Водяной насос двигателя: устройство, ремонт

Классификация мотопомп по типу двигателя

В первую очередь помпы различаются по типу установленного двигателя. Наибольшее распространение получили агрегаты:

  • бензиновые;
  • дизельные;
  • газовые;
  • электрические.

Переносная бензиновая помпа является универсальной. При относительно малых габаритах она развивает достаточно высокую мощность. Она проста в обращении и обладает полной автономностью. Агрегаты с электростартером легко запускаются в любых погодных условиях и демонстрируют стабильные характеристики.

Газовые модели во многом схожи с бензиновыми, только в качестве топлива используют жидкую пропан-бутановую смесь.

Дизельная помпа нужна там, где требуется большой расход жидкости. Такие самовсасывающие насосы обычно имеют значительный вес. Они используются как стационарные или устанавливаются на прицепе. Их можно применять в качестве источника высокого давления для перекачки воды на большую высоту и дальние расстояния.

Электрическая помпа предельно проста в эксплуатации, не требует специального обслуживания и частого ремонта. Она может работать в непроветриваемых помещениях, котлованах и колодцах, где из-за выделения выхлопных газов нельзя устанавливать оборудование с двигателем внутреннего сгорания. Но мотопомпа с электромотором имеет один существенный недостаток: ее нельзя применять вдали от благоустроенных территорий с надежной электросетью. Зато в городском коммунальном хозяйстве или на дачном участке ее можно использовать с предельной интенсивностью.

Последствия поломки

Пришедший в негодность насос способен наделать много бед. Величина ущерба зависит от того, как задействована помпа в автомобиле – от ремня ГРМ или привода генератора. Аварийные ситуации выглядят следующим образом:

  1. Начинает протекать прохудившийся сальник либо прокладка. Уровень антифриза в системе уменьшается, что чревато перегревом мотора, если не заметить неполадку вовремя.
  2. Из-за разбитого подшипника заклинивает вал насоса. От рывка приводной ремень слетает или рвется.
  3. Когда подтекает сальник помпы, вращающиеся шкивы разбрасывают жидкость во все стороны. Намокшие ремни проскальзывают и быстрее изнашиваются.

Наихудший вариант – разрыв ременного привода ГРМ вследствие заклинивания подшипника. Для многих автомобилей это ведет к дорогостоящему ремонту силового агрегата, поскольку днища поршней ударяют по тарелкам открытых клапанов и загибают их толкатели. В лучшем случае придется снять ГБЦ и поменять клапанную группу, в худшем – выбросить пробитые поршни и треснувшую от удара головку цилиндров.


Слетевший ремень привода генератора не нанесет ущерба, разве что исчезнет подача электроэнергии в бортовую сеть и начнет разряжаться аккумулятор. Но параллельно возникнет перегрев мотора, ведущий к ускоренному износу цилиндропоршневой группы.

Признаки неисправности помпы

В машине в процессе работы происходит естественный износ всех механических элементов. Значительной нагрузке подвергаются герметизирующая манжета и подшипник, которые и выходят из строя чаще остальных деталей. Реже поломки происходят со шкивом или крыльчаткой.

Признаки поломки помпы удастся заметить по следующим факторам:

  1. Не снимая насос, тестировать нужно по наличию пятен антифриза под автомобилем на местах длительной парковки.
  2. Во время работы как на боковых стенках, так и внизу происходит забрызгивание пространства антифризом. Когда в конструкции предусмотрен защитный кожух, то симптомы проявляются в виде потеков в нижней области кожуха.
  3. Неисправности или повреждения можно услышать во время работы мотора. Появляются посторонние шумы в виде треска или гула в области установки насоса.
  4. На шкале приборов термометр выводит значения, выше предельно допустимых. После этого может часто глохнуть мотор.

Водителя должны всегда настораживать образующиеся после стоянки пятна под машиной в области подкапотного пространства. Чтобы лучше рассмотреть потенциальный участок протечки, рекомендуем открутить крепеж защитной крышки ГРМ. Если обнаруживается избыточная влажность, то рекомендуем провести простые диагностические мероприятия:

  • мотор полностью выключаем и ставим машину на ручник;
  • удаляем крышку газораспределительного механизма;
  • ослабляем натяг ременной передачи на шкиве помпы;
  • пробуем прикладывать небольшое усилие к валу, покачивая его в посадочном гнезде вправо/влево.

Ощущаемый люфт вала является одним из главных признаков, после появления которых необходимо озаботиться заменой водяного насоса в автомобиле. Если удалось услышать явные шумы со стороны помпы, то также необходимо провести диагностику вала.

Негативные опасения могут подтвердиться, когда во время езды заглохнет мотор, а в это время на датчике будет критичная температура, например, выше 1200С. Это – свидетельство заклинивания вала насоса либо слетевшего ремня, либо разорвавшегося ремня ГРМ. В худшем варианте развития событий дополнительно окажутся согнутыми от поршней клапаны.

Если оборвется ремень генератора, то водитель сможет это опознать по загоревшемуся индикатору на приборной панели, обозначающему отсутствие зарядки АКБ, одновременно станет заметно повышаться температура. Водителю рекомендуем максимально быстро глушить мотор и эвакуировать машину на станцию техобслуживания.

Принцип работы стиральной машинки

В современные автоматические стиральные машинки вода поступает самотеком, то есть, под давлением воды из-под крана, к которому подсоединена техника. Исходя из выбранных на усмотрение пользователя программных настроек, магнитный клапан, пропускающий воду, открывается, чтобы впустить нужное количество жидкости в рабочую камеру.

Проходя через емкости для моющих средств, вода смешивается с ними, и попадает в стиральный барабан, где находится в процессе всей стирки. Когда стирка завершена, через специальный шланг «отработанная» жидкость поступает в помпу, которая присутствует в конструкции каждой автоматической стиральной машины.

avtoexperts.ru

Помпа – это запчасть невидимого фронта. Она трудится в недрах мотора, обеспечивая его охлаждение, а результаты ее работы заметны только по показанию стрелки на индикаторе температуры охлаждающей жидкости. А еще помпа коварна, это относительно недорогая запчасть (хотя цена зависит от конкретной модели авто, некоторые дорогие), но менять ее накладно, потому что для этого приходится многое разбирать. Особенно это ощущается на автомобилях с ременным приводом ГРМ, ведь чаще всего в таких автомобилях ремень ГРМ и крутит помпу. Но и в тех машинах, где привод идет отдельным ремнем, все равно мороки для замены водяного насоса много.

Эта особенность выработала у разумных водителей определенное правило – лучше поменять помпу заодно во время масштабного ТО или иных работ (чаще всего это замена ремня ГРМ), чем потом менять водяной насос отдельно. Стоимость замены помпы при снятом приводе ГРМ на порядок дешевле, чем отдельные работы по замене только помпы. Некоторые водители предпочитают вообще менять помпу при каждой смене ремня (например, раз в 60-80 тысяч километров), но это кажется перебором. Ресурс помпы вещь непредсказуемая, он зависит от конкретной модели, грамотной эксплуатации (помпы очень не любят антифриз другого типа, а также различные смешивания) и банального везения. Даже на одной модели автомобилей помпы выходят из строя на разных пробегах, буквально – от десятков до сотен тысяч километров.

Чтобы не переплачивать и не менять деталь, которая может еще служить и служить, мы бы предложили придерживаться такого алгоритма: при каждом серьезном разборе газораспределительной системы или иных масштабных работах в районе помпы обязательно проверять ее состояние. Если найдутся хоть малейшие признаки неисправности, то помпу превентивно менять. Да, может она бы еще послужила, но то, что протянула бы до следующих масштабных работ уже не факт. Если никаких вопросов к водяному насосу не будет, то можно дать ему поработать еще один срок.

Так как же определить признаки неисправности?

1. Прогреть мотор и на работающем двигателе пережать рукой верхний патрубок от радиатора. В патрубке должна ощущаться сильная и ритмичная пульсация охлаждающей жидкости. Если импульсы будут слабые, редкие или вообще отсутствуют – это показание для замены помпы. У водяного насоса может, например, начать разваливаться крыльчатка. До поры до времени этого не будет заметно, однако эффективность работы системы охлаждения неминуемо снизиться и под нагрузкой двигатель может закипеть. Способ проверки, конечно, несколько субъективный, но он доказал свое право на жизнь.

2. Осмотр места установки. Чаще всего помпа не разрушается физически, а начинает течь в районе уплотнительной резинки. Поэтому-то мы и рекомендуем производить оценку водяного насоса при масштабных работах под капотом – там и так многое будет разобрано и появится возможность осмотреть помпу визуально. Тут все просто – любая течь, признаки или хоть какие-нибудь намеки на нее, то помпу сразу нужно менять. Если течет несильно, то уход охлаждающей жидкости по уровню в бачке можно не отследить, но со временем такая течь наверняка будет прогрессировать и до следующей «безболезненной» замены помпа не доживет.

3. Проверка люфта. Третье, что нужно исключить при проверке помпы – проблемы с подшипником. Особенно это актуально для автомобилей с ременным приводом ГРМ, ведь для них заклинившая помпа может обернуться ремонтом головки блока двигателя из-за встречи клапанов с поршнями. Но даже и без «клина» с расшатавшимся подшипником помпа – не жилец. Любые люфты – явный показатель к замене.

Безусловно, никакие проверки и диагностики не дадут 100-процентную гарантию, что помпа доживет до очередного масштабного ТО, однако ресурс этих агрегатов на большинстве моделей автомобилей сегодня велик. При интервале замены ремня ГРМ в 60-80 тысяч километров многие помпы легко переживают два, а то и три ремня. Менять водяной насос при каждой замене ремня в такой ситуации – расточительство. Как нам кажется, тщательно проверить помпу в момент работ и оставить на еще один срок запчасть к которой нет вопросов – более рациональный подход. Но при этом, если появились хоть малейшие подозрения на то, что с помпой что-то не так, то лучше ее поменять сразу – дешевле выйдет.

Как правильно выбрать насос

Основная характеристика, по которой следует осуществлять выбор насоса центробежного типа – это его мощность.

А на его производительность могут повлиять такие факторы:

  • потребляемая мощность;
  • размеры рабочих колёс;
  • возможный напор жидкости;
  • уровень воды, который допустимый для забора воды.

Формула расчета производительности насоса

W=l1*(π*d1-b*n)*c1= l2*(π*d2-b*n)*c2

Составляющими данной формулы являются такие параметры:

W – производительность агрегата (м3/с);

l1,2 – размер ширины рабочего колеса;

d1 – диаметральное сечение забирающего патрубка;

d2 – диаметр рабочего колеса;

b – размеры лопасти крыльчатки;

n – количество лопастей;

π – число Пи.

Напор воды можно рассчитать по следующей методике:

N=(h2-h1)/(p*g)+Ng+sp

Приведём расшифровку величин, используемых в расчётах:

N – высота напорного столба (м);

h2 – оказываемое давление в приёмнике при приеме воды;

h1 – степень давление в емкости забора воды;

p – показатель плотности воды;

g – ускорение свободного падения;

Ng – степень желаемой высоты подъёма воды;

sp – суммарное значение потерь напора воды.

Вычисление необходимой мощности для потребления вычисляют с применением следующей формулы:

Формула расчета мощности

M = p*g*s*N

M – потребляемая мощность

p – плотность воды;

g – ускорение свободного падения;

s – планируемый объём потребляемой воды;

N – высота напорного столба.

Струйные типы насосов

Предназначены для работы со всеми типами жидкостей. Струйные насосы могут устанавливаться вертикально или горизонтально. В конструкции агрегатов предусмотрено несколько входов, которые используются для всасывания постоянного потока жидкости с использованием давления для создания подъемной силы. Давление на всасывании и скорости жидкости обеспечивают выталкивание жидкости из источника, транспортируя ее в конечную точку.

 

Струйный насос или инжектор объединяет в себе функции струйного и центробежного устройства. Конструктивно наличие части центробежного насоса в составе струйного специально разработана для работы в сочетании с инжектором. Сам инжектор увеличивает давление центробежного насоса примерно на 60 процентов, обеспечивая нужное давление. Струйные насосы превосходят центробежные именно благодаря своей способности повышать давление.

В зависимости от глубины скважины определяют принцип работы оборудования. Так, для использования в неглубокой скважине дна труба соединяется со входом скважины и проходит вниз в источник с жидкостью. Если же нужно выкачать воду из более глубокого источника, нужно два канала для воды. Один используется для вытеснения воды, второй – для промывочной воды. Струйные насосы для глубоких скважин бывают однотрубные и двухтрубные.

Для работы всех струйных насосов действует универсальное правило: должен быть обратный клапан внизу всасывающей трубы. Такая система исключает попадание воды обратно в колодец при выключенном положении оборудования. Многие струйные насосы являются самовсасывающими, поэтому способны поддерживать достаточный уровень вакуума для всасывания жидкости.

 

При выборе струйного насоса обязательно учитывается тип перекачиваемой жидкости. От него зависит скорость потока. Например, в скважинах с примесями твердых частиц лучше применять агрегат с кольцевым соплом. Струйные насосы могут быть изготовлены из высокопрочных видов пластика, стали, нержавеющей стали. Если вы выбираете материалы, поддающиеся коррозии, обязательно нужно обеспечить антикоррозийную защиту.

Уход за помпой для воды

Основные правила:

  1. Проводить санитарную обработку механического насоса через каждые 3-6 месяцев эксплуатации.
  2. После разборки устройства промывать детали проточной водой с использованием моющих средств для посуды.
  3. Для дезинфекции применять водный раствор лимонной кислоты либо столового уксуса.
  4. Выдерживать детали в жидкости на протяжении 20-30 минут, а затем промывать водой и собирать. В корпусе ручного насоса предусмотрен поролоновый фильтр для очистки воздуха, который нуждается в периодической промывке или замене.
  5. Не погружать электрические устройства в воду или дезинфицирующие растворы. Снимать трубки и промывать их с помощью ершика и химического средства для посуды. Затем несколько раз прогонять через помпу 2-3 порции дезинфицирующего состава, удаляющего отложения из внутренних полостей. Остатки реагента удалять прокачкой водопроводной воды. Протирать поверхности устройства чистой салфеткой.

Дополнительный уход за электрическим оборудованием не требуется. При потере емкости аккумуляторов следует поменять элементы или приобрести новое изделие.

Причины неисправности

Выделяют следующие причины, которые влияют на ухудшение работоспособности механизма:

  1. Повреждение вращающихся компонентов крыльчатки: при интенсивном режиме работы обламываются маленькие крылышки вращающейся части. Особенно это характерно для пластиковых крыльчаток. Когда крылышки отламываются, насос больше не может нагнетать антифриз с нужной интенсивностью — двигатель постоянно перегревается.
  2. Засор дренажного отверстия. Данная неполадка приводит к тому, что антифриз не может полноценно циркулировать по контуру. Засор дренажа можно легко выследить без снятия помпы. Если у вас имеются подозрения насчёт засора сливных отверстий, просто запустите салонный отопитель.
  3. Рассинхронизация шкивов элемента и ГРМ. В этом случае сальники и подшипники работают в экстремальном режиме, изнашиваются чрезвычайно быстро. Причина такой поломки — фабричный дефект: либо использовали некачественные материалы при сборке, либо использовали ненадёжного сборщика.

Нужно подробнее высказаться по поводу третьей причины. От заводского брака не застрахован ни один автовладелец. Но в данном случае все серьёзно с приставкой «гипер». Если установить помпу с потенциальным рассинхроном, то использование такого дефектного узла приведёт к резкому увеличению износа ГРМ. В лучшем случае шофер может столкнуться с обрывом ремня, в худшем — «стуканут» клапаны.

Ещё один маркер износа (который, правда, можно увидеть лишь разобрав механизм) — это люфт вращающихся деталей. Люфт свидетельствует о скором выходе из строя шкивов, смещении центральной оси и порче сальников.

Последний лайфхак для автомобилистов, которые не желают снимать помпу, но хотят достоверных сведений о её функциональном состоянии. Внимательно осмотрите место стыка охладителя с ДВС. Если имеются выраженные подтёки антифриза, то водяному насосу осталось недолго жить.

Последствие, по сути, одно — постоянный перегрев мотора. Расскажем, чем он чреват, чтобы замотивировать водителя на своевременное и квалифицированное обслуживание системы охлаждения. Если воздействие высокой температуры краткосрочно, то оно не отразится на работоспособности компонентов ДВС. Но в описываемой ситуации речь идёт о систематическом нарушении эксплуатационного режима.

При игнорировании ремонта перегрев способен спровоцировать нарушение целостности прокладки головки блока цилиндров. Изменения режима работы ДВС способны нарушить целостность механизма подачи моторного масла.

Как идентифицировать перегрев:

  • огромные клубы белого дыма, выходящие из подкапотного отсека;
  • характерный запах «жжёного» антифриза;
  • вентилятор работает в чрезвычайно интенсивном режиме.

Если подвергать силовой агрегат перегреву на постоянной основе, то произойдут такие «патологические» изменения с ключевыми узлами мотора:

  • появятся микроповреждения на корпусе блока цилиндров и его головке;
  • нарушится конфигурация поршня: его рабочая поверхность может оплавиться;
  • повредятся элементы КШМ.

Совокупность данных критических изменений приведёт к заклиниванию ДВС. Притом последний может не подлежать ремонту. Просим добросовестно относиться к диагностическим процедурам. Если вы зафиксировали на своём авто поломку помпы и не можете её самостоятельно устранить, воспользуйтесь эвакуатором или буксиром, чтобы доставить машину на СТО — поездка своим ходом может ускорить появление серьёзных неисправностей.

“>

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов

Вследствие продолжительной работы вакуумного усилителя тормозов без замены, в нем могут появиться дефекты. Наиболее часто проблема проявляется в механическом повреждении соединения шланга, стыкующего усилитель и впускной коллектор двигателя. Механическое повреждение или образование трещин на резине приведут к тому, что в рабочей камере механизма не будет создаваться вакуум, а это необходимо для его грамотной работы.

Также выйти из строя в вакуумном усилителе тормозов могут и внутренние детали, например, клапан потеряет эластичность или будет повреждена рабочая поверхность диафрагмы.

Определить неисправность вакуумного усилителя тормозов можно по следующим признакам:

  1. Машина начала хуже тормозить при прежнем усилии нажатия на педаль;
  2. Во время нажатия на педаль тормоза слышатся шипящие звуки, в этот момент могут увеличиваться обороты двигателя;
  3. Автомобиль начинает «троить»;
  4. Повышается расход топлива при работе машины в прежнем режиме.

В некоторых ситуациях могут возникать и другие проблемы в работе автомобиля из-за проблем с вакуумным усилителем тормозов. Например, могут перестать срабатывать свечи зажигания.

Принцип действия насоса и его конструкция

В автомобилях достаточно простое устройство помпы. Ее корпус одновременно выполняет функцию крепежного фланца. Он оснащен несколькими отверстиями, через которые агрегат фиксируется на БЦ.

За счет того, что корпус изготовлен из алюминия, удается минимизировать влияние коррозионных процессов, а также уменьшается масса готового изделия. В конструкцию также входят:

  • в центральное отверстие корпуса впрессован главный вал с подшипниками качения;
  • на консольном конце вала располагается жестко зафиксированная пластиковая или алюминиевая крыльчатка;
  • внешний хвостовик вала оборудован шкивом (используются ручьевые или зубчатые модели);
  • предотвратить вытекание тосола и обеспечить герметичность конструкции помогает уплотнительный сальник.

Фланец помпы может прикручиваться как напрямую к блоку, так и через переходник, чтобы обеспечить соосность ременной передачи, не изымая крыльчатки из потока антифриза. Под фланцем производители монтируют прокладку.

Исходя из устройства и способа крепления, становится понятным принцип работы перекачивающего антифриз узла. Вращение на вал и далее крыльчатку передается посредством ременной передачи. При увеличении частоты оборотов коленвала растут обороты на крыльчатке, что способствует интенсивной циркуляции по каналам.

Производители гарантируют бесперебойную работу помпы в течение 40-140 тыс. км пробега. Ресурс зависит от бренда и модели транспортного средства. Отечественные авто располагаются ближе к нижнему значению интервала.

Важно! Определённые марки машин оснащены помпами, работающими от персонального электропривода. Автономное электрооснащение насосов не нашло широкого распространения среди конструкций охлаждающих систем

Это связано с дополнительным удорожанием готового продукта и некоторым снижением степени надежности

Автономное электрооснащение насосов не нашло широкого распространения среди конструкций охлаждающих систем. Это связано с дополнительным удорожанием готового продукта и некоторым снижением степени надежности.

Разновидности помп для бутилированной воды

Для раздачи бутилированной воды используют насосы с приводом:

  • от малогабаритного электрического двигателя;
  • от руки человека.

Электрическая

Внутри электрической помпы находится двигатель, вращающий рабочее колесо и создающий пониженное давление в эластичной заборной трубке. Вода поступает в рабочую полость и нагнетается через раздаточный носик в подставленную емкость. Для управления режимами работы предусмотрен кнопочный выключатель с контрольным светодиодом. Внутри корпуса расположена батарея литиевого типа, которая заряжается от внешнего адаптера или порта USB на компьютере или ноутбуке.


Электрическая помпа содержит двигатель.

Механическая

Принцип ее работы основан на создании избыточного давления воздуха в бутыли, которое вытесняет часть воды через кран. Для накачивания жидкости необходимо совершать последовательные нажатия на стакан с гофрированной втулкой. Оборудование отличается простотой конструкции и ограниченным ресурсом. При повреждении прокладок или надрыве гофры производительность подачи воды падает.

Возможные неисправности помпы системы охлаждения

Поломка насоса охлаждающей жидкости может привести к остановке всей системы. Это может серьезно отразиться на состоянии двигателя. Наиболее частыми проблемами помпы являются:

  • Износ уплотнителя (сальника). В этом случае происходит утечка охлаждающей жидкости.
  • Поломка рабочего колеса. При разрушении крыльчатки нагнетание жидкости становится хуже (падает давление) или вовсе прекращается.
  • Заклинивание подшипников. Если смазка насоса ухудшается, что также может быть следствием подтекания жидкости охлаждения, помпа начинает работать с перебоями.
  • Увеличение люфта между крыльчаткой и валом насоса. В процессе работы рабочее колесо, закрепленное на валу, может разболтаться, что приводит к нестабильной работе помпы и другим поломкам.
  • Химическая коррозия. Чаще всего эта проблема затрагивает рабочее колесо насоса и возникает, если используются жидкости низкого качества.
  • Разрушение под действием кавитации. Пузырьки воздуха, которые могут возникать при работе насоса, интенсивно разрушают его изнутри, что приводит к ломкости деталей и их поражению коррозией.
  • Загрязнение системы. Химические отложения и просто грязь, попадающая внутрь насоса, со временем образуют твердый налет на его деталях, что затрудняет вращение рабочего колеса и прохождение жидкости.
  • Разрушение подшипников. В этом случае при работе насоса появляется характерный свист. Заменить такие подшипники сложно, а потому в этом случае насос просто меняют.
  • Обрыв ремня привода. При использовании некачественного ремня или несвоевременной его замене может произойти разрыв или проскальзывание.

При остановке работы системы охлаждения двигателя всего на 5-6 минут может произойти перегрев двигателя. Действие высоких температур нарушает геометрию головки блока цилиндров и ведет к повреждениям кривошипно-шатунного механизма. Не стоит игнорировать мелкие неисправности системы охлаждения, так как в дальнейшем они могут привести к серьезному ремонту.

Можно ли отремонтировать деталь?

На подавляющем большинстве машин устанавливается неремонтируемая помпа охлаждения двигателя. При желании автолюбитель сможет ее снять и разобрать, но поменять сальник и подшипник вряд ли получится, поскольку данных запчастей нет в продаже. Исключение – классические модели «Жигулей» и ряд других моделей авто, для которых производятся ремонтные комплекты.

Водяные насосы принято менять в сборе. Причем сама замена не составляет большой сложности – очистили посадочное место от старой прокладки, нанесли герметик и прикрутили новый насос. Наиболее трудоемкая часть процедуры – это разборка узла ГРМ с выставлением меток, снятием шкивов и заливкой / опорожнением системы охлаждения. Если у вас недостаточно опыта в ремонте автомобилей, лучше доверить работу мастерам станции техобслуживания.

1 Устройство водяной помпы автомобиля

В корпусе расположено большинство деталей. Снаружи видно только шкив или зубчатое колесо. Для изготовления корпуса чаще всего применяется алюминий. Помпа жестко крепится на блоке цилиндров. Место ее прилегания герметично, это достигается установкой прокладки. В районе расположения подшипников корпус имеет дренажное отверстие, через которое удаляются излишки влаги.

Через весь насос проходит вал, который вращается на двух подшипниках. Обычно он стальной, чем обеспечивается высокая прочность. Подшипники закрытого типа, в них заложена смазка, рассчитанная на работу в течение всего ресурса помпы. Чтобы предотвратить их контакт с рабочей жидкостью, с передней стороны вала установлен специальный сальник. Без него насос не смог бы работать: он не только предотвращает попадание антифриза на подшипники, но и обеспечивает герметичность конструкции.

От коленвала усилие передается через ремень на шкив. Он применяется на автомобилях, имеющих цепной привод газораспределительного механизма. Такое конструктивное решение ГРП не позволяет применить для привода цепь. Поэтому используется дополнительная ременная передача, которая приводит в действие и другое навесное оборудование: генератор, насос ГУР, компрессор.

На авто с приводом газораспределительного механизма, осуществляемым зубчатым ремнем, он одновременно приводит в действие и помпу. Чтобы исключить проскальзывание ремня, износ его зубьев, вместо шкива используется зубчатое колесо. Привод жестко посажен на ось посредством шпоночного или болтового соединения.

Устройство насоса системы охлаждения

Насос (помпа) системы охлаждения двигателя

Конструктивно помпа представляет собой классический центробежный насос для перекачки воды и неагрессивных жидкостей. Она состоит из следующих деталей:

  • Герметичный корпус. Он имеет сложную форму и чаще всего изготавливается из алюминиевых сплавов. Для подключения в систему в корпусе выполнены два патрубка – всасывающий и напорный. Первый подключается к магистрали, идущей от радиатора, а второй к магистрали рубашки охлаждения двигателя.
  • Вал – осуществляет передачу вращения от привода к крыльчатке помпы.
  • Крыльчатка, или рабочее колесо. Имеет лопасти специальной формы, с помощью которых осуществляет нагнетание охлаждающей жидкости в систему.
  • Приводной шкив.
  • Уплотнители (сальники) – предотвращает утечку охлаждающей жидкости в местах крепления насоса к магистралям.
  • Подшипники.

Располагается помпа в системе охлаждения двигателя между радиатором и рубашкой. Чаще всего – это передняя часть мотора.

Устройство центробежного насоса

Помпа зачастую устанавливается в передней части бензинового и дизельного силового агрегата. Решение оснащается двумя типами привода. Механический привод наиболее распространен. Механизм устроен так, что усилие передается от коленвала или распределительного вала силовой установки. Для этого используется ременная передача. Электрический тип привода основан на использовании электродвигателя, который дополнительно имеет собственную систему управления. Помпа системы охлаждения имеет ряд конструктивных элементов:

  • корпус;
  • вал;
  • подшипник;
  • рабочее колесо (крыльчатка);
  • сальник насосной камеры;
  • прокладка;

Насос охлаждающей жидкости является насосом центробежного типа. В процессе работы помпа способна создать давление в системе охлаждения на приблизительной отметке около 1-й атмосферы. Такого давления вполне достаточно для того, чтобы точка кипения антифриза в системе сдвинулась вверх на 20 градусов по Цельсию.

Конструктивно насос ОЖ состоит из рабочего колеса, которое закреплено на валу со шкивом. Данное колесо может также иметь название «крыльчатка». Вся конструкция заключена в отдельном корпусе. Корпус помпы изготавливают из чугуна, а также можно встретить изделия из литого алюминия или магниевых сплавов. Встречаются и более удешевленные версии, когда отдельные элементы насоса изготовлены из пластмассы. В корпусе помпы имеются особые каналы, по которым реализован подвода и отвод охлаждающей жидкости к крыльчатке.

Корпус насоса жестко фиксируется на блоке цилиндров двигателя, а между блоком ДВС и корпусом помпы размещается специальная уплотнительная прокладка. Стоит понимать, что важную роль в работе помпы играет качественная герметизация насоса и наилучшее уплотнение. Именно указанная уплотнительная прокладка не позволяет вытекать охлаждающей жидкости из насоса в том месте, где помпа соединяется с рубашкой охлаждения двигателя. Там, где вал выходит из корпуса насоса, дополнительно установлен сальник помпы. Данные решения надежно герметизируют устройство и уплотняют стык корпуса насоса и блока, тем самым эффективно предотвращается утечка охлаждающей жидкости из корпуса.

Статья в тему: Как проверить помпу на автомобиле без снятия водяного насоса

За принудительную циркуляцию жидкости в системе отвечает рабочее колесо в корпусе насоса. Колесо выполнено так, что имеет специальные лопасти особой формы. Именно по этой причине колесо называют крыльчаткой, которая закрепляется на валу привода.

Приводной вал фиксируется в корпусе на подшипниках, которые отвечают за вращение вала. На противоположной стороне приводного вала установлен приводной шкив, который приводится в действие механическим способом от двигателя или отдельным электромотором.

4 Несвоевременная замена помпы – чем грозит?

Когда слышен свист, исходящий от помпы, или понемногу подтекает жидкость, многие только констатируют этот факт и продолжают ездить, подливая жидкость. Однако последствия могут быть достаточно грозными, если замена узла насоса охлаждающей жидкости несвоевременна или его не отремонтировали.

Подтекающая ОЖ снижает ее уровень в системе, термостат работает практически все время, и требуется постоянный долив. Доливают, как правило, тогда, когда заметно значительное отклонение стрелки термометра. То есть двигатель эксплуатируется в условиях регулярного перегрева. Повреждаются внутренние элементы ГБЦ. Самый страшный исход – деформация головки и дорогостоящий ремонт.

От постоянных перегревов в корпусе блока и головке образуются трещины, устранить которые проблематично. Деформированная головка не способна удержать охлаждающую жидкость. Она может прорваться внутрь двигателя, проникнуть в камеры сгорания. Последствия – капремонт движка, что сильно бьет по бюджету.

А ведь нужно всего лишь своевременно заменить насос, тем более что сделать это можно даже в гараже. Единственной трудностью окажется снятие и установка, потому что во многих случаях делать это достаточно неудобно. Не стоит забывать и об установке прокладки между насосом и блоком. Она не идет в комплекте, следует купить отдельно.

Если своевременно заменить жидкостный насос, то это убережет от многих неприятностей как двигатель, так и самого автовладельца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector