Пусковое устройство для автомобиля: 6 лучших моделей

Причины разрядки аккумуляторов

Первое. Причин, из-за которых может разрядиться батарея много, но самой распространённой, является выход из строя из-за окончания срока службы АКБ.

Несмотря на то, что технический прогресс шагает по планете семимильными шагами, в области автомобильных аккумуляторов он законсервировался на уровне 80-90-х годов прошлого века.

Даже те батареи, которые выпускаются сегодня, можно считать хуже по качеству, чем те, что производились в СССР. Они по-прежнему свинцовые, по-прежнему кислотные и точно так же подвержены сульфатации, как и их собратья почти четверть века назад.

Только если их советские собратья были приспособлены к ремонту и возможности продления их срока службы, то сегодня батареи необслуживаемые и, просто, выбрасываются.

Так что если вашему аккумулятору уже 5 лет и более, то его выход из строя на 90% связан с окончанием его срока службы и вам, просто, пора менять батарею.

Два. Другой распространённой причиной разрядки батарей являются перебои в её зарядке.

Это может произойти из-за нескольких ситуаций:

  • Выход из строя генератора:
  • Повреждение цепи зарядки аккумулятора;
  • Обрыв ремня генератора;
  • Ослабление натяжение ремня генератора;
  • Перегорание диодного моста в генераторе;
  • Выход из строя регулятора напряжения.

Три. Третью причину в нашем списке можно считать курьёзной. Хотя последствия у неё отнюдь не курьёзные, а более чем, серьёзные.

Это разрядка АКБ из-за оставленного включенного потребителя. Чаще всего водители в машине забывают выключить свет в салоне или оставляют включённым радиоприёмник.

Одним словом, если на ночь оставить включенным какой-то потребитель электроэнергии, то на утро вас может ждать разряженная аккумуляторная батарея.

Четыре. Ну и последняя причина самая банальная – сильный мороз на улице. Дело в том, что под действием низких температур ёмкость АКБ уменьшается.

Это накладывается на то, что под действием низких температур загустевает масло в двигателе и для того что бы его провернуть стартеру требуется больше энергии.

Таким образом, если ваш аккумулятор не первой свежести, а температура окружающей среды серьёзно снизилась, то запаса энергии в батареи может не хватить для запуска двигателя.

Пусковое устройство на основе трансформатора своими руками

Самодельное пусковое устройство для автомобиля обязательно включает в себя трансформатор – основополагающую часть схемы. Сечение его сердечника – от 36 кв. см. Для обмотки I применяется медный провод сечением от 2-х мм. При самостоятельном наматывании используйте провод c лаковой изоляцией. Витки (от 260 до 290) нужно располагать в три слоя, между которыми прокладывается изоляционный материал (например, бумага). После того как первичная обмотка будет готова, проконтролируйте холостой ход: требуемый ток – 200–380 мА (при этом трансформатор не должен греться). Наилучший вариант – использование заводского трансформатора. Но в этом случае вторичную обмотку всё равно придётся убрать. Её нужно намотать самостоятельно (сечение – 10 кв. мм, если используется провод с несколькими жилами – 6 кв. мм), напряжение – 13,8–13,9 В. Для его измерения используйте нагрузочный резистор на 5–10 Ом. Чтобы этого добиться, подойдёт метод «тыка»:

  1. Намотайте 10 витков, включите трансформатор в сеть и измерьте напряжение. Полученное число разделите на 10 и в итоге поймёте, сколько вольт содержится в одном витке.
  2. Домотайте необходимые витки, чтобы напряжение соответствовало 13,8–13,9В.

Суть работы пускозарядного устройства описываемого типа несложна: трансформатор понижает напряжение, которое диоды выпрямляют, преобразуя переменный ток в постоянный. Далее его пульсации сглаживаются фильтрующим конденсатором. В некоторых более сложных схемах дополнительно применяются тиристоры, транзисторы. Эти элементы, включаемые после диодного моста, окончательно выпрямляют ток. Ниже – схема пускового устройства для автомобиля своими руками:

Используемые здесь диоды обязаны пропускать большой обратный ток (от 250 А) и напряжение не менее 50 В. Как вариант можно использовать электронный компонент Д161-250 с индексом в конце обозначения от 3-х до 18-ти.

У трансформаторного ПЗУ всего лишь один недостаток – большая масса устройства. Однако этот минус вполне компенсируется множеством плюсов:

  • высокая надёжность и мощность;
  • возможность использования на машине, у которой АКБ совсем умерла;
  • простота конструкции, позволяющая собрать её самостоятельно;
  • возможность регулировки напряжения и силы тока.

Особенность схем на тиристорах – работа в автоматическом режиме. Когда двигатель заглушен, а ПЗУ подключено к выводам аккумулятора, на него напряжение не поступает. В момент старта, когда на клеммах АКБ менее 10 В, устройство вступает в работу и подпитывает батарею, обеспечивая проворачивание коленчатого вала. Как только напряжение перевалит за 10 В, ПЗУ, благодаря запиранию тиристоров, перестанет помогать АКБ. Основной плюс этой схемы: отсутствие вреда, наносимого аккумулятору. Предлагаемое портативное пусковое устройство для автомобиля своими руками можно сделать, применяя одну из двух схем.

Видео «Как собрать регулируемое ПЗУ»

Пользователь valeriyvalki подробно рассказал о процедуре сборки регулируемого ПЗУ с описанием всех особенностей и компонентов, которые применялись для разработки.

Зима, мороз, машина не заводится, пока пробовали завести, аккумулятор разрядился в конец, чешем “репу”, думаем, как решить проблему… Знакомая ситуация? Думаю, те кто живет в северных районах нашей необъятной, не раз сталкивались с проблемным заводом своего авто в холодное время года. И вот тогда возникает такой случай, начинаем думать, а неплохо было бы иметь под руками пусковое устройство, предназначенное именно для таких целей.

Естественно покупать такой девайс промышленного производства не есть дешевое удовольствие, поэтому целью данной статьи является предоставить вам информацию, каким образом пусковое устройство можно сделать своими руками с минимальными затратами.

Схема пускового устройства, которую мы хотим вам предложить, простая, но надежная, смотри рисунок 1.

Это устройство предназначено для пуска двигателя транспортного средства с 12 вольтовой бортовой сетью. Основным элементом схемы является мощный понижающий трансформатор. Жирными линиями на схеме обозначены силовые цепи, идущие от пускового устройства на клеммы аккумулятора.

По выходу вторичной обмотки трансформатора стоят два тиристора, которые управляются узлом контроля напряжения. Узел контроля собран на трех транзисторах, порог срабатывания определяется номиналом стабилитрона и двумя резисторами, образующими делитель напряжения.

Работает устройство следующим образом. После подключения силовых проводов к клеммам аккумулятора и включении сети, никакого напряжения на батарею не подается. Начинаем заводить двигатель, и если U аккумулятора упадет ниже порога срабатывания узла контроля напряжения (это ниже 10 вольт), оно подаст сигнал на открытие тиристоров, аккумулятор получит подпитку от пускового устройства.

При достижении напряжения на клеммах выше 10 вольт, пусковое устройство запрет тиристоры, подпитка батареи прекратится. Как говорит автор данной конструкции, такой метод позволяет не наносить вред автомобильному аккумулятору.

Трансформатор для пускового устройства.

Для того чтобы прикинуть, какой мощности нужен трансформатор для пускового устройства, нужно учесть, что в момент пуска стартера, он потребляет ток порядка 200 ампер, а когда раскрутится – ампер 80-100 (напряжение 12 – 14 вольт). Так как пусковое устройство подсоединяется непосредственно к клеммам аккумулятора, то в момент завода автомобиля какая-то часть электроэнергии будет отдаваться самим аккумулятором, а какая-то часть будет идти от пускового устройства. Умножаем ток на напряжение (100 х 14), получаем мощность 1400 ватт. Хотя автор вышеприведенной схемы утверждает, что и 500 ваттного трансформатора достаточно для завода автомобиля с бортовой сетью 12 вольт.

В авторском исполнении был применен трансформатор с габаритной мощностью 500 ватт, сечение провода II обмотки 14 кв. мм (это сложенный вдвое провод диаметром 3 мм). Выходное напряжение 15…18 вольт.

На всякий случай напомним формулу соотношения диаметра провода к площади поперечного сечения, это диаметр в квадрате умноженный на 0,7854. То есть два провода диаметром 3 мм дадут (3*3*0,7854*2) 14,1372 кв. мм .

Приводить конкретные данные по трансформатору в этой статье особого смысла не имеет, ведь для начала необходимо как минимум иметь более-менее подходящее трансформаторное железо, ну а потом, опираясь на фактические размеры, произвести расчет намоточных данных именно для него.

Остальные элементы схемы.

Тиристоры:

при двухполупериодной схеме – на ток от 80А и выше. Например: ТС80, Т15-80, Т151-80, Т242-80, Т15-100, ТС125, Т161-125 и т.д. При реализации второго варианта с использованием мостового выпрямителя (смотри схему выше), тиристоры должны быть раза в 2 мощнее. Например: Т15-160, Т161-160, ТС161-160, Т160, Т123-200, Т200, Т15-250, Т16-250 и им подобные.

Классификация пуско-зарядных устройств

Несмотря на похожие функции по запуску ДВС, ПЗУ бывают нескольких видов по исполнению и механизму. Виды ПЗУ:

  • трансформаторные;
  • аккумуляторные;
  • конденсаторные;
  • импульсные.

Существуют также и заводские модели, среди которых нужно выбрать ПЗУ, запускающиеся без аккумулятора и работающего стабильно даже при сильном морозе.

На выходе каждого из них получается ток определённого значения и напряжение (U) 12 или 24 В (зависит от модели устройства).

Наиболее популярны трансформаторные ПЗУ, благодаря своей надёжности и ремонтоспособности. Однако и среди других видов есть достойные модели.

Трансформаторный тип

Принцип работы трансформаторных ПЗУ очень прост. Трансформатор преобразует сетевое U в пониженное переменное, которое выпрямляется диодным мостом. После диодного моста постоянный ток с пульсирующими амплитудными составляющими сглаживается конденсаторным фильтром. После фильтра происходит увеличение номинала тока при помощи различного рода усилителей, выполненных на транзисторах, тиристорах и других элементах. Основными преимуществами ПЗУ трансформаторного типа являются следующие:

  • надёжность;
  • высокая мощность;
  • запуск авто в случае, если аккумулятор является «мёртвым»;
  • простое устройство;
  • регулирование значений U и силы тока (I).

Недостатками являются его габариты и вес. Если нет возможности купить, то нужно собрать пуско-зарядное устройство для автомобиля своими руками. Трансформаторный тип имеет достаточно простое устройство (схема 1).

Схема 1 — Самодельное пусковое устройство для автомобиля.

Для изготовления пуско-зарядного устройства своими руками, схема которого включает в себя трансформатор и выпрямитель, нужно найти радиодетали или приобрести в специализированном магазине. Основные требования к трансформатору:

  • мощность (P): 1,3−1,6 кВт;
  • U = 12−24 В (зависит от транспортного средства);
  • ток II обмотки: 100−200 А (стартер при вращении коленвала потребляет около 100 А);
  • площадь (S) магнитопровода: 37 кв. см;
  • диаметры провода I и II обмоток: 2 и 10 кв. мм;
  • количество витков II обмотки подбирается при расчете.

Диоды подбираются согласно справочной литературе. Они должны быть рассчитаны на большой I и обратное U > 50 В (Д161-Д250).

Если нет возможности найти мощный трансформатор, то схему простого пуско-зарядного автомобильного устройства придется усложнить добавлением каскада усилителя на тиристоре и транзисторах (схема 2).

Схема 2 — Пуско-зарядное своими руками с усилителем мощности.

Принцип работы ПЗУ с усилителем достаточно прост. Его нужно подсоединить к клеммам аккумулятора. Если заряд АКБ нормальный, то U не поступает с ПЗУ. Однако если АКБ разряжен, то открывается переход тиристора и электрооборудование питается от ПЗУ. Если U увеличивается до 12/24 В, то тиристоры закрываются (устройство отключается). Существует два вида тиристорных трансформаторных ПЗУ:

  • двуполупериодная;
  • мостовая.

При двуполупериодной схеме изготовления нужно выбирать тиристор около 80 А, а при мостовой от 160 и выше. Диоды нужно выбирать с учётом тока от 100 до 200 А. Транзистор КТ3107 возможно заменить на КТ361 или другой аналог с такими же характеристиками (можно и мощнее). Резисторы, находящиеся в управляющей цепи тиристора, должны быть мощностью не менее 1 Вт.

Бустеры и конденсаторные

ПЗУ аккумуляторного типа называются бустерами и представляют переносные АКБ, работающие по принципу блока переносного зарядного устройства. Они бывают бытовыми и профессиональными. Основное отличие в количестве встроенных элементов питания. Бытовые имеют ёмкость, достаточную для запуска авто с севшим аккумулятором. Им можно запитать только одну единицу техники. Профессиональные обладают большой ёмкостью и служат для запуска не одного авто, а нескольких.

Конденсаторные имеют очень сложную схему исполнения, и, следовательно, их невыгодно делать самостоятельно. Основная часть схемы является конденсаторным блоком. Стоят такие модели дорого, но являются портативным ПЗУ, способными запустить стартер даже со «сдохшим» аккумулятором. Частое использование приводит к очень быстрому износу аккумулятора, если он новый. Наибольшую популярность среди всех моделей получили Berkut (рисунок 1) с пусковыми токами 300, 360, 820 А. Принцип работы устройства заключается в быстрой разрядке конденсаторного блока и этого времени хватает для запуска ДВС.

Если сравнивать аккумуляторное и конденсаторное ПЗУ, то нужно учитывать особенности использования в конкретной ситуации. Например, при поездках по городу подойдёт аккумуляторный тип. В том случае, если происходят дальние поездки, то следует выбирать автономный тип ПЗУ, а именно конденсаторный.

Запуск двигателя с севшим аккумулятором с толкача

Это самый распространенный способ завести автомобиль с неработающим аккумулятором. Стоит сразу сказать, что технику запуска силового агрегата с толкача должен знать каждый водитель. Это важная информация, которая поможет вам получить необходимые знания по эксплуатации автомобиля, поддержит в сложную минуту за рулем.

Нужно понимать, что запуск с толкача должен произойти максимум с трех попыток, иначе в автомобиле зальет свечи, и завестись подобным образом не удастся. Намного проще завести теплую машину с толкача, так что не теряйте времени, если автомобиль заглох. Даже самостоятельно можно выполнить эту процедуру следующим образом:

  • откройте водительскую дверь, чтобы можно было быстро проникнуть в авто;
  • растолкайте машину достаточно для того, чтобы выполнить процедуру запуска;
  • запрыгивайте в салон автомобиля, включайте вторую скорость и быстро и энергично отпускайте сцепление;
  • задача в данном случае состоит в том, чтобы хоть один раз провернуть двигатель при включенной передаче;
  • при неудачной попытке можете повторять этот процесс несколько раз — в данном случае свечи вы не заливаете.

Конечно, намного проще выполнять запуск двигателя с толкача, когда у вас есть помощники. Обязательно следите за тем, какая дорога ждет вас впереди. Если на дороге есть значительный уклон, кто-то обязательно должен находиться за рулем машины. Иначе транспорт просто скатится по уклону вниз и уедет в неконтролируемом направлении.

Особенно важно следить за дорогой впереди, когда вы пытаетесь завести машину с толкача самостоятельно. Ведь в данном случае невозможно, чтобы вы находились за рулем и одновременно толкали автомобиль

Потому и сложности чаще всего возникает именно в данной ситуации. Правда, неполадки и проблемы могут возникнуть самые разные.

Как завести машину без аккумулятора с толкача в одиночку?

Бывает, вдали от оживленной трассы отказался работать севший аккумулятор. Как завести машину одному? Хорошо, если есть другой аккумулятор, им можно воспользоваться, как прикуривателем. Но зачастую выручить может только «толкач».

Хорошо, если авто стоит на спуске или ровной поверхности, можно растолкать. Но если сел аккумулятор любой бензиновый автомобиль можно завести с помощью 5-6 метров веревки, с «толкача».

Предлагаем пошаговый алгоритм, как завести переднеприводную машину с севшим аккумулятором одному:

  • С помощью руля выставить переднее колесо для удобного доступа.
  • Установить под переднее колесо домкрат.
  • Заднее колесо по диагонали от поднятого зафиксировать спереди и сзади опорами из кирпича или подручного материала.
  • Выставить зажигание, затянуть ручник, установить 3 передачу.
  • На колесо наматывается стропа, трос или веревка так, чтобы при разматывании вращение колеса было по ходу движения. Достаточно 3 нити по протектору.
  • Дернуть за конец намотки со всей силой, чтобы сообщить колесу наибольшую скорость. Повторять операцию, пока не заведется двигатель.
  • Выжать сцепление, выключить передачу, двигатель оставить в работе.

Освободить колесо от домкрата, убрать упор с задней части, снять веревку. Не заглушая двигатель поездить, чтобы подзарядить аккумулятор от генератора.

Автомобильное пуско-зарядное устройство – что это за «зверь»?

Автомобильное ПЗУ представляет собой компактное приспособление (весом, как правило, не больше килограмма) со встроенным аккумулятором, предназначенное для запуска двигателя автомобиля и подзарядки разряженной аккумуляторной батареи. ПЗУ снабжается проводами с зажимами-«крокодилами», которые подключаются к клеммам  автомобильного аккумулятора. В отличие от знакомых большинству автомобилистов зарядных устройств, используемых на СТО, пуско-зарядные устройства не только позволяют подзарядить аккумулятор, но и могут послужить источником тока для стартера. Простыми словами, с помощью пуско-зарядного устройства можно завести двигатель сразу, не дожидаясь, пока «севший» аккумулятор наберет достаточно заряда.

Зарядно-пусковое устройство подключается к аккумуляторным клеммам с помощью специальных зажимов

И все же: что делать, если в машине полностью разрядился аккумулятор

Классический прием – завести мотор с толкача. Пустить таким образом двигатель Волги, Жигулей, Москвича или Запорожца водители считали обыденным делом. Не мудрено, что конструкция автомобилей прошлого столетия была предельно простой и позволяла многое. Большая часть современных авто не приемлет старых приемов. Если вы попытаетесь где-нибудь в глуши завести с толкача машину с автоматом, то ее здоровье ощутимо пошатнется.

Толкнуть

Когда же аккумулятор сел на авто с механикой, то делать это по-прежнему можно. Напомним, что для мероприятия лучше привлечь одного-двух крепких пассажиров, и выполнить ряд действий в строгой последовательности:

  1. Включить зажигание.
  2. Разогнать машину.
  3. Выжать сцепление и включить вторую передачую.
  4. Плавно отпустить сцепление и помочь «газом» при необходимости.

Как только мотор устойчиво заработал, можно включить нейтральную передачу и остановить машину. Толкать не обязательно. Достаточно выкатить автомобиль на спуск или обратиться за помощью к коллеге автомобилисту, который любезно возьмет вас на буксир до момента пуска двигателя. Только будьте внимательны, чтобы не въехать ему в бампер.

Прикурить

Относительно недавно появился новый зимний тренд – найти автомобиль-донор и «прикуриться» от него. Подробности в отношении того, как прикурить аккумулятор автомобиля от другой машины , уже обсуждались редакцией Autobann.su. Если коротко, то две машины соединяются проводами и проблемный участник успешно заводится.

В том, как присоединять провода к донору и реципиенту, довольно много тонкостей, которые необходимо знать наизусть. Спешим предупредить, что незнание деталей не освобождает от ответственности. Электроника не прощает ни единого отступления от нормативов, указанных в методике.

Провода для этого дела нужны особенные. Так проводник должен быть медным, большого сечения с крокодилами на концах. Ввиду значительной разницы в качестве этих изделий, мы рекомендуем обзавестись своей парой, и проапгрейдить ее: поменять зажимы на сварочные.

Воспользоваться пуско-зарядным устройством

ПЗУ – это обычный зарядник для автомобильной батареи, дополненный функцией запуска двигателя при севшей АКБ. В режиме «Пуск» изделие способно выдавать высокий ампераж, чего и требует стартер. Обычное ЗУ не рассчитано на такие нагрузки, при попытке провернуть такой сценарий прикажет долго жить.

Техника использования подобна «прикуриванию»:

  • Включить пуско-зарядное устройство в сеть.
  • Выбрать режим «Пуск».
  • Плюсовой «крокодил» накинуть на «+» АКБ.
  • Минус соединить с блоком цилиндров мотора.
  • Пустить двигатель.
  • Через 15-20 минут отключить ПЗУ в обратной последовательности.

Как любой другой электрический прибор, ПЗУ требует наличия поблизости розетки 220В. А значит рассчитывать на него за пределами гаража или придомовой парковки не приходится. Альтернатива громоздкому и энергозависимому аппарату есть, и мы ее обсуждали. Это бустер для запуска двигателя , или по-другому – портативное пуско-зарядное устройство. Удивительно, но батарея с размером в телефон способна оживить автомобиль даже в глуши. По сути – это единственный современный способ пуска, когда аккумулятор полностью сел, а рядом – никого. Единственная рекомендация – выбирайте аппарат соразмерно с объемом двигателя.

Прокрутить коленвал

Заставить двигаться поршня можно вращая колесо на передаче или… сам коленвал. В бытность для этого использовали «кривой стартер», а ныне наматывают веревку или пожарный рукав на поддомкраченное колесо. Этим методом мало кто пользуется, поскольку он актуален только для машин с МКПП, а альтернатива пустить мотор «с толкача» на этом фоне выглядит проще.

Информационный сайт о накопителях энергии

Аккумулятор в автотранспорте является вспомогательным источником энергии. Однако невозможно произвести запуск без электроимпульса , обладающего определенными параметрами. Определить работоспособность АКБ можно по тому, как заводится авто. Быстро и бесшумно обеспечивает запуск исправная батарея. Чем натужнее заводится машина, тем меньший заряд в источнике энергии. Разберемся в причинах, почему может садиться аккумулятор в машине.

Метод «пьяный аккумулятор»

На самом деле, это не шутка, и речь идет о реально работающем способе, применяемом исключительно при определенных обстоятельствах конкретного форс-мажора.

Ясно, что для запуска двигателя придется использовать спиртосодержащую жидкость. А посему перед глазами сразу возникает картина, когда весело отдыхающая в лесу компания всю ночь слушала магнитолу, а утром оказалось, что машина не заводится.

Как всегда, нет предела человеческой изобретательности. В банки батареи можно влить жидкость, содержащую спирт. Главное, чтобы в ней не было сахара. В каждый отсек заливается до 30 мл красного или белого вина . Кислота вступает в активную химическую реакцию со спиртом, сопротивление падает, а напряжение становится выше — и мотор запускается.

Помните: водкой или самогоном машину не заведешь , потому что сахар присутствует и в том, и в другом напитке.

Способ 1 «Пуско-зарядное устройство» . Самый простой и безболезненный запустить аккумулятор – это специальное устройство. Его подключают к сети, переключатель режимов ставят в позицию «пуск». Плюсовой провод ПЗУ подключается к + клемме, минусовой – к блоку двигателя ближе к стартеру. Поверните ключ в замке зажигания, после того, как машина завелась, пуско-зарядное устройство можно выключать.

Такой метод подходит для всех типов машин (с автоматической и механической трансмиссией).

Способ 2 «Дай прикурить!». Для этого потребуется: автомобиль «донор» – 1 штука, провода для прикуривания (сечение более 16 кв.мм), ключ на 10. Аккумулятор у машины-донора должен быть в нормальном рабочем состоянии, не пытайтесь прикурить 12-вольтный агрегат от 24-вольтного, напряжение должно быть одинаковым. Исключение – подпитка 24-вольтного аккумулятора от двух 12-вольтных, которые соединены последовательно. Автомобили ставят рядом, но они не должны соприкасаться. Двигатель у «донора» глушат, у второго авто нужно снять минусовую клемму. Соблюдайте полярность, иначе электроника попросту выйдет из строя. В основном минусовый провод маркирован черным, а плюсовой – красным. Плюсовые клеммы нужно соединить между собой, затем подключаем минус к «донору» и только после этого минус к реанимируемой машине. После этого можно завести «донора» на 4-5 минут, чтобы «мертвый» аккумулятор подзарядился, потом можно завести вторую машину и дать поработать 5-7 минут. Клеммы отключают, дайте авто поработать минут 15-20, зарядка происходит быстрее при включенном двигателе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector