Неповиновение сотруднику полиции

Меры по профилактике неповиновений

Выявление и профилактика таких преступлений в интересах общества служит показателем состояния власти в государстве.

Меры предупредительного характера включают в себя следующие направления:

  • уменьшение числа граждан, способных оказывать сотрудникам ОВД какое-либо противодействие за счёт улучшения благосостояния населения;
  • профилактическая работа с лицами, ранее привлекаемыми к ответственности за такие проявления;
  • влияние на профессиональную деформацию работников полиции;
  • обеспечение мер неотвратимости наказания за такие правонарушения;
  • использование возможностей СМИ для доведения фактов наказания виновных в противодействии требованиям полиции.

Большое значение в комплексе мероприятий профилактики противодействий работникам ОВД имеют социальные меры.

Снижение числа сопротивлений и неповиновений происходит в случаях:

  • нормализации социальной составляющей общественной жизни;
  • ликвидации правовой неграмотности и культуры граждан;
  • сформированного позитивного мнения в обществе о деятельности полиции.

Следует помнить о главных условиях возникновения неподчинений, которые лежат в области социального и духовно-культурного уровня общественного развития.

Обстоятельства совершения рассматриваемых деяний тесно связаны с криминальной составляющей мер профилактики:

  • борьба с преступными проявлениями;
  • исключение отрицательных факторов при воспитании личности;
  • влияние на психологию субъекта совершающего такие правонарушения.

Как бы ни были устойчивы волевая составляющая характера, профессиональная готовность, обеспечение сотрудника полиции, разнообразие ситуаций в период службы не исключает вероятность случаев противодействия законным требованиям.

Неповиновение и сопротивление, в чем разница

Существуют два разных понятия, которые иногда путают:

  1. сопротивление;
  2. неповиновение.

Второй вид правонарушения носит пассивный характер. Подобные деяния чаще всего проявляются в виде отказа выполнять законные требования представителей власти. За их совершение гражданина привлекают к административной ответственности.

Если во время сопротивления происходит умышленное действие, целью которого сорвать планы сотрудников полиции по установлению общественного порядка, поступок будет квалифицироваться как сопротивление. Подобные деяния сопровождаются применением физической силы.

Ответственность за сопротивление сотрудникам полиции

Ответственность за сопротивление сотрудникам полиции

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» предоставляет сотрудникам полиции широкие полномочия по ограничению свободы действий лиц, допустивших нарушение законодательства. К сожалению, некоторые граждане, не согласные с действиями сотрудников полиции, не считают нужным подчиняться их требованиям и оказывают активное сопротивление. Тем самым они существенно усугубляют своё положение, поскольку помимо наказания за совершённое противоправное деяние они могут быть привлечены также к ответственности за сопротивление сотрудникам полиции.Так, например, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечёт наложение штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или арест на срок до 15 суток (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ).Если при совершении мелкого хулиганства нарушитель не повинуется законному требованию сотрудника полиции, то он будет оштрафован на сумму от 1000 до 2500 рублей или арестован на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ). Если же нарушение общественного порядка подпадает под признаки уголовно наказуемого хулиганства и нарушитель при этом оказывает сопротивление сотруднику полиции, то наказание будет существенно строже – придётся заплатить штраф в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или отправиться за решётку на срок до 7 лет (ч. 2 ст. 213 УК РФ).С учётом особого статуса сотрудников полиции даже их оскорбление, если оно совершено публично, является преступлением и наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей, обязательными работами на срок до 360 часов или исправительными работами на срок до 1 года (ст. 319 УК РФ).Если же преступник осмелится применить в отношении сотрудника полиции насилие или хотя бы станет угрожать применением насилия, то ему придётся заплатить штраф в размере до 200 тысяч рублей или лишиться свободы на срок до 5 лет (ч. 1 ст. 318 УК РФ), а если применённое насилие будет к тому же опасно для жизни или здоровья, то срок наказания составит до 10 лет лишения свободы (ч. 2 ст. 318 УК РФ).В тех же редких случаях, когда нарушитель окончательно теряет чувство меры и посягает на жизнь сотрудника полиции, то за это он может отправиться за решётку пожизненно (ст. 317 УК РФ).Поскольку в подавляющем большинстве случаев требования сотрудников полиции являются законными, самым правильным поведением гражданина, которому эти требования адресованы, является их безусловное исполнение. Естественно, это не исключает возможности последующего обжалования этих требований, и если они в установленном порядке будут признаны незаконными, то сотрудники полиции, несмотря на свой особый правовой статус, сами понесут заслуженное наказание.

Прокурор Гагинского района

младший советник юстиции

А. В. Васенин

Неповиновение сотруднику полиции статья особенная. Административное законодательство решает задачи, стоящие перед государством. Наличие процессуальной базы защищает работников МВД, исполняющих обязанности по охране установленного порядка взаимоотношений между субъектами общества и по противодействию противоправным проявлениям.

Статья 19.3 КоАП: идти ли мне в суд? | ОВД-Инфо

Вечером 30 декабря, в день вынесения приговора по «Делу Ив Роше», московская полиция задержала в окрестностях Манежной площади около 250 человек. Задержанных доставили в 14 ОВД, большинство из них вскоре отпустили без составления протоколов. Около 70 человек были оставлены под арестом до утра по обвинению в неповиновении законным распоряжениям сотрудников полиции.

Соответствующая статья, 19.3 КоАП, предполагает наказание от штрафа до ареста и, следовательно, позволяет сотрудникам полиции продлевать срок задержания со стандартных трех часов до двух суток.

На следующий день, 31 декабря, Тверской районный суд Москвы, в ведении которого находятся задержания на Манежной площади, рассмотрел только два дела.

Михаил Кригер и Роман Немучинский, которые, по словам других ночевавших в ОВД Мещанский, ничем особенно не выделялись, были приговорены к 15 суткам ареста и встретили Новый год в спецприемнике № 2 в Хорошево-Мневниках.

Для остальных задержанных, которых освободили до суда, предложив им подписать «обязательство о явке» на 12—19 января, мы подготовили ответы на несколько актуальных вопросов.

Если после прочтения этого материала вы решите идти в суд и вам нужна помощь юриста, оставьте заявку в разделе «Помоги себе сам» на нашем сайте.

Какое наказание мне грозит по статье 19.3 КоАП?

До недавнего времени статья 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции) предусматривала наказание в виде штрафа от пятисот до одной тысячи рублей или арест на срок до пятнадцати суток.

Летом 2014 года законодатели добавили к ней новую, шестую часть, вводящую наказание за «повторное» неповиновение сотруднику полиции, если оно произошло на публичной акции. Такое правонарушение предусматривает гораздо более суровые санкции: штраф в размере пяти тысяч рублей или арест до тридцати суток.

Каким образом будет работать новый закон и как суды будут обходить созданные им коллизии, пока неясно.

Татьяна Глушкова, старший юрист автономной некоммерческой организации «Юристы за конституционные права и свободы» (ЮРИКС):

3, то суд не вправе переквалифицировать его действия и вменять часть шесть, если факт того, что человек привлекался к ответственности по этой статье ранее, выяснился только в суде. Напротив, суд вправе переквалифицировать часть шесть на часть один.

То есть он может улучшить, но не ухудшить положение привлекаемого к ответственности человека.

Как видите, статья 19.3 предоставляет судам возможность очень широкого усмотрения при назначении наказания. Человека можно оштрафовать на 500 рублей, а можно посадить на 15 суток.

Исходя из своей практики, могу сказать, что арест по этой статье, как правило, является исключительной мерой, которую применяют к «особо отличившимся» активистам. Всем остальным назначают штрафы, размеры которых невелики.

В качестве дополнительного индикатора можно выделить еще такой: если человека отпустили из ОВД до суда, то аресты не применяются практически никогда. Как правило, их назначают только в тех случаях, когда человека доставляют в суд прямо из ОВД на следующий день после задержания.

Что такое обязательство о явке в ОВД?

Алексей Горинов, юрист движения «Солидарность»:

Такие вещи не надо никогда подписывать. Не понятно, для чего гражданину являться в ОВД. Для чего? С какой целью и в каком статусе он должен являться? Если он задержан, то должен быть составлен протокол о задержании, если ему вменяется какое-то правонарушение, то должен быть протокол. И на этом все. Зачем еще являться? По какому делу, непонятно.

Максим Крупский, юрист ЮРИКС:

Я с таким в своей практике не сталкивался.

Если существует официальное распоряжение, по какой причине человека должны были вызвать в ОВД, в связи с чем, и ему дается какая-то повестка, подписанная и лицом, которое эту повестку оформляет, и самим человеком, с указанием четкой даты, четкого времени, когда человек должен прибыть, — в этом случае, вероятно, у человека существует обязательство явиться в ОВД. Но если этот документ оформлен таким образом, как я обычно видел, как обязательство о явке в суд, когда речь идет о какой-то бумажке, на которой написано два слова о том, что вы обязуетесь явиться в суд такого-то числа, неизвестно в какое время, неизвестно зачем, то это, естественно, никаких правовых последствий за собой не несет. У каждого вызова в тот же самый ОВД должно быть четкое правовое основание.

Каковы обязанности полицейского при задержании?

Сотрудник при обращении должен предоставить документы (служебное удостоверение), назвать должность, звание, ФИО. Обязательно сообщить причину, цель обращения. Также требуется разъяснить причину, основания ограничения прав и свобод.

Уполномоченный имеет право проверить документы (паспорт) в случае:

  • если имеются подозрения в совершении правонарушения;
  • есть информация, что гражданин находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению административного дела;
  • существуют иные основания при задержании.

Сотрудник полиции должен разъяснить права на помощь адвоката, услуги переводчика, уведомление родственников. Также требуется составить протокол задержания. Он составляется при административном задержании. Если совершено преступление, то в течение трех часов гражданина доставляют к следователю. В документе указывают основания, мотивы задержание, а также время и место. Нарушитель имеет право ознакомиться с протоколом и убедить, что все поля заполнены. После прочтения необходимо поставить отметку согласия или несогласия. Полицейский уведомляет в течение трех часов после задержания о месте нахождения административно- учебного заведения, работы, ближайших родственников.

Сопротивление при задержании полицейскими

Действующее законодательство в cт. 19.3 КоАП РФ и в cт. 317—318 УК РФ определяет следующие действия задержанного в отношении органов охраны правопорядка как оказание сопротивления:

  • публичное оскорбление стража порядка;
  • угрозы;
  • отказ от выполнения законных требований сотрудника полиции (лечь на пол, бросить оружие и т.д.);
  • причинение вреда здоровью полицейским;
  • посягательство на жизнь;
  • попытка уйти с места преступления.


Все вышеперечисленное можно условно поделить на две группы: пассивные действия, называемые неповиновением (отказ от выполнения требований сотрудника полиции), и активные (противоправные действия, направленные против полицейского, например, нападение), считающиеся сопротивлением.

Процесс задержания

Независимо от причин задержания порядок действий сотрудника правоохранительных органов подчиняется особым правилам.

Задержавший вас сотрудник полиции обязан:

  1. Представиться и показать вам удостоверение, подтверждающее его должность и фамилию.
  2. В обязательном порядке назвать причины задержания.
  3. Перечислить ваши права.
  4. Занести все в протокол.
  5. Если задержанный младше 18 лет, он сразу же должен поставить в известность родителей или опекунов о произошедшем событии.


Как вести себя при задержании:

  1. Универсальный совет: будьте спокойны и вежливы.
  2. Запишите данные из удостоверения полицейского.
  3. Показывайте паспорт из своих рук (вообще для требования документа необходимы веские основания, такие, как подозрение в совершении преступления).
  4. Если вас попросили показать личные вещи, вы сами их показываете, полицейские не имеют права их трогать (исключение составляет ситуация, когда есть основания для досмотра, при этом вызываются понятые и составляется протокол).

Какие действия могут привести к ответственности

Отказ выполнять распоряжения сотрудника полиции может быть выражен в разных формах:

  1. Игнорирование просьб и замечаний полицейского.
  2. Прямой отказ выполнить распоряжение сотрудника полиции.
  3. Создание каких-либо условий, мешающих полицейскому исполнять свои должностные обязанности.
  4. Использование оскорблений или применение физической силы в отношении сотрудника правоохранительных органов.

В данном вопросе стоит четко разграничивать понятия неповиновения и сопротивления полиции.

Неповиновение законному распоряжению заключается в отказе исполнять требования сотрудника полиции, то есть такое действие (бездействие) носит пассивный характер.

Например, в случае, если водитель отказывается предоставить водительское удостоверение, или гражданин, подозреваемый в совершении преступления, отказывается проехать в отдел полиции для дальнейших разбирательств.

Сопротивление же состоит в применении каких-либо активных действий, направленных на то, чтобы помешать сотруднику МВД нести службу. Примером может послужить использование физической силы или же угроз в адрес полицейского.

Дело в том, что сопротивление сотруднику полиции уже будет рассматриваться как уголовное преступление и регулироваться в соответствии со статьей 318 УК РФ, которая предполагает гораздо более суровое наказание.

В любом случае, лучше всего не игнорировать просьбы сотрудников полиции, а тем более не пытаться оказать какого-либо рода сопротивление. Ведь если гражданин уверен, что он не совершал противоправных действий и требования полиции безосновательны, это вскоре прояснится, и обе стороны мирно разойдутся.

Отличительные признаки неповиновения и сопротивления

Основным различием между неповиновением и сопротивлением представителю власти, которым является сотрудник полиции, является мера ответственности. Тонкая грань в понимании того, когда одно противоправное действие перерастает в другое, существует и не всегда однозначно можно квалифицировать действия виновного.

Под неповиновением понимают явное нежелание исполнить законные требования или игнорирование их в принципе, за которое предусмотрено наказание по административному законодательству.

Статья 19.3 определяет случаи привлечения к ответственности. Особенностью таких неправомерных действий считается умышленный, намеренный характер, выраженный в повторяющемся отказе в грубой форме исполнить требование полиции, когда сотрудник исполняет служебные обязанности.

Подтверждением того, что работник МВД находится на службе, являются: форма сотрудника полиции, нагрудный жетон, установленной формы, служебное удостоверение.

Неподчинение требованию, основанному на законе, делится по видовому принципу:

  • активные проявления;
  • пассивные проявления;
  • групповое совершение;
  • открытые призывы;
  • распространение ложной информации, которая привела к дестабилизации в обществе.

На практике неповиновение, предусмотренное административным законодательством, тесно связано с вытекающими из этого правонарушения уголовно наказуемыми последствиями в отношении работников правоохранительных органов.

Основные условия привлечения виновных за невыполнение распоряжения работника полиции:

  1. Сотрудник заступил на службу с выполнением функций обеспечения установленного порядка в обществе.
  2. Предупреждение правонарушителя о последствиях невыполнения законных указаний, сказанных в убедительной форме.
  3. Субъект, отказывается выполнять и при этом знает, что распоряжение предъявляет представитель власти.

При определении квалифицирующего признака обязательно устанавливается статус должностного лица, требования которого не исполняются. В соответствии с 25 статьёй Закона о полиции полицейским считается лицо, исполняющее служебные обязанности в должности сотрудника ОВД и имеющее специальное звание.

Сопротивление характеризуется намеренными активными действиями, направленными на воспрепятствование деятельности правоохранительной деятельности полиции. Опасность состоит в том, что возникает угроза для общества и принижается авторитет представителей силовых структур. В таких проявлениях источником, подталкивающим к противоправным действиям, является антиобщественная, криминальная составляющая.

Причинная составляющая силовому противодействию состоит из следующих моментов:

  • недостаточная практика привлечения к ответственности из-за неочевидности состава деяний;
  • наличие убеждения у виновного дозволенности активно сопротивляться полиции, не задумываясь о последствиях.

Неповиновение и сопротивление являются следствием реализации желания, допустившего нарушение закона, избежать наказания за совершённые какие-либо другие противоправные действия или наличие при себе запрещённых предметов.

Социальный и психологический статус лиц, совершающих эти действия, носит выраженный антиобщественный характер с маргинально-агрессивной формой личности, ориентированных на физическое решение конфликтов и неприязнь к сотрудникам полиции.

Меры наказания за неповиновение полиции

Нормы ограничения гражданских свобод нарушителей общественного порядка регулирует Федеральный закон №3-ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 г.

Различия между неповиновением, оскорблением и сопротивлением

Законодатель строго разграничивает сопротивление, оскорбление и неповиновение работнику МВД. Неповиновение определяется как отказ от выполнения требований сотрудника правоохранительных органов.

Оно относится к правонарушениям, подпадающим под действие административного законодательства (статья 19.3 КоАП, ссылка в конце статьи).

Умышленное физическое воздействие с целью препятствовать исполнению сотрудником полиции служебного долга определяется как сопротивление. Ответственность за него регулируется уголовным правом (ст. 213 УК). Наказание за оскорбление работника внутренних дел устанавливает 319 статья УК.

На практике основной сложностью становится проведение границы между этими нарушениями. В большинстве ситуаций задержанному трудно доказать, что он не переступал черту между пассивным неподчинением и оскорблением или активным противодействием по отношению к работнику МВД.

К тому же, мера пресечения зависит и от должности сотрудника милиции, которому оказано неповиновение.

Правовые признаки неповиновения

Неповиновение распоряжению сотрудника органов полиции рассматривает ст. 19.3 Кодекса об Административных правонарушениях. С точки зрения закона, сущность данного деяния заключается в:

  • неподчинении законному требованию сотрудника правопорядка;
  • безразличном отношении к замечаниям сотрудника полиции;
  • демонстративном отказе выполнить распоряжение сотрудника полиции либо в пассивном игнорировании этого распоряжения, которое выразилось в продолжительном бездействии;
  • создании препятствий различного рода для осуществления сотрудником полиции своих должностных полномочий.

Нарушитель же должен быть правоспособным лицом старше 16 лет, его действия либо бездействие должны быть умышленными. Они могут сочетаться со словесным унижением чести и достоинства сотрудника полиции в оскорбительной форме.

Разрешение ситуации с незаконными требованиями

Вопреки распространенному мнению, в обязанности российских граждан не входит постоянное ношение с собой удостоверения личности. Гражданин не должен нести никакой ответственности в случаях, когда он не имеет возможности предъявить соответствующий документ сотруднику полиции.

Как должна быть реализована просьба полицейских предъявить документы? По закону, представитель правоохранительной системы обязан представиться и назвать четкую причину проверки документов. Если гражданин пожелает, то сотрудником должно быть показано удостоверение. Разъяснение о причине проверки должно носить примерно следующий характер:

  • лицо, по версии полицейского, могло совершить побег из места лишения свободы;
  • гражданин похож на нарушителя с фоторобота;
  • лицо проникло на частную или охраняемую территорию;
  • у гражданина могло быть замечено психическое расстройство и т.д.

Если же ситуация складывается не лучшим образом, и гражданин у «шьют» незаконное обвинение за неповиновение, то единственным и самым оптимальным вариантом будет обращение к проверенному адвокату.

Комментарии к статье 19.3 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

Невыполнение участником публичного мероприятия требований сотрудника квалифицируется по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ

Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.

К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 года содержатся следующие разъяснения:

«Вопрос 2. Как следует разграничивать составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 и частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, при привлечении к административной ответственности участников публичных мероприятий?

Ответ. Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.

Вместе с тем невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контролю за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия (например, отказ предъявить документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении его дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для задержания такого лица в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в том числе в случае, если упомянутые обстоятельства имели место в ходе проведения публичного мероприятия.

При этом указание на невыполнение лицом законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контроля за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия, в соответствии с требованиями части 2 статьи 28.2 КоАП РФ должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 названного кодекса.

Таким образом, при квалификации тех или иных действий (бездействия) участников публичного мероприятия в качестве подпадающих под признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 либо частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, необходимо оценивать их связь с проводимым публичным мероприятием».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector