Что понимается под временем реакции водителя и сколько секунд составляет среднее время

Советы водителям

Безопасное движение является сложной задачей, на которую имеет влияние множество дополнительных факторов. Причиной могут быть человеческие ошибки, поломки машины или ямы на дорогах, и каждая характеризуется своими особенностями и требует индивидуального подхода. Непрерывная оценка эффективности водителем своих действий позволяет выбрать решение, способствующее повышению безопасности дорожного движения.

Узнайте также: какие нарушения ПДД фиксируют камеры.

Советы, следование которым поможет сделать дорожное движение безопасным, приведены ниже:

Будьте бдительны — нужно рассматривать ПДД как руководящие принципы, а не строгие приказы, и знать, в каких ситуациях они применяются
Всегда важно оставлять себе возможность выбрать правильный вариант для каждого случая

Быть хозяином ситуации — помнить, что безопасность на дороге зависит не только от автомобиля, но и от водителя
Всегда стоит принимать во внимание всё, что происходит вокруг, а также собственные навыки вождения и тип ведомого автомобиля. Находясь за рулём, стоит позаботиться о своей концентрации и внимании

Контролировать свой страх — люди нередко теряются и пугаются при возникновении трудной ситуации на дороге
Однако уверенные навыки вождения, логическое мышление и хорошие привычки помогут взять под контроль проблему.

Уделять особое внимание безопасности — существует три типа водителей: те, кто вызвал аварию, те, кто был вовлечён в чрезвычайную ситуацию, вызванную другими участниками дорожного движения, и те, кто не попал в трудное положение
«Хороший» водитель — это не тот, кто никогда не сталкивался с аварией, а помнящий, что самое важное на дороге — безопасность, независимо от всего. Не отвлекаться — во время движения следует принимать во внимание всё окружающее водителя. Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним

Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону

Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним. Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону

Не отвлекаться — во время движения следует принимать во внимание всё окружающее водителя. Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним

Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону.

Ожидание неожиданного — опыт дорожного движения и понимание событий, происходящих на трассе, позволяет увидеть первые сигналы о ситуации, которая может привести к аварии. Стоит помнить, что не каждая катастрофа неизбежна.

Медленное движение — путешествие в спокойном, разумном темпе даст достаточно времени и пространства для реакции, если что-то случится на дороге.

Управление рулевым колесом — большинство водителей не уделяют достаточного внимания тому, что происходит с рулём во время вождения

Если случается потеря контроля над автомобилем, именно оно будет первой точкой, где это можно будет заметить, а также первым местом, где автомобилист сможет отреагировать и исправить положение.

Плавное вождение — важно обращаться с рулём и тормозами осторожно. Входить в поворот или торможение определённо, но постепенно, избегая резких движений

Определение своих возможностей и ограничений — важно правильно оценивать свой уровень, как водителя, и не бравировать, пытаясь выйти за безопасные пределы своих умений.

Скорость и время отклика являются двумя ключевыми факторами, которые определяют, успеет ли автомобилист остановить транспорт или столкнётся с препятствием. Даже небольшое увеличение скорости значительно увеличивает тормозной путь, и к этому необходимо добавить время реакции водителя

Вот почему так важно, чтобы перед поездкой человек был максимально отдохнувшим или же делал частые остановки в дороге, что позволит ему дольше сохранять концентрацию внимания

Требования

Основы в требованиях – это знание и соблюдение Правил. Помимо этого, понадобится еще постоянно отслеживать новшества, какие могут ежегодно вноситься в Правила.

Когда-то, например, не требовалось клеить на машину знак «Начинающий водитель». А теперь этот восклицательный знак необходим для автомобилистов-новичков, чей опыт вождения составляет менее 2-х лет. Об этом говорится в п.8 Положения по допуску машины к применению на дорогах.

Дополнительно Правила могут выдвигать и другие требования к специфической категории участника автомобильного дорожного движения.

Основные стандарты поведения на дорогах для водителей неавтомобильного транспорта раскрыты в Разделе №24 Правил.

Они показывают последовательность действий, порядок, как себя вести, следующим участникам:

  • велосипедистам;
  • управляющим мопедами, скутерами, мотороллерами;
  • погонщикам стадных животных;
  • ездокам лошадей, иных животных;
  • ведущим повозки гужевого транспорта;
  • наездникам саней и прочим похожим.

Каждый из них в общем порядке обязан знак сигнально-знаковую систему ПДД, побеспокоиться о собственной безопасности, и безопасности иных водителей, пассажиров или пешеходов.

Поэтому следует обозначить основные требования к автомобилистам по отношению к их собственному здоровью, осведомленности в правилах, знаках, законах, даже ношению обуви по нормативу.

Сколько секунд должна быть реакция

Реакция у всех водителей разная. Иногда хватает 2-х секунд, чтоб вовремя затормозить, после того, как увидел, что из-за поворота выскочила машина. Общая норма должной реакции составляет от 0,5 до 2 секунд.

По статистике, в среднем возможности когнитивно-сенсорные (познавательно-реакционные) возможности автомобилиста сводятся к следующим показателям реагирования на происходящее во внешней среде:

Водитель, ведущий легковую машину, автобус, грузовик, иное, способен:
за 1 секунду за 1 минуту за 2 минуты
• заметить более 10 и более предметов;
• сделать 2 или больше наблюдений;
• принять от 1-го до 3-х решений.
Выполнить от 30 до 120 движений разного типа.
Например:
1. Сначала убедиться в безопасности маневра.
2. Потом осмотреться по знакам.
3. И совершить его.
Совершить одну ошибку или предпринять попытку не допустить ее совершения.

Из этого следует, что водитель рискует попасть по собственной вине в аварийную ситуацию примерно 1 раз в месяц при интенсивном городском движении. А быть участником ДТП он может 1 раз в 6 лет.

Отсюда напрашивается вывод, что если досконально соблюдать все правила, смотреть по ситуации на дороге и не допускать столкновений, то риски столкновений сводятся к минимальным значениям.

Что запрещается при езде

Подпункт 2.7 пункта 2 Правил диктует основополагающие факторы и ситуации, когда на действия автомобилиста или автовладельца налагаются запреты или ограничения.

Это может быть случай, когда неправильно совершается остановка, объезд, либо машиной незаконно распорядились.

В таблице представлена информация об ограничениях или запретах как во время езды, так и вне ее:

Номер абзаца
подпункта 2.7
п. 2 Правил ДД
Водителю не разрешено
Первый 1. Вести машину в пьяном, одурманенном состоянии из-за употребления наркотиков или спиртного.
2. Управлять машиной, находясь под воздействием сильнодействующих на внимательность и реакцию лекарств.
3. Ездить на авто во время усталости или болезненности.
Второй 1. Доверять вождение тому, кто уже пьян или находится под влиянием наркотических средств, лекарств, утомлен, чрезвычайно болен.
2. Управлять автомобилем в отсутствие на это права, а также разрешать садится за руль и вести машину лицам, не имеющим на это права.
3. Эксплуатировать автотранспортное средство такой категории, которая не открыта в водительском удостоверении.
Третий Разбивать едущие, идущие колонны, пересекать их на машине, пристраиваться в их ряды.
Четвертый 1. Распивать спиртное за рулем или сразу после проверки инспектором ГАИ на состояние опьянения.
2. Употреблять во время езды наркотики, грибы, иной дурман.
3. Принимать психотропные медикаменты в пути.
Пятый Ездить, нарушая режим отдыха, который устанавливается в каждом регионе свой. В случаях заграничных поездок, устанавливается международными договорами.
Шестой Использовать мобильный телефон без гарнитуры при управлении автотранспортным средством.
Седьмой 1. Не уступать проезд автомашинам, движущимся по главному пути.
2. Игнорировать стандарт о соблюдении дистанции, интервалов по бокам корпусов между машинами.
3. Резко тормозить, когда нет угроз безопасности, рисков столкновения.
4. Мешать обгону, осуществляемому другими машинами.

Об этих моментах, в каком порядке проводится управление автомобилем с целью учебы на вождение, подробно сказано в разделе Правил ДД №21.

Так как проезжая часть поделена на специальные полосу, имеет знаки, для водителя важно придерживаться их указаний. Только в этом случае возможна безопасная езда

Время реакции водителя, определение, от чего зависит

Время реакции представляет собой тот момент, когда находившейся за рулём уже заметил изменения на дороге, но предпринять ещё ничего не успел. Можно только представить, что происходит в этот период в голове у водителя, который сейчас медленно осознаёт, что является без 5-ти минут убийцей.

Любые цифры будут сугубо индивидуальны и могут зависеть от множества факторов. Так, на скорость реакции сильно влияют психическое состояние, физическое здоровье, наличие отвлекающих факторов или неполадки в самом транспорте (ненастроенные тормоза, к примеру).

Факторы, уменьшающие скорость реакции:

  1. Время суток. Раннее утро (4 — 5 часов утра) действует «усыпляюще», из-за этого повышается количество затрачиваемого времени на раздумье. Сумерки же мешают увидеть опасность заблаговременно.
  2. Психическая составляющая. Недавняя ссора, затруднения на роботе, грозящее опоздание, если не ускориться. Уставший за предыдущие сутки, переживающий за предстоящие события человек, будет отвлечён немного другим.
  3. Физическое состояние. Имеются в виду болезнь, принятые несколько часов назад успокоительные, транквилизаторы, а также алкогольное опьянение. Всё это по отдельности или в совокупности, существенно снижает реакцию.
  4. Нетипичность. Растерянность из-за нестандартной ситуации усугубляет проблему.
  5. Пол, стаж.

Сюда же можно добавить характер человека и его психотип. Климатические факторы тоже надо учитывать. Лёд, дождь – всё, что ухудшает сцепление шин с дорогой и уменьшает видение, негативно влияет на управление машиной.

Факторы, влияющие на время реакции водителя

Человек — это биологический организм, реакции которого постоянно меняются и зависят от различных факторов.

Что же влияет на реагирование шофера и его восприятие опасной ситуации:

  1. Пол — мужчины, управляющие транспортным средством, быстрее реагируют на появление сигнала опасности, время реагирования у них составляет 1,8 с., а у женщин — 2,8 с., простую ситуацию они воспринимают практически одинаково.
  2. Возраст — у собственников машин, чей возраст не превышает 30 лет, восприятие опасной ситуации происходит скорее, чем у водителей от 40 лет и выше. Но люди старшего возраста быстрее принимают правильные решения, а время реакции у них стабильно. Молодому автолюбителю для решения простой ситуации нужно 0,17 с., для сложной — 1,54 с. К 60 годам показатели изменяются: для простой ситуации — 0,26 с., для сложной — 2,05 с.
  3. Опыт — при возникновении аварийной ситуации на дороге всегда видно опытного шофера. Он не паникует и не суетится, действия его быстры и выверены.
  4. Физическая подготовка — виды спорта, направленные на выработку реакции и выносливости, помогают любителям езды за рулем быстрее воспринимать опасную ситуацию и верно подбирать стратегические действия.
  5. Рабочее место — совокупность мелочей, способных отвлечь автомобилиста (неудобное кресло, духота в кабине, неплотно прикрытые двери, неправильно установленный груз в багажнике, шумные пассажиры) увеличивают время реакции.
  6. Время суток — биологические часы человека установлены так, что в ночной период происходит снижение концентрации внимания, ему чаще хочется спать. Ночью срок восприятия увеличивается на 20 — 25%. Предрассветные часы и время перед закатом также тяжелы для шофера. Поэтому он дольше реагирует даже на простую дорожную ситуацию, а это может привести к ДТП.
  7. Погодные условия — дождь, снег, туман, обледенение дороги усложняют управление автомобилем, увеличивают скорость реакции водителя.
  8. Медицинские препараты — существует большой список медикаментов, которые нельзя употреблять, если планируется поездка за рулем. Это могут быть самые распространенные лекарства, снимающие болевые симптомы, помогающие при простуде.
  9. Алкоголь — ни для кого не секрет, что алкоголь и вождение автомобиля — несовместимые понятия. Ответственный водитель не позволит себе употреблять алкоголь накануне поездки, и тем более пить за рулем. Большая часть ДТП происходит в нетрезвом виде, потому что алкоголь снижает концентрацию внимания, сужает обзор зрения, тормозит двигательные рефлексы. Время для предотвращения ДТП увеличивается в несколько раз.
  10. Условия работы — как ни странно, водителю легче реагировать на сигнал опасности в пределах города, чем на загородных трассах. Монотонная дорога расслабляет и снижает уровень внимательности, в результате автомобилист неверно оценивает ситуацию.

Приведенные цифры относительны. Человек может корректировать показатели путем изменения влияния факторов, улучшив условия работы, исключив медицинские препараты и алкоголь.

Этапы процесса реакции

Всё время реакции условно делится на этапы:

  1. Оценка обстановки.
  2. Принятие решения.
  3. Реагирование.

На первом этапе совершается перенесение информации от сенсора в мозг, и её обработка. Правда, одно дело — обдумать обстановку конструктивно, и, согласно принятому впоследствии решению — делать. Совсем другое — паника. Возникает она, когда в мозг поступает необычная информация, а он не научен действовать по ситуации. Большинство из нас редко встречаются с чем-то необычным, поэтому в стрессовых ситуациях «зависают».

Вторым этапом служит принятие решения в согласии с обстановкой. Находящийся за рулём решает, нужно ли ему тормозить, дать ли звуковой сигнал или это напугает пешехода, свернуть с дороги или продолжить движение. В обычном состоянии у мозга может быть достаточно времени, чтобы принять решение, переоценить обстановку, потом изменить его. В критической ситуации изменить его некогда и когда водитель пытается это сделать, он начинает метаться. А это тоже занимает время.

Завершающий этап – непосредственно реакция, где находящийся за рулём действует, чтобы предотвратить аварию. Вся психомоторика направлена на ускорение наступления именно завершающего этапа.

Какие факторы влияют на время реакции

На время реакции водителя влияет множество факторов: от возраста до психофизического здоровья

Важно помнить, что некоторые факторы автомобилист создает сам. В машине не должно быть хаотичного беспорядка, слишком громкой музыки, а пассажирам не следует отвлекать водителя

От чего зависит

На время реакции влияют несколько факторов, а не только личные особенности человека. У всех людей разное время реакции. Оно зависит от:

Возраста. У молодых людей скорость реакции быстрее. Однако, пожилые и граждане среднего возраста тратят меньше времени на раздумья и принятие верного решения — проще говоря, они не мечутся, а сразу делают. Поэтому время реакции у них стабильнее.
Опыта и водительского стажа. Даже идеальное знание ПДД не может заменить опыт и «набитые шишки». Чем больше стаж, тем лучше и быстрее реакция на дорожную опасность. С годами автомобилисты обретают способность предугадывать ситуацию на дороге, что значительно сокращает время реакции водителя со стажем.
Времени суток и погодных условий. В темноте или условиях плохой видимости из-за погоды время реакции увеличивается. Кроме того, ночью бдительность человека притупляется. Вероятность ДТП в дождь или снег повышается, так как увеличивается скоростной путь автомобиля и ухудшается контроль над средствами управления.
Условий вождения. Люди, которые регулярно ездят по городу, а не только по загородной трассе, быстрее реагируют на опасность. Это обусловлено тем, что в городе более высокая интенсивность движения и чаще приходится совершать маневры, смотреть на знаки, разметку и светофоры.
Тренированности. Физическая активность улучшает реакцию. Водитель, который регулярно играет в футбол, например, среагирует лучше, чем любитель посидеть на диване.
Факторов утомления. Усталость снижает реакцию, поэтому водить машину, будучи сонным или уставшим нежелательно.
Принятия медикаментов

Некоторые медицинские препараты снижают внимание и реакцию — об этом пишут в инструкции. Во время лечения лекарствами, которые влияют на способность безопасного вождения, лучше воздержаться от поездок за рулем.
Алкоголя и наркотиков

Всем известно, что в нетрезвом состоянии нельзя водить машину. Несмотря на этот запрет, некоторые водители все же пренебрегают этим правилом. Алкоголь значительно снижает время реакции и повышает вероятность ДТП.
Отвлекающих деталей. Таковой является мобильный телефон. Будучи за рулем не стоит переписываться или говорить по телефону.
Радио и музыки. Голос диктора или громкая музыка отвлекают от вождения. Если же водитель утомился и включил медленную спокойную музыку, то возникает риск заснуть за рулем. Если избежать вождения в состоянии утомления нельзя, то лучше включить что-то энергичное, а не расслабляющее.

Этапы процесса реакции на ситуацию

Реагирование на опасность происходит в несколько этапов, каждый из которых занимает какое-то время.

  1. Психическая реакция, то есть осознание, что надвигается опасность. Это мыслительный процесс, который должен занять короткий временной промежуток и увенчаться выбором правильного решения.
  2. Принятие действий по избеганию опасности, то есть непосредственная реакция. На этом этапе водитель поворачивает руль (при необходимости), жмет на педаль тормоза или совершает другие действия для ухода от аварии. Нужно учитывать, что момент переноса ноги на педаль тормоза тоже занимает несколько долей секунды.

ВАЖНО! За время психической реакции человек не предпринимает никаких реальных действий. Проще говоря — он ничего не делает физически

Среднее значение

Время реакции водителя варьируется от 0,3 до 1,7 секунды. Средним значением считается 1 секунда. Этот показатель был получен после многочисленных экспериментов. При судебно-медицинской экспертизе ДТП используется понятие нормативного времени восприятия сложной ситуации. В среднем оно составляется 0,8 секунды.

Влияние фактора утомления

Утомление сильно притупляет реакцию. Факторами, указывающими на то, что водителю необходимо отдохнуть, являются:

  • усталость. Уставший водитель совершает больше резких и необдуманных действий за рулем;
  • сонливость и вялость;
  • притупление внимания;
  • притупление зрения и слуха. Органы чувств находятся будто в затуманенном состоянии;
  • мыслительная деятельность замедляется.

Управление транспортным средством в утомленном состоянии запрещено, так как оно может привести к аварии. Кроме того, в сонном состоянии легче получить травму, так как мышцы расслаблены.

ВАЖНО! Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 06:00 (особенно в 04:00) и примерно через половину суток — с 13:00 до 16:00

Влияние утомления на реакцию водителя

Человек, любящий езду за рулем, избежит неприятных ситуаций на дорогах, если будет внимательным к своему самочувствию. Болезненное состояние, переутомление снижают восприятие опасности.

Признаки утомления:

появляется сонливость;
присутствует вялость;
притупляется внимание.

Категорически нельзя вести машину, если собственник машины почувствовал утомление. Он может просто заснуть за рулем, а это чаще всего приводит к авариям на дорогах. Правильным в этой ситуации будет поспать минут 30 — 40.

Но есть индивидуальные особенности организма: тип высшей нервной деятельности и темперамент. Они влияют на временной отрезок, в течение которого поступил сигнал к водителю.

Например, холерик, который имеет сильный, но неуравновешенный темперамент, быстрее реагирует на изменение дорожной ситуации на 25 — 30% в отличие от флегматика, отличающегося сильным уравновешенным типом нервной деятельности. Но при выборе решения холерик допускает больше ошибок.

Время реакции водителя это промежуток времени между возникновением дорожной ситуации и реакцией органов чувств шофера на нее.

Объяснение простое, не так ли? Но между тем, оно практически не раскрывает особенности водительской реакции, периода, потраченного на нее в самых разных условиях. Все это следует знать, дабы минимизировать вероятность ДТП. Знание — сила.

Полная схема получаемого автомобилистом сигнала выглядит примерно так. Изменение ситуации на дороге воспринимается, как правило, зрением автомобилиста. Сигнал опасности поступает в его нервную систему, где формируется решение чем действовать: рулем, тормозом и пр. Но организм каждого человека очень сложная система, и сиюминутное получение сигнала о грядущей опасности почти невозможно.

Мозгу, на то, чтобы обработать информации, необходимо 0,8 сек. Но реальность сильно отличается от теории. В идеальном положении для торможения автомобилисту нужно только перекинуть ноги с педали акселератора на тормоз, это займет примерно полсекунды. Если нужно будет объехать препятствия, то управление несколько усложнится и, конечно же, времени потребуется больше.

Пол

Автомобилисты мужского пола на опасность реагируют скорее женщин на целых 0,05 сек. Но машиной дамы управляют лучше мужчин.

Возраст

Улавливание сигнала и фильтрация информации у молодых происходит быстрее. Однако пожилые люди на принятие необходимых решений затрачивают меньше времени, да реакция их намного стабильнее.

Стаж

Знания это очень хорошо, но они не способны заменить жизненный опыт. Автолюбители со стажем ведут себя на дороге спокойно и уверенно. Приобретенный за годы опыт позволяет водителю предугадывать дорожную ситуацию.

Тренированность

Занятие спортом оздоровливающе сказывается на человеческом организме, а потому, физически здоровые автомобилисты быстрее способны среагировать на появившуюся опасную ситуацию.

Условия работы

Езда по городу — частое изменение ситуации на дороге. Именно поэтому автомобилист загодя себя на такое настраивает и быстрее реагирует на внезапно возникшую на трассе опасную ситуацию.

Время суток

В темноте у автомобилиста притупляется почти в пять раз бдительность. Для автомобилиста самое коварное время суток — сумерки и рассвет.

Плохая погода

Все, что мешает обзору – дождь, снег или туман – притупляет реакцию водителя. Слабое сцепление колес автомобиля с дорогой, может самую безобидную ситуацию превратить в аварийную.

Алкоголь

Спиртные напитки тормозят реакцию автомобилиста и совсем не важно, какую дозу он принял «на грудь». Даже незначительное количество алкоголя может сделать из автомобилиста преступника

Сотовый телефон

Мобильник не меньше, нежели алкоголь, вреден для водителя.

Медикаменты

После приема некоторых лекарств управлять ТС противопоказано, особенно если это психотропные препараты. Разнообразные стимуляторы так же очень опасны, ибо после их приема кратковременное возбуждение переходит в резкий спад.

Переутомление

Уставшему водителю не следует садиться за руль. Автомобилистам-дальнобойщикам необходимо учесть, что 14-16-часовое вождение сильно снижает реакцию.

Водительское место

С хорошей эргономикой автомобилист лучше успевает реагировать на дорожную ситуацию. Кресло по росту, хорошо вентилируемая кабина и отсутствие помех — обязательное условие безаварийной езды.

Музыка

Прослушивание аудиозаписей снижают усталость. Но это более всего относится к междугородным трассам, поскольку при езде по городу, музыка сильно отвлекает.

Ароматы

Запахи на водителя воздействую не хуже музыки. Ароматы бывают всякими: одни действуют расслабляюще, а другие бодрят

Удачно подобранный запах повысит внимание

Шоферская «доля» одна из самых рискованных. Она от водителя требует понимания всех нюансов того, как человеческий организм реагирует на все происходящее на дороге и что влияет на его реакцию.

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector