«поехали!»: все машины юрия гагарина

«Я горю, прощайте, товарищи!»

Подготовка и старт первого космонавта, естественно, не обошлись без интересных историй и неожиданных подробностей. Так, легендарная фраза «Поехали!» родилась еще на этапе тренировок. Употреблять ее вместо уставного «Экипаж, взлетаю!» при взлете любил летчик-испытатель Марк Галлай, методист и инструктор первого отряда космонавтов.

Галлай, стараясь поддерживать позитивный психологический климат, предпочитал использовать неформальный доклад о готовности к взлету. Именно с его подачи «Поехали!» часто звучало в начале упражнений на тренажере-имитаторе корабля. Сам инструктор в своих записках ссылался на широкую распространенность такой привычки в профессиональной среде летчиков-испытателей и добавлял:

«Неприязнь к шикарной фразе — “Экипаж, взлетаю!” — я почувствовал с тех пор, как однажды услыхал ее из уст летчика, который работал только на легкомоторных самолетах и перед взлетом гордо изрекал ее, адресуясь к “экипажу” в составе… одного человека».

Еще одна фраза, сказанная при полете, несмотря на громкое звучание, известна далеко не так широко. Когда космический корабль «Восток-1» начинал снижение, из динамиков в центре управления вдруг донеслось: «Я горю, прощайте, товарищи!».


Макет космического корабля «Восток» с третьей ступенью ракеты-носителя «Восток». Фото- Википедия https://img.anews.com/media/gallery/109732394/325726936.jpg

Оказалось, что до Гагарина никто не знал, как будет выглядеть прохождение плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому космонавт, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд развалится. И только после этого случая узнали, что трение жаропрочной обшивки об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждой посадке.


Пламя от трения об атмосферу при посадке космического корабля «Восход-2». Кадр из художественного фильма «Время первых» https://img.anews.com/media/gallery/109732394/67157262.jpg

Именно при посадке произошли события, максимально не согласующиеся с одиозным заявлением Юрия Лозы, что первый в истории космонавт «просто лежал».


Кадр из художественного фильма «Гагарин. Первый в космосе» https://img.anews.com/media/gallery/109732394/4729064.jpg

Однако и спокойно повисеть Юрию Алексеевичу не удалось. После катапультирования в герметичном скафандре не сразу открылся вентиляционный клапан, так что Гагарин чуть не задохнулся. Космонавту потребовалось минут шесть (по собственной оценке), чтобы исправить ситуацию. Лишь расстегнув оболочку, с помощью зеркала он вытащил тросик и смог вдохнуть воздух родной планеты.

Также оказалось, что при посадке открылись и основной, и запасной парашюты, что сильно затруднило управление. А когда под ногами замаячила ледяная гладь апрельской Волги, Гагарину пришлось применить все навыки, чтобы избежать крайне неприятного купания. К счастью, предполетная подготовка сделала свое дело — управляя стропами, космонавт увел парашюты и приземлился в 1,5—2 километрах от берега.

Рожденный для космоса

В отличие от авиационного училища, попадание Гагарина в отряд кандидатов для полета в космос произошло сравнительно гладко. В январе 1961 года он попал в группу из шести кандидатов, выделенных в особую группу, готовившуюся по ускоренной программе и вскоре официально получивших квалификацию «космонавт ВВС».

Товарищи Гагарина по отряду вспоминали, что неофициальным лидером он стал еще осенью 1960 года. Тогда сами кандидаты провели в своем кругу опрос: «Кто из шести должен первым полететь в космос?» Не сговариваясь, большинство назвало Гагарина. Если верить этим рассказам, то сам Гагарин указал имя Германа Титова.

Космический автобус

Общеизвестно, на каком автомобиле 12 апреля 1961-го Юрий Гагарин приехал на стартовую площадку корабля «Восток-1». Это был автобус ЛАЗ-695Б «Львов», работавший на Байконуре. И пусть внутреннее строение не отличало его от братьев по серии (рессорно-пружинная подвеска, бензиновый двигатель объемом 5,6 л и 109 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач), зато салон был создан под стать знаменательному моменту. Внутри — большое кресло для космонавта в скафандре, предусмотрены сиденья для медиков и обслуживающего персонала. Автобус был солидно оснащен даже для современных автомобилей — в машине был телефон, кондиционеры, аппаратура для киносъёмок, специализированное оборудование. Салон ЛАЗа был герметичным — так на космонавта в скафандре не попадет земная пыль.

При создании автобуса для космонавтов учитывали пожелания специалистам космодрома Байконур. Ободренный специальной госкомиссией, ЛАЗ-695Б стал прототипом «космобусов».

С этим автобусом связан странный обряд космонавтов перед полетом справлять нужду на переднее колесо машины. Традиция появилась случайно — так вынужден был сделать Юрий Гагарин перед первым полетом в космос. Какие удобства на стартовой площадке?!

«Гагаринский» автобус служил на космодроме до 1967 года. Но когда пошиб космонавт Владимир Комаров, машину заменили на ЛАЗ-695Е. Летчики — люди суеверные.

Алексей Леонов

«Волга» и Chevrolet Tahoe

Леонов с детства проявлял творческие способности и даже мечтал поступить в академию художеств в Риге. Но учиться в столице Латвии мальчику и его семье было не по карману, поэтому Алексей выбрал карьеру летчика. Это решение стало судьбоносным, а Леонов смог навеки вписать свое имя в историю. Первый человек, оказавшийся в открытом космосе, покинул земную стратосферу одиннадцатым по счету. Именно поэтому на наградной «Волге» Леонова был номер 011. Несколько лет назад появилась информация о том, что космонавт также являлся владельцем американского внедорожника Chevrolet Tahoe. Покупатель автомобиля определил, что первым владельцем его машины по ПТС был всемирно известный космонавт.

06.11.2018

03.09.2021

04.09.2018

20.12.2016

21.01.2020

17.10.2016

26.11.2018

13.11.2018

17.05.2019

11.12.2018

11.08.2016

21.06.2016

14.05.2019

23.05.2017

20.06.2018

20.08.2018

20.03.2019

24.05.2019


Автомобили

Машина для героя

После легендарного полета Гагарина приветствовали жители Куйбышева — именно туда отправили космонавта после приземления «Востока» под Саратовым. Кортеж для космонавта — полноприводный грузовик ЗИС-151 из воинской части. Туда и погрузили летчика, который успел снять скафандр и остался в теплой одежде.

Космонавту нужно было собираться в дорогу — уже 13 апреля его ждали с почестями в Москве. Он вернулся на Землю уже майором, поэтому буквально за ночь ему сшили новую форму. По прибытии в столицу Гагарина встречали руководство партии во главе с Никитой Хрущевым и голубой кабриолет ЗИЛ-111В. На этой шикарной машине герой въехал в столицу. На обочинах Ленинского проспекта стояли ликующие люди, бросавшие под колеса правительственного кабриолета цветы.

После этого Гагарина не раз будут так встречать в городах по всеми Советскому Союзу, и кортеж будет самый разный. Например, в Чернигове забыли предоставить открытый автомобиль для проезда по стадиону. Милиционеры «взяли» припаркованный у стадиона ГАЗ-69. По потом, конечно, вернули на место.

Говорили, что сразу после полета Гагарин получил в подарок от партии голубой кабриолет «Чайку», но его судьба так и осталась неизвестной.

Гагарину предоставили служебный автомобиль, но не представительский ЗИЛ, а внедорожник ГАЗ-69, машина для военных командиров и руководителей колхозов. Личным водителем был сержант из авиачасти. Позже первому космонавту планету выделили черную «Чайку» — ГАЗ-13. Большая, помпезная, с автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля и вакуумным усилителем тормозов, приемником с автоматической настройкой, электрическими стеклоподъемниками и двигателем мощностью 195 л.с., позволявшему «Чайке» разгоняться до сотни за 20 секунд. Этот служебный автомобиль был в распоряжении Гагарина до последних дней его короткой жизни.

ГАЗ-12 «ЗИМ»

(а был ли он – первый автомобиль космонавта?) Достаточно странно и необычно для большинства представителей поколения нынешнего, и вполне привычно для современников Гагарина то, что старший лейтенант военной истребительной авиации и член особого отряда космонавтов до космического полета… вообще не имел прав на управление моторизованным наземным транспортом! Тем не менее, по неподтвержденным документально данным, ведомый страстью к автомобилям пилот влез в огромные (по меркам молодого офицера) долги, чтобы приобрести авто своей мечты – представительский ГАЗ-12 «ЗиМ». Однако, кроме самого факта отсутствия водительского удостоверения у будущего космонавта, наличие автомобиля именно данной модели ставят под сомнение также и очевидцы, путаясь в показаниях. Так, кто-то утверждал, что речь шла о ГАЗ-13 (то ли седане, то ли кабриолете). История регистрации данного авто не сохранилась.

Гагаринская иномарка

Мечтой любого советского человека была иномарка, а уж тем более спортивная иномарка. Но Юрий Гагарин был необычным советским человеком.

Эту машину он случайно увидел на авиасалоне в Ле-Бурже. И восхитился необычными формами и ее техническим совершенством.

Выпускаемый аэрокосмической корпорацией Matra Djet V был первым среднемоторным спорткаром, выпускаемым серийно. Машина, разработанная гонщиком и конструктором Рене Бонне, была как прорыв в космос для своего времени – хребтовая рама, независимая подвеска, дисковые тормоза и композитный кузов. Двигатель развивал 90 лошадиных сил, но для легкого спорткара это было вполне достаточно.

Во Франции восторг машиной Юрием Гагариным не остался незамеченным. В компании решили, что лучшей рекламы для машины не придумаешь, и в 1965 году подарили серо-бежевый экземпляр первому космонавту.

Правда, ездил на Matra Гагарин не часто. Во-первых, это была слишком заметная даже в Москве машина. Для Гагарина, который был стопроцентно узнаваем, даже зайти в обычную столовую было проблемой, а уж тем более ездить на такой приметной машине. Во-вторых, Matra немного пугала первого космонавта. Юрий Гагарин заметил, что машина самопроизвольно ускоряется.

После гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина Matra Djet V у вдовы Гагарина купил председатель литовского объединения любителей антикварных машин RIEDUVA Кястусис Индзюлас. Машина до сих пор стоит в Каунасе в ангаре на улице Кестуче. Переговоры о покупке машины вел Музей космонавтики. Но, по слухам, переговоры не увенчались успехом – музею не хватило денег на этот ценный экземпляр.

В зеленогорском автомобильном музее красный Pontiac Tempest. По легенде он был подарен Гагарину во время визита в США, но в Штатах первый советский космонавт никогда не был. Машина, к которой приложил руку легендарный инженер и автомобильный конструктор Джон ДеЛориан, якобы, принадлежала механику Гагарина. Он и улучшил американскую конструкцию авиационными приборами в салоне.

60 лет полету Юрия Гагарина: в ЦПК хранится служебная «Волга» Ю.А.Гагарина

После полёта Юрия Гагарина в космос Центр подготовки космонавтов выделил ему служебную машину — чёрную «Волгу М-21«с государственным номером 84-61 ВГ. Сейчас этот автомобиль стоит в одном из корпусов ЦПК рядом с тренажёрами российского сегмента МКС, на которых космонавты готовятся к управлению кораблями и модулями.

Среди сотрудников Центра есть человек, который не только садился за руль раритетной машины, но и возил на ней Юрия Гагарина по служебным делам. Он не был одним из личных водителей первого космонавта, но должность позволяла выходить им на замену. Исфат Загирович Миннизянов в ноябре 1966 года был назначен командиром отделения АТО, а еще через год стал начальником гаража войсковой части 26266, то есть на тот момент Центра подготовки космонавтов.

«При мне личным водителем Юрия Алексеевича был Борис Бабкин, но иногда я возил Гагарина. Выезды были служебными: в ЦК, в ОКБ-1, — рассказал Исфат Загирович. — Мы не рассказывали о таких поездках, это была секретная информация. Но когда ехали по трассе, сотрудники госавтоинспекции отдавали честь. Они знали, что это за машина и кто в ней может находиться».

О разговорах с важным пассажиром, которые велись в машине во время служебных поездок, Миннизянов распространяться не любит. На вопрос, не боялся ли ДТП или покушений, отвечает, что он человек военный и всегда был начеку. Гагарина, как и других сотрудников ЦПК, которых ему приходилось возить, характеризует только с лучшей стороны. Исфат Загирович бережно хранит удостоверение шофёра-отличника, выданное ему за высокие показатели и отличную дисциплину при вождении транспорта в октябре 1963 года. В его личном архиве сохранилась и групповая фотография на фоне служебной «Волги» Гагарина. На ней Миннизянов третий слева.

В ЦПК Исфат Загирович трудится и по сей день, в ноябре 2021 года исполнится 55 лет с тех пор, как он поступил сюда на службу. Кстати, Юрий Гагарин и сам водил машину. В музее Центра хранится его водительское удостоверение, документ находился в бумажнике космонавта в момент его гибели. Помимо служебной у Гагарина была и личная «Волга М-21», тоже чёрная с номером 78-78 МОД. Это был подарок первому космонавту от советского правительства. Глядя на старые фото, не всегда можно понять, какая именно машина попала в кадр.

На самом деле они отличались не только номерными знаками. Модель личного автомобиля относится ко «второй серии» (16 прорезей на решётке радиатора и прозвище «акулья пасть»). Служебная «Волга М-21» была уже «третьей серии» (37 прорезей на решётке радиатора и прозвище «китовый ус»). Личный автомобиль Юрия Алексеевича стоит под специальным стеклянным куполом возле Дома-музея родителей Ю.А. Гагарина на родине космонавта в Смоленской области.

Как заводчане гагаринскую «Волгу» починили

Кстати, происхождение черной «Волги», которая сверкала уникальной хромированной красотой, до сих пор неизвестно. То ли космонавт приобрел ее лично, то ли престижное авто подарил сам Брежнев. Хотя техника была собрана на заказ, «ласточка» постоянно требовала ремонта. Но Гагарин не роптал. Когда он приехал с визитом к работникам ГАЗа, те, конечно, поинтересовались у всенародно любимого героя, работает ли исправно машина. На что Юрий сдержанно ответил, мол, ездит, но барахлит иногда. Заводчане не могли оставить такую оплошность и взялись переделать знаменитую «Волгу».

После полного преображения транспортное средство работало на отлично. До конца своих дней Гагарин отправлял всему коллективу ГАЗа теплые поздравления с профессиональным праздником и слова благодарности. Когда Юрий Алексеевич покинул этот мир, его вдова передала легендарное авто для экспозиции мемориального музея, посвященного супругу.

Первые служебные «ласточки» и подарки партийцев

Как только летчик и первый покоритель космоса Юрий Гагарин стал человеком первой величины, ему сразу же выделили служебный транспорт. Сначала это был простой советский «козлик» ГАЗ-69, за рулем которого находился водитель. Молодой сержант, который служил в ближайшей военной авиационной части. Гагарин, парень скромный и неунывающий, был рад и такому «железному коню».

Вскоре его автопарк пополнился куда более престижными, по тем временам, машинами. Сам космонавт купил красивую бежевую «Волгу» с эксклюзивными номерами. Ну а еще одну черную, с великолепным салоном приятного голубого цвета, покорителю космических далей вручило советское министерство. Также партия выделила для советского героя шикарную черную «Чайку». Элегантный дизайн которой и лаковый блеск покоряли с первого взгляда. На важные встречи Юрий Алексеевич передвигался чаще всего на престижной «птице».

«В космосе был, Бога не видел»

Тем не менее, отношение Юрия Гагарина к религии является предметом серьезных дискуссий. В собственной книге «Дорога в космос. Записки летчика-космонавта СССР», он писал:

Кроме того, существуют свидетельства и религиозности Юрия Гагарина. Так, Валентин Петров, один из работников Центра подготовки космонавтов, говорил:

«Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещеным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остается наша совместная поездка в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет.

Когда мы пришли в лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Еще даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать».

В статье корреспондента «Известий» Сергея Лескова «Главный полет человека» утверждается:

Инцидент с французским спорткаром

Однажды на выставке первоклассных автомобилей в столице Франции Гагарину уж очень приглянулся спорткар небесного цвета, купе «Матра Боннет», настоящее чудо на колесах. Конечно, иностранные фирмы и раньше пытались подарить советскому летчику прекрасные модели. Но он, разумеется, отказывался. На этот раз представители посольства посоветовали парижскому гостю презент принять. Однако фото югославского журналиста, на котором Гагарин любуется французской машиной, и язвительная подпись к снимку чуть было не вызвали скандал. За космонавта заступился начальник его отряда Каманин. Он пояснил Суслову, что принять иностранный подарок Юрию посоветовали советские министры.

Всегда дисциплинированный и спокойный, Гагарин обожал скорость и езду с ветерком. Как-то раз, он проехал на красный свет и попал в аварию — изрядно помял проезжающую впереди «Победу». Постовой, разумеется, хотел выгородить столь известную личность, и выписать штраф пострадавшему водителю, а не виновнику аварии. Но честный Гагарин остановил милиционера, признал свою вину и полностью оплатил расходы на ремонт пострадавшего транспортного средства.

«Француженка» с историей

Но не только отечественные автомобили были в гараже у первого космонавта Земли. Однажды французский авиационно-космический концерн Mechanique-Aviation-Traction подарил Гагарину небесно-голубое купе Matra-Bonnet Jet VS. Эту «ласточку» летчик приметил на международном авиасалоне в Париже. Сверхлёгкий кузов из стеклопластика, вес всего 600 кг, двигатель в 95 л.с. разгонял «Матру» до 200 км/ч.

Но именно с этой машиной был связан скандал. Космонавта, восторженно разглядывавшего «француженку», заметил югославский корреспондент журналист, снимок попал на страницы журнала с жестким комментарием, что «на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». Начальнику первого отряда космонавтов Николаю Каманину сразу позвонили — это был тогдашний генсек Михаил Суслов, первое лицо в государстве. Каманин ответил, что гоночное авто Гагарину подарили французы, так как летчик любит быструю езду, а не отказываться от подарка посоветовали министры Дементьев и Смирнов и посол в Париже Зорин. Напряжение удалось снять, но, возможно, из-за этого выезды Гагарина на «Матре» были такими редкими.

Он прокатился на этой машине 2 марта 1968 года, а 27 марта его жизнь трагически оборвалась… К месту своего последнего полета он отправился на автобусе ЛАЗ. Забыл пропуск, вернулся за ним на аэродром. Говорят, возвращаться — плохая примета. Так и получилось. В 10.30 самолёт МИГ-15, пилотируемый Героями СССР Гагариным и Серегиным, разбился под Владимиром. О причинах крушения спорят до сих пор…

Фото с интернет-ресурсов

Служебная черная «Чайка»

Прекрасная машина, которая даже сегодня ценится среди поклонников автомобилей. «Чайка» поступила в производство в 1959 году и принадлежала к представительскому классу.

Купить этот автомобиль было невозможно. Он никогда не поступал в свободную продажу. Не существовало и четко установленной цены. «Чайка» использовалась как служебный автомобиль, привозивший министров, первых лиц и чиновников. Иногда машину можно было «арендовать» на свадьбу.

Черную «Чайку» Юрию Гагарину выделило правительство. Автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов – это лишь часть достоинств автомобиля. Именно на нем Юрий Алексеевич ездил вплоть до своей гибели.

Отношение к автомобилям

Полина Гагарина принимает участие в множестве проектов, а также постоянно дает концерты, поэтому ей приходится часто передвигаться по городу. Как признавалась сама Полина, машина для нее является вторым домом, где она проводит большое количество времени, поэтому к выбору модели певица подходит ответственно.


Полина Гагарина в автомобиле

Полина рассказывала в одном из интервью, что она отлично знает Москву и считает, что хорошо водит машину. Водительский стаж девушки составляет 15 лет, она считает себя интеллигентным водителем. Полина только один раз попадала в ДТП, причем не по своей вине. 

Легенда о первом автомобиле

Каким же был первый автомобиль легендарного космонавта? Это до сих пор остается загадкой. Какую машину мог себе позволить старший лейтенант ВВС СССР Юрий Гагарин, тогда еще кандидат в космонавты? Одна из версий отечественных историков — еще до полета летчик купил шестиместный шестиоконный длиннобазный седан ГАЗ-12, который собирали тогда на заводе им. Молотова (в будущем — ГАЗ). По их мнению, летчик особо о. Но сами посудите, как летчик с окладом в 1500 руб. (до денежной реформы 1961-го) мог себе позволить авто стоимостью 40 000 руб.?! Можно предположить, что это шикарный ГАЗ-12 в автопарке Гагарина так и останется легендой.

Да и некогда было летчику космонавту задумываться о личном авто, когда вовсю шла подготовка к первому полету человека в космос, который сделает Гагарина знаменитым на весь мир. К слову, и покупка автомобиля в советские времена была сродни полету в космос — доступна единицам.

Любимая машина первого космонавта – Matra-Bonnet Jet VS

Сердце первого космонавта во время визита в Париж 1965-го года оказалось несвободным. Причем, он потерял покой не из-за женщины, не из-за французской кухни, Лувра или Версаля – Ю.А. Гагарин влюбился в… автомобиль! Воплощениемэтогочувствасталазнаменитаязарубежомфотосессия «My name is Commander Shepard, and this is my favorite store on the Citadel». По приезду на Родину Юрию Алексеевичу торжественно вручили ключи от Matra-Bonnet Jet VS – машина смотрелась на улицах Москвы просто фантастически (настоящий «звездолет на колесах»!) на фоне произведений скромного отечественного автопрома, да и характеристиками обладала незаурядными. При объеме двигателя 1,1 литр, мощность составляла 80 л.с., а максимальная скорость – до 172 км/час!

Ездил Герой Советского Союза чаще, тем не менее, на бежевой «Волге», так как появление его в общественных местах (и без того вызывающее восторг) на невиданном спорткаре просто эпатировало публику – от школьника до седовласого старца. Впоследствии, после гибели первого космонавта, с легкой руки советских номенклатурщиков легендарное авто загадочным образом перекочевало в одну из частных коллекций. Ходят слухи, что в настоящее время машина находится в Прибалтике. Российский автомобильный номер т001мр 77-й регион забронирован за Юрием Алексеевичем Гагариным посмертно. В Союзе ССР за космонавтами была закреплена серия «ммо». Цифры «космических» номерных знаков означают порядковый номер пилота, побывавшего на орбите.

Автомобили Юрия Гагарина

Первый покоритель космоса любил не только полеты, но и автомобили. Он ездил на нескольких ГАЗах, модифицированном ЗИЛе, Citroen, Pontiac, Rolls-Royce и даже спорткаре Matra. Гагарину нравилась скорость, но он старался никогда не лихачить.

ГАЗ-69

Первый полет в космос ознаменовался вручением Гагарину первого автомобиля — внедорожного ГАЗ-69. В то время у космонавта еще не было водительских прав, поэтому за рулем находился персональный водитель — сержант из авиационной части. При получении персонального ГАЗ-69 Гагарину сообщили, что ему еще полагается персональная «Волга», а также служебный автомобиль «Чайка».

ГАЗ-21

Спустя два месяца после возвращения на Землю первый космонавт сдал экзамены в ГАИ, получил водительское удостоверение и обзавелся черной «Волгой». Доподлинно неизвестно, как ГАЗ-21 с номером «78-78 МОД» оказался у покорителя космоса. Самая распространенная версия — космонавт купил машину на свою премию. Другие источники утверждают, что за высокое достижение авто ему подарило правительство СССР. В любом случае это была не стандартная «Волга», а машина со спецкомплектацией — более качественной отделкой салона, дополнительными хромированными деталями и другими опциями. Этот автомобиль по сей день находится в московском Музее космонавтики. Интересно, что у Гагарина была и другая «Волге» — бежевая с номером «12-04 ЮАГ» (12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин). Но о судьбе этой машины ничего неизвестно.

ЗИЛ-111

Первого космонавта приглашали на огромное количество официальных встреч. На них его привозили на роскошном (для СССР) лимузине ЗИЛ-111В. Визуально авто можно было перепутать с «Чайкой», но отличия все же были — в основном по технической части. Кроме того, машина имела откидывающийся верх. На парадах Юрий Гагарин появлялся тоже на этой машине. Серо-голубой модифицированный ЗИЛ-111 был мелкосерийным авто, за восемь лет выпуска таких собрали всего 112 штук.

Pontiac Tempest

В Зеленогорском автомузее можно увидеть красный Pontiac Tempest, который по слухам подарили Гагарину во время его визита в Соединенные Штаты, хотя первый покоритель космоса там не был. Tempest относится к первому поколению «понтиаков», а сконструировал его не кто иной, как Джон ДеЛориан. В целом, это очень интересный и необычный автомобиль с трансмиссией, перенесенной к задним колесам с целью лучшей развесовки.

Citroen DS19

В сети можно найти фотографию, где космонавт сидит за рулем этого авто. Считается, что машину пионеру космоса подарил Шарль де Голль. Переднеприводная иномарка, представленная в 1955 году, выглядела довольно футуристично и была необычной в техническом плане — особенно выделялась гидропневматическая подвеска.

Matra Djet V

Matra Djet, выпускаемая одноименной аэрокосмической компанией, стала первой серийной среднемоторной спортивной машиной. «Матру» отличала передовая для своего времени конструкция: нестандартная рама, независимая подвеска, дисковые тормоза, кузов из композитных материалов. Хотя мотор развивал всего 65, а в более современных модификациях 90 л. с., легкая машина была очень скоростной. Гагарин увидел Djet V на авиасалоне в Ле-Бурже, а несколько позже (в 1965 году) ему подарили этот автомобиль. Правда ездил космонавт на нем не часто, в основном по той причине, что споркар был чересчур ярким и заметным.

Chevrolet, Oldsmobile и Rolls-Royce Silver Cloud

В течение двух лет после полета Гагарин побывал в трех десятках стран. В Польше его перевозили в открытом Chevrolet, во время посещения Кубы космонавт ездил в Oldsmobile. По Великобритании Юрий Гагарин передвигался на кабриолете Rolls-Royce Silver Cloud Drophead с номерным знаком YG-1 и чуть менее роскошном Bentley S2.

Две «Волги» ГАЗ-21

Водительские права Гагарин получал, будучи первым космонавтом. Он прекрасно справился с экзаменом и сразу же получил соответствующий документ.

Вскоре у Юрия Алексеевича появилась первая «Волга» с номером «78-78 МОД». По одной из версий автомобиль он приобрел самостоятельно, за деньги от «космической» премии. По другой версии «Волгу» подарил Леонид Ильич Брежнев, курировавший в то время космическую программу.

Это был красивый черный автомобиль. Внутри его салон имел небесно-голубой цвет, а снаружи переливались хромированные детали. Машина имела какой-то дефект, отчего регулярно ломалась.

Юрий Алексеевич терпеливо относился к этому неудобству. Когда представители завода ГАЗ спросили его о «Волге», то космонавт признался, что машина часто бывает неисправной. Специалисты сразу же провели полную диагностику автомобиля и заменили все дефектные детали. В знак благодарности Гагарин ежегодно поздравлял сотрудников завода с профессиональным праздником.

Этот автомобиль вдова космонавта передала в музей.

Вторая «Волга» была бежевой и также имела красивый номерной знак «12-04-юаг». Считается, что этот автомобиль космонавт приобрел самостоятельно. Но его судьба неизвестна. В отличие от других машин Гагарина, неизвестно куда пропала бежевая «Волга».

«Блатные» номера

Часто Гагарина видели за рулем другой «двадцать первой» с номером «12-04 ЮАГ», но о судьбе этой бежевой «Волги» ничего не известно. В этой машине был символичен госномер: цифры обозначали дату первого полета космонавта, а буквы ЮАГ – его ФИО. Так что Гагарин был одним из первых обладателей «блатных» номеров.

Впрочем, по его колее пошли и другие космонавты. У Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича и Валерия Быковского на автомобильных номерах тоже были даты полетов – 06-08, 11-08, 12-08 и 14-06. А вот буквенные обозначения на их номерах тоже начинались с Юрия Алексеевича – буквосочетание ЮА в СССР было закреплено за Московской областью, где и располагается Звездный городок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector