположенный в приборной панели, начнет мигать, по количеству морганий можно определить поломку системы (автор видео — Гоша Вахромеев).
  • один длинный сигнал и один короткий — электроусилитель исправен;
  • один длинный и два коротких — нет сигнала оборотов мотора;
  • один длинный и три коротких — вышел из строя или отсутствует питание контроллера момента;
  • один длинный и четыре коротких мигания — проблемы в работе электродвигателя ЭУР;
  • один длинный и пять коротких — вышел из строя контроллер положения рулевого вала;
  • один длинный и шесть коротких — вышел из строя контроллер положения ротора мотора;
  • один длинный и семь коротких — неполадки в работе электросети — напряжение либо слишком высокое, либо очень низкое;
  • один длинный и восемь коротких — вышел из строя управляющий модуль электроусилителя;
  • один длинный и девять коротких — поломка контроллера скорости.

Как смазать рулевую рейку, не снимая

Поскольку снятие всего узла целиком доставляет трудности, многие отказываются от столь сложного способа. Но рейку можно смазать, не снимая. Вначале нужно снять защитный кожух с крышки мотора. Теперь необходимо найти пыльник рулевой рейки и срезать бокорезами кожух, на котором он держится.

Нужно проверить состояние пыльника и штока. Если на поверхности мало или вовсе нет смазки, значит нужно нанести ее. Для этой цели удобно использовать шприц или загнутый в форме буквы «Г» пруток.

Вязкую массу необходимо набить между корпусом и штоком. Далее устанавливается пыльник, чтобы закрепить детали, нужно использовать подходящие по размеру стяжки. Затем необходимо провернуть руль вправо и приподнять машину домкратом, чтобы добраться до рейки. Остается проверить пыльник со стороны колеса.

Процесс закачивания смазки подробно рассмотрен в видео:

Даже без смазки машина сможет ездить, но механизм будет быстро изнашиваться, а при минусовой температуре руль не повернется. Поэтому следует регулярно проверять наличие достаточного количества смазки. Главное — знать диапазон температур, при котором будет эксплуатироваться авто. Необязательно обращаться к мастеру, ведь смазать механизм сможет при желании любой автомобилист.

Всем привет. Сегодня на ВАЗ Ремонте поговорим о рулевой рейке, а точнее о том, как смазать рулевую рейку на Калине, не снимая. Работа из разряда несложных, поэтому ее, как и много других работ, можно смело выполнять в домашних условиях.Рулевая рейка на Лада Калина такая же, как и в «десятке» и точно также, как и на ВАЗ 2110 она не отличается стойкостью к неисправностям, поэтому время от времени приходится с ней «возиться».

О признаках неисправности рулевой рейки я уже писал в статье: «Признаки неисправности рулевой рейки. Диагностика гур своими руками», поэтому особо зацикливаться на данном этапе не буду. Необходимость смазки рулевой рейки возникает в случае плохой или затрудненной работы последней. Чтобы понять нужно ли смазывать рулевую рейку, достаточно заглянуть под пыльники, которые крепятся на хомутах в торцах рейки. В моем случае шток рейки был сухим и выглядел вот так (см. фото.):

Безусловно, лучше было бы полностью снять рулевую рейку и произвести ревизию всех ее деталей, однако эта работа отнимает намного больше времени и необходима лишь в крайних случаях, когда рейка не просто нуждается в смазке, а полностью неисправна. Кстати, о том, как заменить рулевую рейку написано в этой статье.

Что потребуется для работы?

Для работы вам потребуются: несколько пластиковых хомутов; смазка («Литол» или «Фиол» или какая-нибудь альтернативная); шприц и кусок трубки от медицинской «системы» (желательно); бокорезы или нож (для срезания старого хомута).

Как смазать рулевую рейку не снимая — пошаговая инструкция

1. Итак, первым делом подбираемся к пыльникам и откусываем бокорезами или срезаем ножом старые хомуты, которыми крепятся пыльники рулевой рейки.

2. Далее оцениваем состояние смазки и ее наличие, у меня, как вы видели на фото выше, рейка была полностью сухой. Также произведите осмотр пыльника рейки, если он поврежден или потрескался, его необходимо поменять.

3. Поворачиваем руль максимально влево или вправо (зависит от того с какой стороны вы работаете), чтобы шток ушел вовнутрь рейки и не мешал набивать смазку, затем берем шприц с удлинителем (кусок трубки от медицинской «системы»), если есть конечно, набиваем туда смазки и выдавливаем содержимое шприца в полость рулевой рейки. Если же шприца нет, набиваем вручную, используя отвертку или что-то похожее на лопатку.

4. Когда смазка набита, берем пыльник и одеваем его на место, после чего фиксируем его пластиковым хомутом.

5. Теперь все вышеописанные действия повторяем с другой стороны, снимаем пыльник, крутим руль в обратную сторону и набиваем в рейку смазки.

6. Одеваем пыльник и крепим его стяжками.

7. Для пущей надежности можно покрутить рулем влево/вправо, тем самым как бы прокачивая смазку, после чего снова повторить процедуру. Однако, если вы выворачивали руль до упора и пользовались шприцом с удлинителем, то думаю в повторной смазке нет никакой необходимости.

После того как смазка рулевой рейки Лада Калина будет завершена, собираем весь инструмент, моем руки и проверяем работу. Ход руля должен стать более плавным и мягким. Если же смазка ни к чему не привела, придется искать неисправность в другом месте. Возможно она кроется в критическом износе деталей рейки или связана с рулевыми наконечниками, которые необходимо заменить.

Немного об устройстве этого узла

Замена рулевой рейки ваз 2113, 2114, 2115

Главной задачей для любой конструкции устройств, управляющих автомобилем, является передача и трансформирование вращательного движения руля в поступательные подвижки рулевых наконечников. В качестве главного элемента таких устройств выступают рулевые рейки. В её конструкцию входят в обязательном порядке зубчатая рейка и шестерня. Именно с их помощью возможна и происходит передача вращательного движения руля на колёса.

Шестерня связана с рулем, при его вращении она цепляется своими зубцами за такие же зубья на рейке и толкает её в том направлении, куда нужно водителю. От рейки эти движения передаются рулевым тягам, они устанавливаются на обоих концах этого устройства. Эти тяги связаны с рулевыми наконечниками. Именно они предназначены для передачи движения руля шкворням передних колёс.

Только изучив и поняв, как работает этот механизм, можно избежать выхода его из строя, раньше установленного срока.

Важно знать и понять принцип проведения обслуживания, какие сроки для этого отводятся, какие смазки для этого можно использовать без боязни навредить этому устройству. На сроки проведения регламентных работ влияет пробег автомобиля на момент проведения обслуживания, состояние деталей этого узла. Чем более длительный срок использования этого механизма, тем тщательнее должен быть подход к обслуживанию

Чем более длительный срок использования этого механизма, тем тщательнее должен быть подход к обслуживанию.

Полезные советы

Напоследок приведем несколько полезных советов, которые позволят продлить жизнь рулевой рейке и другим элементам, входящим в узел управления:

Не реже одного раза в квартал проверяйте состояние рулевого управления на СТО или самостоятельно.
Обращайте внимание на состояние защитного кожуха рулевой колонки.
Пытайтесь ограничить езду по неровной поверхности, особенно на высокой скорости.
Не испытывайте прочность рулевой рейки и всего механизма, трогаясь с места с вывернутым до упора в сторону рулем.
При выявлении люфта или других признаков неисправности рулевой рейки осуществляйте ее ремонт или замену.

Что используют для смазки?

Рекомендации по выполнению подобных операций, обычно тщательно прописываются в инструкциях по эксплуатации машины. При этом учитываются конструктивные особенности узла, регион использования автомобиля, другие важные моменты его эксплуатации. Наиболее эффективными смазками для подобных механизмов является продукция, которая изготовлена на литиевой основе.

К такой продукции относят Литол-24, Фиол, Циатим, для районов с сильными морозами хорошо подходит Северол. При их изготовлении в состав добавляются присадки для повышения влагостойкости, износостойкости, противодействию окислительным процессам, сохранению консервативного свойства

Чем смазать рулевую рейку мы рассказали, но кроме пополнения смазки, следует уделить внимание состоянию защитных чехлов рулевого управления. В разрывы и трещины попадает песок, грязь и другие посторонние предметы, что сильно ускоряет износ трущихся пар

Модераторы: Box, markii

ну вот теперь я на коне. все в пордяке!

Lехus GS300 RWD Рrеmium 3GRFSЕ/05 Eur, М1 0-40

ну вот теперь я на коне. все в пордяке!

ну вот теперь я на коне. все в пордяке!

Нам бы камни ворочать. лишь бы лежа.

ну вот теперь я на коне. все в пордяке!

Нам бы камни ворочать. лишь бы лежа.

в начале стать написано что рейки для автомобилей семейства 2108) или 2108-3400010-20 (у них вроде гидро идет)

в хморозильник сегодня положил тубу начатую Mobilgrease XHP 222 NLGI 2 которую мастера смазывали, достл она прямо реально очень густая, поти вся замерзла, а в тепле становится хорошовязкой.. имеет право на существование данная причина.

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Смазка для рулевой рейки необходима для обеспечения нормальной работы этого узла, продления его срока эксплуатации. Смазка используется для всех трех типов рулевых реек — без усилителя, с гидравлическим усилителем (ГУР) и электрическим усилителем руля (ЭУР). Для смазывания рулевого механизма обычно используют пластичные литиевые смазки, начиная обычным «Литолом» и заканчивая более дорогими, специальными смазочными средствами.

Специализированные смазки для вала и под пыльник рулевой рейки работают лучше и дольше. Однако их существенный недостаток — высокая цена. Смотрите обзор лучших смазок рулевой рейки, основанный на найденных в интернете отзывах и технических характеристиках самих средств. Он поможет определится с выбором смазочного материала.

Название смазки
Краткое описание и характеристика
Объем упаковки, мл/мг
Цена одной упаковки по состоянию на лето 2019 года, российских рублей
«Литол 24»
Универсальная многоцелевая литиевая смазка, повсеместно используемая в различных автомобильных узлах. Прекрасно подходит для закладывания в рулевую рейку. Дополнительное преимущество — доступность в магазинах и низкая цена. Один из лучших вариантов.
100
60
«Фиол-1»
Аналог “Литол-24” — универсальная литиевая смазка, отлично подходящая для закладывания под пыльник или на вал рулевой рейки. Более мягкая, чем Литол. Производитель рекомендует закладывать ее в рейки автомобилей ВАЗ. Отличается низкой ценой.
800
230
Molykote EM-30L
Синтетическая пластичная смазка с широким температурным диапазоном. Прекрасно подходит для смазывания вала рулевой рейки, а также для закладывания ее в пыльники. Еще одна особенность — производитель явно указывает, что ее можно применять для смазывания червяка рулевой рейки с электроусилителем руля. Недостаток заключается в очень высокой цене.
1000
8800
EFELE MG-213
Универсальная литиевая смазка с широким температурным диапазоном

Обратите внимание, что ее можно использовать лишь в парах трения “металл-металл”. Нежелательно ее использовать с резиновыми и пластиковыми деталями.
400
300
Liqui Moly Thermoflex Spezialfett
Консистентаная смазка на литиевой основе

Обладает прекрасными характеристиками, безопасна для резины, пластика, эластомера. Может быть использована для выполнения ремонтных работ в быту. Недостаток заключается в высокой цене.
370
1540

Гибкий вал спидометра

Легкие тросики передают вращательный момент с оси колес на магнитную катушку спидометра. При движении необходимо знать скорость. Когда выходит из строя гибкий вал, то стрелка на приборе лежит в крайнем положении или резко прыгает, если машина наезжает на препятствие. Отремонтировать спидометр можно самостоятельно.

Гибкий вал подбирается по марке автомобиля. Проверить соответствие можно по местам крепления и длине. Он должен легко крепиться в гнездах коробки передач и спидометра. При неправильном монтаже показания скорости будут неверными. Если вал длинный или имеет малый радиус изгиба под торпедой, появится характерный стук. Срок службы привода спидометра будет коротким.

Усилие, передаваемое гибким валом на катушку, небольшое. Поэтому используют в основном многожильный тросик и корпус из трубки. Изготовить его самостоятельно невозможно без специального оборудования и деталей. В магазине можно купить готовый, или заменить вал в автосалоне.

Основные неисправности

Как и любая другая механическая конструкция, рулевая рейка в силу тех или иных обстоятельств может подавать признаки неисправности. К ним относятся:

  • хруст (стук) при выворачивании рулевого колеса;
  • «тугой» руль;
  • увеличенный люфт рулевого колеса или приводной шестерни рулевого вала;
  • вибрация рулевого вала при движении;
  • неравномерный износ шин, вызванный нарушением угла установки передних колес.

Перечисленные симптомы свидетельствуют о том, что пришло время ремонта или замены рулевой рейки. Однако не стоит спешить с заменой. Сама рейка выполнена из прочной стали, и вывести ее из строя не так и просто. Чаще всего в негодность приходят вспомогательные элементы конструкции:

  • опорная втулка;
  • подшипники приводной шестерни (шариковый и игольчатый);
  • уплотнители;
  • пыльники и др.

Причин выхода из строя этих деталей может быть сколько угодно, от израсходованного ресурса, до механических повреждений вследствие езды по бездорожью. Если вы уверенны в том, что саму рейку менять не придется, можно обойтись мелким ремонтом рулевой конструкции, заключающемся в замене перечисленных «расходников».

Решив отремонтировать рулевую рейку на станции техобслуживания, рассчитывайте на то, что за самый простой ремкомплект вам придется заплатить около 300 рублей. Полный комплект, включающий подшипники, будет стоить порядка 500-700 рублей. Вся начинка, вместе с рейкой обойдется в 1500 рублей.

Желательно перед покупкой ремкомплекта знать маркировку рейки, так как они могут отличаться в зависимости от комплектации и года выпуска «десятки».

Стоимость ремонтных работ, в зависимости от СТО, составит 1000-1500 рублей. Если же вы не желаете переплачивать за работу, отремонтировать рейку можно и собственными силами.

Порядок работ

  1. Демонтируйте рулевую рейку в сборе.
  2. Разрежьте хомуты крепления пыльника (чехла) рулевого механизма.
  3. Отверните упорную гайку рейки (восьмигранный спецключ на 17), извлеките ее из корпуса.
  4. Извлеките из нее резиновую заглушку. Отверткой достаньте стопорное кольцо и пружину.
  5. Легкими ударами корпуса рулевого управления о деревянный брусок выбейте упор рейки (поршень) и извлеките его вместе с уплотнителем.
  6. Снимите пыльник и уплотнитель приводной шестерни (шлицевая отвертка).
  7. Извлеките стопорную шайбу (шлицевая отвертка).
  8. Отверните гайку, фиксирующую подшипник шестерни привода (восьмигранный спецключ на 24 с центральным отверстием диаметром не менее 18,5 мм).
  9. Извлеките из корпуса шестерню привода рейки с подшипником.
  10. Извлеките рейку из корпуса.
  11. Вытащите из корпуса опорную втулку, поддев ее шлицевой отверткой.
  12. Снимите стопорное кольцо с вала приводной шестерни. Проверьте подшипник на наличие люфта. Если он есть, съемником для подшипников снимите шариковый подшипник с вала. На его место тем же образом установите новый.
  13. Извлеките из корпуса игольчатый подшипник, просверлив два отверстия тонким сверлом (2 мм) с тыльной стороны корпуса, и выбив его при помощи тонкого стержня. Заделайте образовавшиеся отверстия «холодной сваркой» или «быстрой сталью». В крайнем случае, подшипник можно разбить при помощи узкого зубила (не рекомендуется!).
  14. Обильно смажьте посадочное место, установите в него новый игольчатый подшипник, и легким постукиванием по его корпусу запрессуйте его.
  15. Установите новую опорную втулку из ремкомплекта, разрежьте ее резиновые уплотнительные кольца, удалите ненужные фрагменты.
  16. Заполните внутреннюю поверхность корпуса рейки специальной смазкой (Фиол-1 или аналог).
  17. Вставьте рейку в корпус.
  18. Установите на место приводную шестерню с подшипником. Зафиксируйте ее гайкой, поставьте стопорное кольцо. Оденьте новый пыльник на вал шестерни.
  19. Поставьте на место новый упор с новым уплотнителем. Зафиксируйте его стопорным кольцом. Поместите в его отверстие пружину. Заверните упорную гайку.
  20. Отрегулируйте рейку, сначала затянув упорную гайку до конца, а потом отпустив ее на 30 градусов. Отверстие гайки заткните резиновой заглушкой.
  21. Наденьте на корпус рейки пыльник и зафиксируйте его хомутами.
  22. Установите перебранную конструкцию на автомобиль.

Вопрос о смазке рулевого механизма

Ответить. По сути, я могу сообщить следующее: 1. При сборке рулевого механизма блок смазывается следующим образом:

1.1. Масло ФИОЛ-1 ТУ38УСС201-247-80 в количестве 4 5 гр. Применяется к зубчатой ​​части коробки передач 2108-3401035 (поз. 34) и внутренней полости подшипника 2108-3401123.

1.2. На зубчатую часть стойки 2108-3401067 (поз. 21) наносится слой масла толщиной 1 мм, на цилиндрическую часть стойки наносится слой масла толщиной 0,5 мм, длина 160 мм. ± 10 мм от тяги кольца. Общий объем масла «ФИОЛ-1» ТУ38УСР201-247-80, используемого для рулевой рейки, составляет 16 25 гр.

1.3. В полость «В» под стволом редуктора 2108-3401028 (поз. 40) помещается масло «УНИОЛ-1» ТУ38УССР2-01-150-78 в количестве 6 г.

1.4. Перед установкой защитного кожуха 2108-3401224 (поз. 14) наружная поверхность картера (поз. 17) покрывается тонким слоем масла «ФИОЛ-1» ТУ38УССР201-247-80.

2. Количество масла, указанное в пункте 1, обеспечит работу рулевого механизма в течение всего периода эксплуатации автомобиля (105 тыс. Км), вплоть до первого капитального ремонта.

3. Для проверки качества смазки зубчатой ​​части рельса 2108-3401067, в соответствии с пунктом 1.2., Необходимо выполнить следующее:

3.1. После разрезания хомута 2108-3401228 (поз. 13) боковыми ножами снимите защитный колпачок 2108-3401223-10 (поз. 32).

3.2. Поверните рулевое колесо до упора вправо, одновременно переключая стойку с картера рулевого механизма. 3.3. Визуальный осмотр должен подтвердить обязательное наличие масла в центрирующем отверстии на конце рейки и чрезмерное вдавливание зубчатой ​​части рейки.

3.4. Если тест положительный, замените защитный колпачок 2108-3401223-10 (поз. 32) и закрепите его новым зажимом 2108-3401228 (поз. 13). Затем свободный конец зажима обрезается.

4. Для проверки качества смазки цилиндрической части рельса в соответствии с пунктами 1.2 и 1.4 необходимо выполнить следующее:

4.1. Обрезав хомут 2108-3401228 (поз. 13) боковыми резцами, закрепив гофрированный защитный чехол 2108-3401224 (поз. 14) на корпусе рулевого механизма (расположение хомута на схеме вблизи зоны указатель поз. 17).

4.2. Поверните рулевое колесо до упора влево, полностью сдвиньте конец крышки 2108-3401224 вправо. 4,3. Проверьте масло на концах втулки 2108-3401022 (поз. 22). Это сложно сделать визуально, не отсоединив рулевой механизм от автомобиля. Поэтому я предлагаю использовать упругий зонд, который позволяет проникать в пространство между рейкой и корпусом рулевого механизма.

4.4. Проверьте наличие масла на наружной поверхности картера, что используется для предотвращения сухого трения гофрирования крышки на поверхности трубы. Вы можете выполнить этот тест с помощью собственного пальца, ощутив внешнюю поверхность картера и внутреннюю поверхность крышки, но помните, что диаметр пальца не должен превышать 30 мм J, в противном случае вы рискуете порвать защитную крышку.

5. Для проверки качества смазки в полости «В» под стволом редуктора 2108-3401028 (поз. 40), в соответствии с пунктом 1.3, необходимо проникнуть в полость «В» с помощью тонкой отвертки , Наличие следов жира на отвертке подтверждает качество операции.

6. Если вы обнаружили недостаток масла или считаете его недостаточным, вы можете добавить масло в рулевой механизм, для этого необходимо:

6.1. Выполнив шаги 3.1 и 3.2, попробуйте добавить дополнительное масло в пространство между рейкой и картером с помощью шприца и тонкой трубки и сделайте это как можно ближе к редуктору (поз. 34).

6.2. Выполнив шаги 4.1 и 4.2, попробуйте с помощью шприца и тонкой трубки нанести дополнительное масло в пространство между направляющей и картером с обеих сторон втулки 2108-3401022 (позиция 22).

7. Что касается количества масла, я считаю, что его избыток не улучшит производительность агрегата. При ремонте или осмотре устройства я рекомендую учитывать требования, изложенные в пункте 1.

8. Рекомендую использовать для смазывания рулевого механизма 2108-3400010-10 масло «ФИОЛ-1» ТУ38USSR201-247-80. Запрещается смешивать его с ЛИТОЛ-24.

Вы также можете использовать импортные смазки:

9. Перед проведением ремонта или просмотра сборки необходимо запастись зажимами 2108-3401228 (поз.13). Хомут 2108-3401228 является одноразовой частью. Вы можете заменить его винтовым зажимом, но имейте в виду, что его ширина должна быть минимальной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector